Лучший педагог года

Использование кинезиологических упражнений в совместном занятии детей и родителей

Вера Якимычева
Использование кинезиологических упражнений в совместном занятии детей и родителей
▼ Скачать + Заказать документы

Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий. Всех людей по соотношению активности полушарий можно условно разделить на три типа: право-, лево- и равнополушарные. Более активное полушарие определяет стратегию мышления, эмоционального реагирования, восприятия, памяти, интеллектуальной активности и т. д. При обучении и воспитании детей необходимо учитывать особенности функциональной асимметрии полушарий.

Публикация «Использование кинезиологических упражнений в совместном занятии детей и родителей» размещена в разделах

Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта. Его можно развивать с помощью кинезиологических упражнений – комплекса движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры как межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация их работы.

ЦЕЛИ

• Развивать высшие психические функции.

• Функционально активизировать подкорковые образования мозга.

• Обеспечивать и регулировать общий энергетический фон, на котором развиваются все психические функции.

• Стабилизировать межполушарное взаимодействие.

• Обеспечивать приемы и тонкий анализ модально-специфической информации.

• Обеспечивать регуляцию, программирование и контроль за протеканием психической деятельности, управление работой нижележащих уровней.

В стрессовой ситуации нарушается проводимость через мозолистое тело, ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а ведомое блокируется. Два полушария начинают работать без интеграции. Нарушаются пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного восприятия с работой пишущей руки. Ребенок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимая информацию на слух или глазами. Одно из основных условий его успешной адаптации к стрессовому обучению – развитие мозолистого тела, укрепляющего и объединяющего головной мозг.

Упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. В результате повышается уровень эмоционального благополучия, улучшается зрительно-моторная координация, формируется пространственная ориентировка.

Познакомившись с работами А. Л. Сиротюк, стала использовать на занятиях кинезиологические упражнения и коммуникативные игры, для того чтобы дети почувствовали себя командой, увидели друг в друге положительные стороны, знали, что они принимаемы другими детьми. Ведь это так важно!

На занятиях используются растяжки, упражнения: кинезиологические, дыхательные и глазодвигательные для релаксации, развития коммуникативной и когнитивной сферы. Когда видишь лица детей на этих занятиях, понимаешь – это то, что им нужно, это им нравится, они счастливы!

Мне хотелось бы поделиться с читателями журнала одним из занятий этой системы, которое мы проводили совместно с родителями. На совместном занятии родителей и детей мы показали, что же такое кинезиологические упражнения, и рассказали о кинезиологии и целях данных упражнений.

Рассмотрим некоторые элементы занятий:

Психологическая подготовка к занятию с помощью сенсорных мешочков

(или массажного мяча)

ЦЕЛИ

• Настраивать на занятие.

• Повышать эмоциональность, коммуникативность.

Все встают в круг и передают друг другу сенсорный мешочек со словами: «Здравствуй, Вася!», ему отвечают «Здравствуй, Сережа!» и т. д., пока все не поздороваются.

Приветствие своего тела: упражнение «С добрым утром!» с целью создать у детей положительное психоэмоциональное настроение.

Коммуникативное упражнение «Приветствие»

ЦЕЛИ

• Развивать умение общаться.

• Помогать детям увидеть свои положительные стороны, почувствовать, что они принимаемы другими детьми.

Дети и родители встают в круг и по команде здороваются друг с другом разными частями тела: правая рука с правой рукой, нос с носом, пятка с пяткой, бедро с бедром, спина со спиной, ухо с ухом.

Игра «Котик»

ЦЕЛИ

• Активизировать тактильные ощущения.

• Развивать переключаемость движений.

Кот (один ребенок или родитель) «спит» в центре, мыши (остальные дети и родители) тихо на цыпочках крадутся, потом подходят к коту, гладят его и поют:

Котик, котик, что ты

спишь?

По двору крадется мышь.

Котик вскакивает, кого он поймает, тот становится котиком.

Релаксация «Ковер-самолет»

ЦЕЛЬ

• Показать способы отдыха после активной игры.

И. п. – лежа на спине, глаза закрыть, при этом играет спокойная музыка.

Логопед. Мы ложимся на волшебный ковер-самолет. Он плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает. Ветерок нежно обдувает усталые тела, все отдыхают… Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки и озера… Постепенно ковер-самолет начинает снижение и приземляется в нашей комнате (пауза… Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно и аккуратно садимся.

