Конопелько Ольга
Консультация «Использование кейс — технологий в образовательной деятельности с дошкольниками»
▼ Скачать + Заказать документы
Современный мир задает особый ритм жизни. Поэтому воспитателю
сегодня необходимо идти в ногу со временем, быть способным обучаться,
схватывать все на лету, брать на вооружение новые методики воспитания и
обучения подрастающего поколения, поэтому в своей педагогической практике я стала применять кейс-технологии.
Кстати, кейс технология - это одна из эффективных современных образовательных технологий, которая является разновидностью интерактивных методов с описанием конкретной реальной ситуации.
Публикация «Консультация „Использование кейс — технологий в образовательной деятельности с дошкольниками“» размещена в разделах
Слово кейс происходит от латинского слова – запутанный, необычный случай и от англ. слова портфель, чемоданчик)
Суть метода состоит в том, что усвоение нового является результатом
активной самостоятельной деятельности детей, в результате чего и происходит творческое овладение навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Хочу сказать, что отличительная особенность кейса, в том, что он не предлагает проблему в открытом виде, а воспитаннику предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса.
При анализе таких ситуаций и поиске решений, дети приобретают бесценный социальный жизненный опыт.
В своей практике я подбираю такое содержание ситуации, которое позволяет детям не только получить какую-то информацию, но и погрузиться в атмосферу происходящего, что вызывает желание активно участвовать в обсуждении и предлагать свои идеи и действия.
Главные составляющие любого кейса :
-Проблема, предполагающая несколько вариантов ее решения;
-Вспомогательная информация.
Существует несколько кейс технологий, но я в соей работе использую :
- кейс – ситуация
- кейс – иллюстрация
- кейс – фото
- кейс – текстовая информация
Чтобы подготовить хороший кейс я :
1. Определяю цель,
например: подвожу детей к пониманию какого-то явления, формирую способы какой-то деятельности и т. д.
2. Следующее, провожу предварительную работу по поиску источников информации.
Это могут быть интернет, художественная литература, предметные картинки из дидактических пособий, статьи из детских познавательных журналов, газетные публикации.
3. Далее, оформляю материалы в доступном для детей варианте.
4. Готовлю задания, вопросы для дискуссии детей.
Так при использовании кейс ситуации, я озвучиваю ситуацию устно, формулирую проблему и предлагаю найти пути решения данной проблемы.
Дошкольники самостоятельно анализируют ситуацию, диагностируют проблему в обсуждении со сверстниками и представляют свои идеи и решения.
Например:
Владик звонит Юре по телефону. Трубку берет Юрин папа.
- Юру позовите.
- Юры нет дома. А с кем я говорю?
- Ну ладно, потом позвоню.
Далее я предлагаю подготовленные вопросы:
• Можно ли назвать Владика вежливым и воспитанным?
• Почему?
• Умеет ли Владик разговаривать по телефону?
• О каких правилах речевого этикета забыл мальчик?
• Как бы вы поступили на месте Владика?
Такие примеры можно использовать в любой деятельности.
Следующий кейс -это кейс-иллюстрация, при работе с ним используется иллюстрация, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить прогноз.
А вот иллюстрация с продолжением, мотивирует интерес детей.
Детям сначала предлагается первая иллюстрация, проводится анализ ситуации (Как помочь разделить яблоко).
Далее предлагается авторский вариант решения.
Данный кейс помогает повысить интерес детей, развивает у них такие качества, коммуникабельность, умение слушать.
При этом я занимаю позицию равного партнера, совместно с детьми проживаю события и решаю посредством этого педагогические задачи.
В своей работе я также применяю фото-кейс технологию, здесь я использую фотографии детей.
Фото обязательно должно отражать какую – либо проблему.
Я ставлю вопрос. Мотивирую детей на решение этой проблемы. Дети описывают, анализируют совокупность событий, ведут диалог и предлагают варианты решения данной проблемы.
При чтение произведений художественной литературы использую Кейс – текстовую информацию для более глубокого осмысления содержания.
Это могут быть различные отрывки литературных произведений, например, очень хорошо подходят рассказы о природе М. Пришвина, В. Бианки, К. Паустовского, стихи, поучительные рассказы Толстого, Ушинского и т. д.
Итогом использования кейс технологии на протяжении трех лет, является положительная динамика в развитии детей.
• Дети включились в активную познавательную деятельность,
• стали логически мылить,
• отстаивать свою точку зрения,
• четко аргументировать ответ,
• вести диалог, как со сверстниками, так и с взрослыми,
• работать дружно в команде,
• научились прислушиваться к мнению других,
• помогать и подсказывать в принятии правильного решения.
Я считаю, что представленный мною опыт работы можно использовать в педагогической практике:
Во-первых, предложенные мною нестандартные ситуации можно изготовить каждому воспитателю;
Во-вторых, кейсы можно пополнять, в итоге получатся новые нестандартные ситуации;
Дальше, кейсы дают возможность воспитателю использовать их на любой стадии обучения и для различных целей, так как организация работы предусматривает интеграцию во все видах деятельности.