Ольга Кругликова
Использование интерактивной технологии mimio в работе учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Использование интерактивной технологии mimio в работе учителя-логопеда.
«Каждый участник образовательного процесса сам решает, идти в ногу с будущим или вышагивать пятками назад».
Анатолий Гин (Руководитель международной Лаборатории технологий «Образование для Новой Эры»)
Согласно ФГОС ДО одной из задач дошкольного образования является обеспечение вариативности содержания образовательных программ.
Публикация «Использование интерактивной технологии mimio в работе учителя-логопеда» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2020
Известно, что основы личности закладываются в дошкольном детстве, а затем воспитание человека продолжается. Из детства ребенок выносит то, что потом сохраняется на всю жизнь, поэтому сейчас большое внимание уделяется качеству дошкольного образования.
Здесь необходимо отметить, что качество дошкольного образования, с учётом специфики дошкольного возраста, заключается не в получении ими большого объёма знаний, а в овладении способами работы со знаниями, формировании необходимых личностных качеств и обеспечении их полноценного развития. В связи с этим, основные тенденции в сфере обеспечения качества дошкольного образования сводятся к организации образовательной деятельности с использованием современных технологий развития ребёнка.
В настоящее время одной из актуальных задач специальной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития у детей старшего дошкольного возраста. Как отмечают многие авторы, применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности.
Грамотный подход специалиста к использованию информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании позволяет решить задачу повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения, которая в современных условиях развития системы образования стоит как никогда остро.
Работая учителем-логопедом в детском саду более 25лет, активно применяю в коррекционно-развивающей работе информационные технологии. Я убеждена, в том, что они делают работу с детьми более увлекательной, разнообразной и интересной.
Почем умною была выбрана именно интерактивная технология Mimio в образовательном процессе в нелегкой зачастую монотонной коррекционной работе специалиста?
Главное - это неугасающий интерес детей. Современность наводнила нашу жизнь всевозможными гаджетами, и чуть ли не с пеленок наши ребятишки общаются с техникой. Они лучше нас ориентируются в планшетах, смартфонах и у них нет никакого страха перед изучением нового.
Использование интерактивной программы Mimio Studio позволяет мне как педагогу существенно разнообразить свою деятельность, значительно повысить мотивацию детей, которые являются непосредственными и активными участниками образовательно-воспитательного процесса.
Для реализации Мимио – компьютерного практикума необходимо: интерактивное устройство MIMIO магнитно-маркерная доска, компьютер, колонки, мультимедийный проектор.
Немаловажным моментом является простота в использовании mimio-оборудования : достаточно запустить с компьютера необходимый mimio -проект и можно выходить к доске: все действия будут выполняться непосредственно на экране. Взяв в руки стилус, ребенок будет самостоятельно работать : что-то менять, передвигать или добавлять прямо на экране, также он может выполнять и набор привычных действий: писать, рисовать, стирать, подчеркивать, обводить, закрашивать, а программа сохранит первоначальный вариант и даст возможность начать игру заново.
«Я слышу — и я забываю,
я вижу — и я запоминаю,
я делаю — и я понимаю».
Конфуций.
MIMIO-игра несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; позволяет увеличить объем предлагаемого материала; моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или очень сложно увидеть в повседневной жизни; позволяет осуществить полисенсорное усвоение материала; дает возможность многократно возвращаться к изучаемому материалу, усложняя и изменяя задачи, добавляя задания; позволяет фиксировать и анализировать результаты деятельности.
Поэтому проведение МИМИ О- игр носит полифункциональный характер, т. е. происходит не только усвоение знаний и развитие основных качеств дошкольника согласно целям этих игр, но ещё и развитие внимания, зрительно-моторной координации, познавательной активности.
Задания предлагаются с учетом индивидуальных особенностей ребенка, уровнем овладения программным материлом.
Происходит и развитие произвольной регуляции деятельности дошкольников: умений подчинить свою деятельность заданным правилам и требованиям, умений сдерживать свои эмоциональные порывы, планировать свои действия и предвидеть результаты своих поступков.
Методологической основой инновационного продукта является деятельностный подход к применению новых информационных технологий в детском саду, который состроит в том, что в результате внедрения компьютерного практикума ребенок приобретает знания, необходимые для овладения практическими и исследовательскими умениями.