Упражнение «Яйцо»

ЦЕЛЬ

• Активизировать работу стволовых структур мозга (наибольший эффект достигается при выполнении этого упражнения с мамой).

Ребенок садится на пол, подтягивает колени к животу, обхватывает их руками, голову прячет в колени. Пусть представит себя цыпленком, который будет вылупляться из яйца. Мама садится сзади ребенка, обхватывает его руками и ногами, изображая скорлупу, и предлагает цыпленку вылупляться.

Упражнение «Тоннель»

Дети и родители встают на четвереньки боком друг к другу, изображая тоннель. Каждый ребенок проползает по «тоннелю», достраивая его в конце, при этом его слегка прижимают, чтобы он, ползя, прикладывал усилия.

Коммуникативная игра «Я знаю, что ты любишь…»

Дети садятся кругом и, поворачиваясь друг к другу, заканчивают фразу «Я знаю, что ты любишь…». Если ребенок угадал, что любит другой, игра продолжается, если нет, ребенок ищет другое продолжение фразы.

Растяжка «Струночка»

ЦЕЛЬ

• Развивать межполушарное взаимодействие, управление своим телом, ориентировку в пространстве.

Упражнение выполняется, лежа на спине. Дети должны почувствовать пол головой, шеей, спиной, плечами, руками, ягодицами и ногами, а затем описать свои ощущения. Пол может быть твердым, жестким, мягким, холодным или теплым, гладким или шершавым, ровным или бугристым.

Затем родитель берет одну руку ребенка и немного растягивает (другая рука лежит расслабленно, затем другую руку. Аналогично поочередно растягиваются ноги. Далее ребенку предлагается представить себя сильно натянутой струной и растягивать тело, потягиваясь сначала двумя руками и двумя ногами, затем – правой (рука, бок, нога) и левой стороной тела (линейные растяжки). Спина при этом не должна напрягаться и выгибаться.

Дыхательные упражнения

ЦЕЛИ

• Активизировать работу стволовых отделов мозга.

• Ритмировать правое полушарие, энергетизацию мозга.

И. п. – лежа на спине. Детям и родителям предлагается расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе воображаемый шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять). Пауза – задержка дыхания. Выдох – втянуть живот как можно сильнее. Пауза – вдох, при этом губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.

Глазодвигательные упражнения

ЦЕЛИ

• Развивать межполушарное взаимодействие.

• Формировать сканирование пространства.

И. п. – лежа на спине. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Начинается отработка движений глаз по четырем основным (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным направлениям (по диагоналям); сведение глаз к центру. У родителей в руках маленькая яркая игрушка, дети следят за перемещаемым предметом. Глаза сначала смотрят на расстояние вытянутой руки, затем на расстояние локтя и, наконец, ближе к переносице. Упражнение совершается в медленном темпе (от 3 до 7 с) с фиксацией в крайних положениях на время, равное предшествующему движению глаз.

Упражнения для развития мелкой моторики рук

ЦЕЛИ

• Развивать мелкую моторику рук с помощью упражнений «колечко» и «кулак – ребро – ладонь».

• Развивать межполушарное взаимодействие, произвольность и самоконтроль, переключаемость движений.

• Активизировать пальцы рук.

• Развивать переключаемость движений, самоконтроль.

• Развивать эмоциональное восприятие.

И. п. – сидя на полу.

«Колечко». Поочередно и как можно быстрее дети пе ребирают пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале методика выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

«Кулак – ребро – ладонь». Детям показывают три положения руки, последовательно сменяющих друг друга: ладонь на плоскости; ладонь, сжатая в кулак; ладонь ребром; распрямленная ладонь на плоскости пола. Дети выполняют указания, затем по памяти 8-10 раз. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе. При затруднениях в выполнении предлагается ребенку помогать себе командами («кулак – ребро – ладонь», произносимыми вслух или про себя.

Коммуникативное упражнение «Комплимент»

Дети и родители садятся в круг. Каждый участник говорит соседу справа (или слева) фразу, которая начинается со слов: «Мне нравится в тебе…».

Релаксация «Огонь и лед»

Упражнение включает попеременное напряжение и расслабление всего тела. Дети и родители выполняют упражнение лежа. По команде «Огонь!» дети начинают интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений каждый ребенок выбирает произвольно. По команде «Лед!» дети застывают в позе, в которой их застигла команда, напрягая до предела все тело. Несколько раз чередуются обе команды, произвольно меняя время выполнения.

