Федюнина Ольга Сергеевна
Использование кинезиологических упражнений для развития психических функций детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Федюнина Ольга Сергеевна
педагог-психолог
муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №127»,
г. Курск, 2024 г.
Статья на тему: "Использование кинезиологических упражнений для развития психических функций детей дошкольного возраста"
Аннотация
Публикация «Использование кинезиологических упражнений для развития психических функций детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2024
В данной статье рассматривается развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста. Доказано, чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребёнка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие. Использование игр на развитие межполушарного взаимодействия является необходимыми базовыми упражнениями, которые способствуют повышению эффективности и оптимизации всех видов развивающих и коррекционных занятий с ним.
Ключевые слова: межполушарное взаимодействие, интеллектуальное развитие, комплекс игр и упражнений.
Правильное взаимодействие структур головного мозга — залог его слаженной работы, своевременной передачи, обработки данных, сигналов, импульсов.
Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария головного мозга в единую, целостно работающую систему, формируется под влиянием как генетических, так и средовых факторов. Межполушарное взаимодействие необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.
Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребёнка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие.
Использование игр на развитие межполушарного взаимодействия является, на наш взгляд, необходимыми базовыми упражнениями, которые «включают» мозговую активность ребенка и способствуют повышению эффективности и оптимизации всех видов развивающих и коррекционных занятий с ним. Кинезиологические упражнения решают следующие задачи:
1. Развитие речи, навыков письма и чтения.
2. Формирование навыков для обучения.
3. Балансировка и синхронизация межполушарного взаимодействия и всех связей.
4. Развитие мелкой моторики, способностей.
5. Развитие памяти, внимания, мышления.
6. Повышение продуктивности деятельности.
7. Устранение дислексии, стресса, апатии.
8. Снятие эмоционального напряжения.
9. Раскрытие внутреннего потенциала и личного роста.
10. Формирование пространственных представлений.
11. Формирование произвольности.
12. Создание положительного эмоционального фона.
В комплексе с лечебными мероприятиями данная практика показывает хорошие результаты у детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей с педагогической запущенностью. Дети с особыми образовательными потребностями часто имеют трудности поведения и концентрации внимания. Целенаправленное развитие межполушарного взаимодействия способствует коррекции, в том числе и поведенческих расстройств.
Первые тревожные звоночки можно заметить еще в младенческом возрасте. Родителей должны насторожить «тормозящая» фаза перед совершением любого действия, пропуск этапа ползания, задержка начальных этапов речевого развития (гуление, лепет).
Недостаточное развитие межполушарных связей может быть обусловлено врожденными или приобретенными нарушениями. Например, тяжелое заболевание матери, которое пришлось на период вынашивания ребенка, стресс во время беременности после 12 недель. Вызвать патологию могут и различные неврологические расстройства, состояния, нарушающие работу мозолистого тела, в том числе механические повреждения, анатомические нарушения.
Ранний и дошкольный возраст – период активного развития мозговых структур. Предлагаемые игры и упражнения синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, улучшению восприятия речи собеседника (родителей, педагога и других детей, вызывают стойкий интерес у ребенка, активно концентрируют его внимание, позволяют быстро переключиться с одной деятельности на другую, что способствует быстрому включению ребенка в занятие.
Признаки слабого межполушарного взаимодействия
Что бывает если межполушарное взаимодействие не сформировано?
Происходит неправильная обработка информации и у ребенка возникают сложности в обучении:
1. Проблемы в письме.
2. Проблемы в устной речи.
3. Трудности в запоминании информации.
4. Сложности в счете как в письменном, так и в устном.
5. Сложность в восприятии учебной информации.
Признаки несформированности межполушарного взаимодействия:
1. Зеркальное написание букв и цифр.
2. Псевдолеворукость.
3. Логопедические отклонения.
4. Неловкость движений.
5. Агрессия.
6. Плохая память.
7. Отсутствие познавательной мотивации.
8. Инфантильность.
Материал изложен доступным языком, для того, чтобы педагоги могли рекомендовать данный материал родителям для игр с ребенком дома.
Игры для развития межполушарного взаимодействия детей от 2 лет и старше.
Игры на развитие межполушарного взаимодействия целесообразно использовать в начале занятия, т. к. они позволяют включить внимание и сосредоточенность ребенка для активного познания и дальнейшего взаимодействия с ним на занятии.
Задачи игр:
Развивать межполушарное взаимодействие, концентрацию внимания, зрительно-моторную координацию. Последовательно формировать пинцетный и пальцевой захват. При выполнении игр и уппражений необходимо обращать внимание на последовательную переменность рук ребенка.
Игра «Давай накормим?»
Инструкция:
Последовательно и попеременно ребенку необходимо зачерпнуть совочком крупу (на выбор) и накормить игрушку (на выбор).
Упражнение «Помощник»
Инструкция:
Пересыпания гороха и фасоли столовой ложкой из одной мисочки в другую. Начинать необходимо с минимального объема - 4 столовые ложки. В течении 1-2 недель доводим до 8 ст. л.
Варианты усложнения задачи:
Увеличить расстояние между мисочками, заменить столовую ложку на ложку меньшего объема.
Игра «Дом»
Инструкция:
Мы построим крепкий дом,
Жить все вместе будем в нем.
Соединить кончики пальцев выпрямленных рук. Пальцами правой рук с усилием нажать на пальцы левой руки. Отработать эти движении для каждой пары пальцев (10 раз).
Упражнение «Ухо-нос»
Инструкция:
Левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки, хлопнуть в ладоши и поменять их положение.
Упражнение «Лиса - заяц»
Инструкция:
На правой руке соединяем большой, безымянный пальцы и мизинец (получается заяц). На левой руке соединяем большой, средний и безымянный пальцы (получается лиса). Затем, по команде педагога меняем животных.
Игра «Веселые горошки»
Инструкция:
С помощью деревянных палочек, ребенок под музыку показывает на горошки разных цветов (по показу педагога). Можно усложнять задания, меняя количество горошков и скорость выполнения.
Упражнения, с помощью карточек «Повторяй-ка».
Инструкция:
На доске размещены карточки с изображением движений тела, либо же отдельно рук. Дети должны поменять позу или движение по команде педагога. Можно усложнить задание, увеличив скорость выполнения.