Компьютерный практикум можно использовать на всех этапах совместной деятельности педагога с детьми, непосредственной образовательной деятельности и самостоятельной деятельности ребё нка:
- актуализация опорных знаний и способов действий;
- формирование новых понятий и способов действий;
- применение знаний, формирование умений;
В качестве общепринятых принципов, реализуемых при применении практикума, выделены следующие принципы:
- Принцип полисенсорного подхода к коррекции речевых нарушений. Работа по коррекции речевой патологии проводится с опорой на зрительное и слуховое восприятие.
- Системный подход к коррекции речевых нарушений.
- Принцип развивающего и дифференцированного обучения детей с ТНР –.
- Принцип игровой стратегии и введение ребёнка в проблемную ситуацию.
- Принцип воспитывающего обучения.
Максимальная эффективность применения MIMIO – компьютерного практикума достигается когда:
1. Решение коррекционных задач без применения компьютерных технологий затруднительно или практически невозможно.
2. Достижение желаемого коррекционно - образовательного эффекта в более короткие сроки.
3. Развитие у ребёнка более высокой мотивационной готовности к логопедической коррекции.
4. Возможность индивидуализации коррекционного процесса за счёт выбора уровня сложности заданий, соответствующего актуальному состоянию речевых и языковых средств, а также зоне его ближайшего развития.
Хочется отметить положительные стороны использования мимио-проектов в работе с детьми :
Плюсы использования Мимио технологии в работе с детьми
• Несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам.
• Значительно повышает интерес детей к образовательной деятельности.
• Позволяет сделать более живым общение детей с педагогом.
• Развивает воображение и творческие способности детей.
• Повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное.
• Позволяет увеличить объем предлагаемого материала.
• Способствует более эффективному усвоению знаний.
Создан специальный MIMIO – компьютерный практикум предназначенный для практической отработки знаний, умений, навыков при планировании совместной деятельности учителя - логопеда с детьми.
Основным элементом практикума является компьютерная Мимио - презентация с разными видами игровых заданий, позволяющая создавать специфическую игровую среду для выполнения дидактического упражнения.
1. Обучение грамоте
На этапе обучения грамоте, развития навыка звукового анализа и синтеза разработаны Мимио-презентации с учетом тематического планирования учителя-логопеда группы, а также уровнем подготовки детей (задания строятся с постепенным усложнением).
2. Развитие связной речи. ПОДУМАТЬ!
В MIMIO – компьютерный практикум по развитию речи входит картотека Мимио-презентаций по развитию лексико-грамматического строя речи.
В игровой форме дети расширят, уточнят и активизируют словарь на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках проектов «Домашние и дикие животные», «Птицы», «Времена года», «Цветы», «Деревья. Кустарники», «Насекомые», «Космос», «Игрушки», «Транспорт», «Семья», «Санкт – Петербург», «Овощи. Фрукты», «Мебель», «Посуда», «Одежда. Обувь. Головные уборы»и т. д.
Использование данного интерактивного оборудования позволяет разнообразить, а зачастую и просто разнообразить (перенести в интерактив, коррекционную работу, как на подготовительном, так и на основном этапе работы. Так, например, использование специально подготовленных звуковых файлов поможет в формировании слухового внимания (разного уровня, и непосредственно фонематических представлений. Очень удобна и плодотворна работа по уточнению и формированию лексических значений слов, как путем создания игр, так и использования видеороликов.
Нельзя забывать и о том, что мы призваны не только научить ребёнка, но и сохранить его здоровье. Следовательно, задача воспитания современных детей должна состоять в создании системы работы обеспечивающей условия для снижения гиперактивности, снятия тревожности, развития волевых качеств, сосредоточенности, концентрации внимания, сохранения и укрепления физического здоровья ребенка.
Поэтому в работе не упускается и здоровьесберегающий компонент. Уже правило –зрительная гимнастика, проведение релаксации и речедвигательные минуток - ОБЯЗАТЕЛЬНО!.
Подводя итоги, хочется сказать, что создание мимио-проектов это трудоемкий и длительный процесс, требующий от педагога владения различными компьютерными программами, но в каждом проекте педагог раскрывается как творческая личность, вкладывает в его создание частичку себя, своей души. Может быть, именно поэтому мимио-игры получаются такими живыми и очень нравятся детям, а создание их приносит педагогу творческое удовлетворение. Если мимио-игры так нравятся и детям, и педагогу, то МИМИО непременно приживется в образовательном учреждении и получит дальнейшее развитие.
Для меня Интерактивная система Mimio – это необъятные современные
возможности развития наших воспитанников и безграничное поле творческой реализации знаний и умений специалистов и педагогов в коррекционной работе с детьми.