Марина Валерьевна Крицкая
Использование камешков Марблс в работе с детьми младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Ведение ФГОС предъявляет особые требования к среде развития детей дошкольного возраста. Основные из них – это: создание среды содержательно – насыщенной, вариативной, доступной; обеспечение максимальной реализации образовательного потенциала пространства для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа; организация видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества. Педагогам, работающим в условиях модернизации системы образования, предстоит творчески осмыслить содержание учебно-воспитательного материала, с тем, чтобы он отвечал современным требованиям, отыскать такие его варианты и комбинации, которые способствовали бы возникновению у детей стойкой мотивации к познанию и творчеству.
Публикация «Использование камешков Марблс в работе с детьми младшей группы» размещена в разделах
- Марблс. Игры с камешками
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2022
Мы хотим поделиться опытом работы с ярким, красочным материалом, который при правильном и вдумчивом к нему подходе отвечает всем требованиям ФГОС. Это камешки марблс. Применение камешков марблс - это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей. Это универсальное пособие представляет собой готовые наборы стеклянных камешков. Марблс – это небольшие шары из стекла, выполненные в различных расцветках. Классические марблс имеют сферическую форму, но сейчас выпускается много разновидностей.
Стеклянный шарик марблс – далекий потомок глиняных шариков, которые многие тысячи лет назад служили игрушками для древних людей. Шарики получили свое название от английского «марблс» (то есть мраморные).
Камешки-кабошоны (в переводе «шляпка от гвоздя») – удобны в применении, они не перекатываются. Они также берут свое начало от игрушек древних римлян и греков. Они объединяют в себе морскую волну, соль, пыль, янтарь и каплю воды.
Красота камешков завораживает настолько, что и взрослым и детям хочется к ним прикоснуться, подержать их в руках, поиграть с ними. Эстетическая привлекательность марблс вызывает интерес у современных детей, несмотря на богатый выбор новейших, высокотехнологичных игрушек.
Вся жизнь ребенка — игра. И потому процесс обучения ребенка не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка. Систематические упражнения для пальцев не только стимулируют развитие речи, но и являются, по мнению М. М. Кольцовой, "мощным средством повышения работоспособности головного мозга".
Камешки Марблс – это конструктор для всех возрастных категорий детей. В магазинах предлагается широкий выбор наборов камешков, которые могут быть использованы в работе разных специалистов ДОО.
С камешками Марблс можно организовывать коллективные (подгрупповые) формы работы с детьми
Камешки Марблс помогают развивать интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную; умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал; способность к комбинированию, то есть умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей; умение находить ошибки и недостатки; а также способность предвидеть результаты своих действий.
Анализируя возможности нетрадиционных методов и технологий, нас заинтересовал такой инновационный материал, который будет способствовать не только развитию мелкой моторики, а также развитию речи, познавательной активности детей, играя, с которым, дети будут увлечены процессом. Таким материалом для нас стали камешки Марблс.
Использование нетрадиционных методов в работе воспитателя повышают эффективность познавательного процесса, речевого и сенсомоторного развития у детей. Новым подходом в организации образовательного процесса является то, что в ходе игровых заданий и упражнений предусмотрено с одной стороны, решение сенсорных задач с учетом различных умений и навыков детей, с другой – приобретение детьми новых знаний и умений, которые они могли бы использовать в других видах деятельности. Выбранная нами тема является актуальной, ведь всестороннее развитие воспитанников в обучении происходит через игру. Педагог может найти такие игровые средства и приемы, которые позволят сделать занятие интересным и насыщенным. Разноцветные камешки Марблс объединяют в себе морскую волну, звездную пыль, янтарь и каплю воды. Игры с шарами Марблс – это физическое и умственное развитие детей, В связи с этим, актуальным становится применение нетрадиционных игр с использованием камней Марблс в целях всестороннего развития дошкольников.
Работа с камешками создает условия для совершенствования мелкой моторики пальцев, движений рук - отрабатываются щипковый, пинцетный, кулачковый захваты, что способствует развитию различных мышц рук. При использовании на занятии разнообразных шаблонов, где необходимо наложить камешки на рисунок, совершенствуется зрительно-моторная координация. Работа с камешками создает условия для развития памяти, мышления, речи, воображения, творческой активности, познавательной деятельности. В результате использования данного материала через игры на нахождение объектов на ощупь и вербализацию представлений формируются знания о форме, величине, пространственном расположении предметов, развивается тактильная чувственность, что в дальнейшем способствует повышению уровня развития навыков письма и чтения. В связи с большим разнообразием цветовой гаммы, формы и величины камешков также создаются предпосылки для мотивированной деятельности, эмоционального и эстетического восприятия, воспитания детей. Систематические упражнения для пальцев не только стимулируют развитие речи, но и являются, средством повышения работоспособности головного мозга". Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка.
Игры с камнями оказывают положительное влияние на психику ребенка. Даже простое перебирание камешков, рассматривание, поиск самого красивого делает ребенка спокойным и уравновешенным, воспитывает любознательность. Работа с разноцветными камнями вызывает положительную реакцию ребенка: радость, улыбку, эмоции. В силу радостных эмоций, сопровождающих действия с камешками, значительно повышается работоспособность, снижается утомляемость, что благотворно сказывается на общем состоянии здоровья детей. Доступная и привлекательная игровая ситуация на занятиях делает познавательный процесс интересным. С ее помощью поддерживается стойкий интерес к познанию. Игры и упражнения с камешками Марблс соответствуют требованиям ФГОС к предметно-развивающей среде:
- обеспечивают максимальную реализацию образовательного потенциала;
- удовлетворяют индивидуальные потребности ребенка;
- поддерживают инициативу детей;
- формируют познавательные интересы и познавательные действия ребенка в различных видах деятельности;
- обеспечивают вариативность и разнообразие содержания.
Нужно отметить то, что при работе с камешками Марблс следует соблюдать ряд рекомендаций:
•Следует соблюдать гигиену рук;
Следует соблюдать осторожность при игре, так как камешки хрупкие;
• Следует соблюдать безопасность: выполнение упражнений с камешками не предполагает использования их детьми в самостоятельной деятельности, только под присмотром взрослого;
• Для достижения наилучшего эффекта использовать соответствующую музыку.
Камушки Марблс - настоящий клад, благодаря которому детство наших детей будет особенным и счастливым. Набор таких чудесных камней – палочка выручалочка для педагогов и родителей. С ними можно организовать интересную и увлекательную деятельность с детьми.