Елена Бабарико
Использование кейс-технологии для речевого развития детей
Цель: формирование коммуникативной компетенции и развитие связной речи дошкольников посредством использования КЕЙС-технологии. Образовательные задачи: 1. развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь; 2. развать речевое творчества; 3. формировать навыки владения языком в его коммуникативной функции; развивать вербальные формы свободного общения с детьми и взрослыми; 4. развивать общеучебные умения : взаимодействовать в коллективе. Недавно начала осваивать кейс-технологии. Традиционно считается, что метод кейс-технологий сложен и потому подходит больше для детей школьного возраста. Однако это не совсем так, если при его использовании учитывать возрастные особенности дошкольников. Так что же такое это кейс технология? Название кейс-технология произошло от латинского «casus» - запутанный, необычный случай; а также от английского «case» - портфель, чемоданчик. Метод кейсов – техника обучения, при которой используется описание реальной ситуации. Дошкольники должны изучить ситуацию, разобраться в проблеме, изложенной в ситуации, а затем предложить воспитателю возможные пути решения и совместно со взрослым выбрать самый оптимальный путь выхода из проблемы. Кейс-технологии позволяют взаимодействовать всем участникам образовательного процесса, включая самого педагога. Цель данной работы: формирование коммуникативной компетенции и развитие связной речи дошкольников посредством использования КЕЙС- технологии. Данная цель предполагает решение следующих задач: развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь; развать речевое творчества; формировать навыки владения языком в его коммуникативной функции; развивать вербальные формы свободного общения с детьми и взрослыми; развивать общеучебные умения : взаимодействовать в коллективе сверстников, планировать и контролировать свои действия, следовать инструкциям, умение высказывать и отстаивать свою точку зрения. Технология метода заключается в анализе проблемной ситуации. Анализ как логическая операция мышления способствует речевому развитию ребенка, «поскольку речь является формой существования мышления, между речью и мышлением существует единство (С. Л. Рубинштейн). В своей работе использую следующие вида кейсов : - кейс – текстовая информация, представляется в устном изложении (это могут быть различные отрывки литературных произведений, стихи); - ролевое проектирование (проигрование ролей) - кейс – иллюстрация; - фото-кейс 1) Кейс-текстовая информация предоставляется в устном виде. Чаще всего этот вид кейсов используем после прочтения какго-либо художественного произведения. 2) Кейс-иллюстрация. Это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации. Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них. Кейс-иллюстрация отличается от наглядности тем, что предполагает знакомство детей с реальной или предполагаемой проблемой и выработку дошкольниками своего взгляда на ее решение. Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз. Кейс-иллюстрации активизируют мысль детей, развивают воображение, потребность в общении с другими людьми, воспитывают чувства. А иллюстрация с продолжением мотивирует интерес детей. 3) Фото-кейс. Схож с кейс-иллюстрацией, только вместо картинки детям демонстрируется фото, сюжет которого отражает какую – либо проблему. 4) Ролевое проектирование. Это показ проблемной ситуации путем проигрывания ролей. 5) Кейс модели. В зависимости от цели занятия не всегда на занятие перед детьми ставится проблемная ситуация. В этих случаях используем кейс-модели- «предметы- помогалочки», с помощью которых дети развивают способность аналитически мыслить, что в свою очередь способствует развитию связной речи. При работе с кейсом могут использоваться следующие формы : -индивидуальная самостоятельная работы дошкольников с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия); -работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений; -презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы). Ценность использования кейс- технологии вижу в том, что дети учатся находить разнообразные пути решения проблемной ситуации, обмениваться мнениями с другими, применять свои знания и расширять их, аргументировать свою стратегию решения проблемы по отношению другим. Получают важный для их становления жизненный опыт позитивного социального взаимодействия. На занятиях с использованием данной технологии у воспитанников наблюдается положительная динамика в формировании самооценки, даже самые застенчивые и робкие, боящиеся любой публичной коммуникации, как правило, становятся активными участниками и вносят свой вклад в решения, принимаемые командой, учатся выражать и обосновывать свои мысли, слушать партнёров, учатся осуществлять сотрудничество на основе эффективного и конструктивного взаимодействия, так как в процессе обучения моделируются процессы обмена информацией, взаимодействия, восприятия и понимания, а также осуществляются групповые и межгрупповые дискуссии.