Мария Торбеева
Использование кругов Эйлера в речевом и познавательном развитии детей
▼ Скачать + Заказать документы
Еще Константин Дмитриевич Ушинский утверждал, что познание любого предмета происходит, только через приравнивание его к чему-то и отличая от чего-то.
Сравнение позволяет найти существенные и несущественные признаки, определить свойства и отличия. Ребёнок учится понимать, что у всего есть свои характеристики и свойства для качественной ориентировки во всех видах деятельности.
Что такое Круги Эйлера?
Публикация «Использование кругов Эйлера в речевом и познавательном развитии детей» размещена в разделах
Название пошло от фамилии изобретателя Леонарда Эйлера. С 18 века эта технология используется в логике, математике, развитии речи детей. Изначально - это геометрическая схема, которая применяется для наглядного отображения отношений между множествами.
Существуют несколько моделей кругов :
а) Непересекающиеся круги (это одно какое-либо понятие);
б) Пересекающиеся круги (множества имеют общие признаки);
в) Один круг вложен в другой (одно понятие и его подклассы).
Какие задачи можно решить с помощью кругов Эйлера?
• формировка умения выявлять свойства в объектах, сравнивать и классифицировать их;
• развитие логического и пространственного мышления;
• логика и обоснование выбора;
• Воспитание самостоятельности и инициативы.
Применение технологии актуально со среднего возраста.
Проще всего использовать гимнастические обручи.
Прежде, чем приступить к играм, определим, что значит «положить в круг», и что такое «предмет вне круга». То есть, мы выбираем предмет, ориентируясь на определенный признак.
1 вариант игры (подготовительный этап) : «Найди друга».
НА МАРКЕРНОЙ ДОСКЕ – Круг. Найти друзей. (Для детей ПРЕДМЕТ) А какие друзья для Солнца? (горячее)
2 вариант: «Соберем всех друзей». В лежащий обруч дети собирают предметы только по одному признаку. Неподходящие объекты остаются за кругом.
3 вариант: «Чей друг?» В этом варианте играем с двумя кругами и двумя признаками.
Разделить предметы, чтобы в одном круге оказались птицы, а в другом – животные. По окончании определить общие признаки для каждой категории, закрепить обобщающие понятия.
алгоритм работы по вопросам:
- чем они похожи.
- чем они различаются.
- какой общий признак.
- каждой группе дай общее название.
- кто не подходит к данной группе.
- озвучь результаты сравнения.
По этому алгоритму легко закрепить цвет, форму, размер, материал, назначение, действие, среду обитания, внешние признаки, обобщение и анализ.
4 вариант: «Общие друзья» Классифицируем объекты по 2м признаком, но с пересекающимися кругами. В пересечение попадут предметы с общими признаками.
алгоритм работы по вопросам:
- каждой группе дай общее название.
- чем они похожи.
- чем они различаются.
- почему есть предметы в пересечении.
- кто не подходит ни к одной группе.
5 вариант – это усложнение предыдущего по количеству кругов. 3 обруча и классификация по 3 признакам.
Например: Море, Серое, Млекопитающие
Используя пересекающиеся круги, наглядно видно разнообразие и объединяющие факторы предметов.
6 вариант - игра с вложенными кругами в большой круг. Это наглядная демонстрация подгрупп в общем понятии.
Например: «Кто живет рядом друг с другом?» Разделить животных по месту обитания: жаркие страны, на севере, морские обитатели, дикие и домашние.
Пост-работа:
- «Паровозик друзей» : дети по очереди выставляют выбранные игрушки и обозначают общий признак с предыдущим объектом.
- дидактические игры на классификацию
- «Угадай, кто?» отгадывание загадок, а после самостоятельное составление.
Круги Эйлера объединяют лексику, сенсорику, произвольное внимание, связную речь, анализ и синтез.