Когнитивное упражнение «Чаша доброты» (эмоциональное развитие)

Логопед. Сядьте удобно, закройте глаза. Представьте перед собой любимую чашку. Мысленно наполните ее до краев своей добротой. Представьте рядом другую, чужую чашку, она пустая. Отлейте в нее из своей чашки доброты. Рядом еще пустые чашки. Отливайте из своей чашки доброту в пустые. Не жалейте! А сейчас посмотрите в свою чашку. Она пустая, полная? Добавьте в нее своей доброты. Вы можете делиться своей добротой с другими, но ваша чашка всегда будет оставаться полной. Откройте глаза. Спокойно и уверенно скажите: «Это я! У меня есть такая чашка доброты!»

При рассмотрении каждого элемента занятия в отдельности, выделяя его цели, указывая, на что именно направлено то или иное упражнение, мы помогали родителям понять важность и значимость этого комплекса упражнений. Возможности компенсации когнитивных и поведенческих нарушений существенно повышаются при активном участии родителей в формирующей работе.

После беседы с родителями разъясняем, как можно использовать кинезиологические упражнения дома, о пользе этих упражнений, отвечаем на вопросы о домашних заданиях, артикуляционной гимнастике, звуковом анализе слогов и слов – обо всем, что волнует родителей.

Возможно, использование этих упражнений вызовет интерес у читателей журнала, ведь все мы – люди творческие, находящиеся в постоянном поиске, для того чтобы помочь нашим детям!

Список использованной и рекомендуемой литературы

Сиротюк А. Л. Коррекция и развитие интеллекта у дошкольников. М., 2005.

Сиротюк А. Л. Изучение детей с учетом психофизиологии. М., 2000.

Публикации по теме:

Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми для развития умственных способностей и оздоровленияИспользование кинезиологических упражнений в работе с детьми для развития умственных способностей и оздоровления Мастер-класс для педагогов «Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста для развития умственных способностей.

Фотоотчет о совместном творчестве детей и родителей «Новогодняя ёлочка»Фотоотчет о совместном творчестве детей и родителей «Новогодняя ёлочка» Новогодний год – это самый долгожданный, чудесный и любимый праздник для детей и взрослых. В нашем саду каждый год проводятся выставки на.

Фотоотчет о совместном творчестве родителей и детей «Зимняя сказка»Фотоотчет о совместном творчестве родителей и детей «Зимняя сказка» Дорогие коллеги, новогодний праздник приближается, и мы украшаем все в группе, развешиваем гирлянды и наряжаем елки. Однако мало кто знает,.

Фотоотчёт о совместном творчестве детей и родителей «Зимняя фантазия».Фотоотчёт о совместном творчестве детей и родителей «Зимняя фантазия». Фотоотчёт о совместном творчеств детей и родителей «Зимняя фантазия». В Законе РФ «Об образовании» ст. 18 п. 1 говорится, что родители являются.

Картотека кинезиологических упражненийКартотека кинезиологических упражнений  Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом,  чем интенсивнее нагрузка,.

Мастер-класс для педагогов «Пособие для кинезиологических упражнений»Мастер-класс для педагогов «Пособие для кинезиологических упражнений» Цель: познакомить педагогов со способом изготовления пособия для кинезиологических упражнений с дошкольниками, показать важность работы.

Мастер-класс для родителей «Использование игр и игровых упражнений с камешками Марблс в работе с детьми младшего возраста» Мастер- класс для молодых родителей на тему: «Использование игр и игровых упражнений с камешками Марблс в работе с детьми младшего возраста».

Использование игр и игровых упражнений с песком в коррекции мышления и речи у детей с УО АВТОРСКАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Использование игр и игровых упражнений с песком, в коррекции мышления и речи у детей со сниженным интеллектом».

Видео и описание развивающей игры на основе кинезиологических упражнений «Веселые кнопочки»Видео и описание развивающей игры на основе кинезиологических упражнений «Веселые кнопочки» «Рука – это инструмент всех инструментов» Аристотель «Руки – это своего рода внешний мозг» Кант С раннего детства и на протяжении всей.

Фотоотчёт о совместном творчестве детей и родителейФотоотчёт о совместном творчестве детей и родителей Родители нашей группы знают о том, насколько важно развивать творческие навыки у детей, этот процесс очень важен для маленьких членов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование кинезиологических упражнений в совместном занятии детей и родителей
Опубликовано: 19 марта 2023 в 12:18
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование кинезиологических упражнений в совместном занятии детей и родителей» (включая файлы) размещена пользователем Вера Якимычева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД