Марианна Эверстова
Использование якутских сказок в работе с гиперактивными детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Отставание биологического созревания центральной нервной системы у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) не позволяет ребенку адаптироваться к новым условиям существования и нормально переносить интеллектуальные нагрузки. Как правило гиперактивные дети сообразительны и быстро схватывают информацию, обладают неординарными способностями. Но часто СДВГ не позволяет развиться психическим функциям в достаточной мере. Беспокои ство, неусидчивость, лишние движения, импульсивность, повышенная возбудимость – создают трудности в приобретении учебных навыков – счета, письма, чтения.
Публикация «Использование якутских сказок в работе с гиперактивными детьми» размещена в разделах
Цель программы: воспитание ценностных ориентаций посредством сказки, формирование психологического здоровья дошкольников.
Задачи:
1. Формировать у детей представление о внутреннем мире человека, о его месте в окружающем мире;
2. Развивать у детей умение чувствовать и понимать другого;
3. Обучать рефлексивным умениям.
Программа коррекции включает:
1. Создание положительной мотивации, ситуаций успеха. Каждый день перед ребенком ставится определенная цель, которую он должен достичь.
2. Обучение ребенка релаксации Задача этого направления коррекции – научить гиперактивного ребенка расслабляться, понимать структуру собственного тела. Во время релаксации мы пытаемся, как можно дольше концентрировать внимание ребенка только на отдыхе.
3. Развитие навыков межличностного взаимодействия. Задача этого направления работы – обучить детей эффективным навыкам социального взаимодействия с окружающими. Также на этом этапе дети учатся контролировать собственные эмоции и поступки.
Цикл сказкотерапевтических занятии восполняет и усовершенствует эмоционально – волевую сферу ребенка. Акцент ставится на общие движения тела, эмоции и волевые процессы. Используемые упражнения требуют активного зрительного и слухового внимания, чередования состоянии активности и пассивности, что повышает гибкость и подвижность нервных процессов, развивает моторику и координацию движении, снимает физическое и психическое напряжение, увеличивает работоспособность.
Сказки являются, возможно, самой устойчивой формой передачи информации о культуре.
Якутским волшебным сказкам свойственно глубокое философское содержание. Классическим образцом в этом плане является сказка «Таал-Таал эмээхсин», воспевающая непреходящую ценность человека. В каждой предлагаемой сказке присутствуют специальные упражнения на тренировку дыхания (задержку, изменение темпа, расслабление, дети учатся дышать ритмично, спокойно и потом учатся пересказывать.
В начале и в конце года был проведен анализ пересказов сказок детьми посещающих занятие сказкатерапия. Оценивались такие показатели как: способность воспроизвести прослушанный текст; полнота и последовательность; связность воспроизведения. Анализ проводили по пятибалльной шкале, в эксперименте приняли участие 5 детей.
В работе с дошкольниками с СДВГ сказкотерапия является одним из наиболее эффективных методов коррекции. «Проживая сказку», дети учатся преодолевать барьеры в общении, находить адекватное телесное выражение различными эмоциям, чувствам, состояниям. Путешествие по сказкам пробуждает фантазию и образное мышление, дают простор творчеству. К моменту выхода детей из детского сада, они должны иметь сформированное представление о богатстве якутской народной культуры, национальных особенностях характера и быта якутского человека.