Лена Малышева
Использование кинетического песка в коррекционно-развивающем сопровождении детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Малышева Елена Игоревна,
Сергеева Марина Борисовна
«Использование кинетического песка в коррекционно-развивающем сопровождении детей с ОВЗ»
[/b]
В последнее время часто речь идет о применении инновационных технологий в коррекционной работе с детьми с ОВЗ.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования побуждает педагогов ДОУ к поиску инновационных методов и технологий работы с детьми, которые обеспечивали бы их комфортное пребывание и развитие в условиях ДОУ.
Публикация «Использование кинетического песка в коррекционно-развивающем сопровождении детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Кинетический песок
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2017
Одна из таких технологий – это песочная терапия. Наряду с другими средствами для развития мелкой моторики рук нас как специалистов привлек кинетический песок.
Кинетический песок — это уникальный материал для детского творчества. По -другому его ещё называют «живой песок», и это неудивительно: внешне и по свойствам он похож на влажный морской песок, но стоит только взять его в руки, как он словно «течет» сквозь пальцы. Подвижен он как сухой песок, но обладает свойствами влажного песка, так как он довольно рыхлый.
Почему кинетический песок полезен для коррекционной работы с детьми?
Песок - это универсальное средство для творчества и терапии, который оказывает развивающее воздействие на детей.
К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!».
Таким образом, цель использования игр с кинетическим песком - развитие познавательной сферы и мелкой моторики пальцев рук у детей с ОВЗ.
Следует указать, что метод песочной терапии по своей эффективности является очень перспективным.
Игра с песком - одно из самых предпочитаемых занятий детей. Но игра с песком - не только времяпрепровождение. Это много новых эмоций и большой развивающий потенциал. Ребенок сам тянется к песку, нужно только добавить творческую составляющую, и из обычные действия с песком придают образовательному процессу новизну.
Песочная терапия способствует :
- развитию мелкой моторики рук ребенка (при различных действиях с предметами, фигурками, песком);
- развитию воображения и фантазии (дети способны придумывать удивительные сценарий игр, создать на песке интересные сооружение);
- развитию речи (проговаривание диалогов сказочных героев);
- развитию целенаправленных действий (создание сюжета действия и воплощение его в реальность);
- развитию коммуникативных навыков (взаимодействие со сверстниками в ходе игры);
- нормализации эмоционально-волевой сферы
(с «проживанием» волнующей ситуации исчезают проблемы, страхи);
- созданию гармоничных отношений между взрослым и ребенком.
Для организации игр с песком необходимо:
Песочница (деревянный ящик);
игровой и бросовый материал;
миниатюрные игрушки;
маленькие формочки;
формы для лепки из пластилина (контуры);
формочки для печенья и прочие кондитерские приспособления (например, игрушечный кондитерский набор с формочками, скалкой, фигурным ножом);
стаканчики- пирамидка, можно лепить куличи разных размеров, вырезать круги и кольца разных диаметров,
фигурки от сортера (пластмассовые).
Игрушки для сюжетных игр: по песку можно передвигать:
маленькие машины, спецтехнику, грузовики, вагоны для погрузки;
мелкие игрушки (из киндер-сюрпризов, тематических наборов);
различные камешки (достаточно крупные);
небольшие совочки и пластмассовые ложки разного размера;
стеки для лепки, пластмассовые ножи.
Возможен подбор дидактического материала по лексическим темам.
Мы предлагаем варианты игр, используемых в ходе коррекционной работы с были с детьми средней группы.
Игры с кинетическим песком:
«Знакомство с живым песком»
Цель: знакомство со свойствами кинетического песка.
«Волшебный мячик»
Цель: продолжать закреплять представления о свойствах кинетического песка – сохранять отпечатки, развивать умение распределять рисунок в уголках и в центре песочницы, способствовать активизации творческой активности.
«Отпечатки»
«Угадай-ка»
«Раскатай тесто»
Можно разнообразить игры детей, взяв формы для печенья, возможно организовать игру в кондитера
«Мы кондитеры»
«Геометрические фигуры»
«Волшебные камешки»
Сюжетно – ролевые игры
В ходе игр со строительным материалом можно подключить экскаваторы, самосвалы.
Детям нравятся «секретики»- мелкие игрушки, которые педагог прячет в песок, а дети их ищут.
Не менее полезен кинетический песок и для педагогов. Игра с песком способствует расслаблению, снятию стресса, активизации мышления и воображения. Даже непродолжительная разминка рук помогает раскрепоститься, снять напряжение, повышает работоспособность и возвращает энтузиазм к работе, дарит новые ощущения и положительные эмоции.
Таким образом, использование игр с кинетическим песком в ходе организации коррекционно-развивающего сопровождения детей с ОВЗ повышает уровень мотивации и заинтересованности детей в ходе коррекционно-образовательной деятельности, способствует развитию мелкой моторики пальце рук, расширению запаса знаний и представлений об окружающей действительности, развитию внимания, памяти, воображения, мыслительных процессов.