Ольга Кругликова
Использование интерактивной технологии mimio в работе учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Использование интерактивной технологии mimio в работе учителя-логопеда.
«Каждый участник образовательного процесса сам решает, идти в ногу с будущим или вышагивать пятками назад».
Анатолий Гин (Руководитель международной Лаборатории технологий «Образование для Новой Эры»)
Согласно ФГОС ДО одной из задач дошкольного образования является обеспечение вариативности содержания образовательных программ.
Темочки:
- Логопедия. Работа логопеда
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2020
Известно, что основы личности закладываются в дошкольном детстве, а затем воспитание человека продолжается. Из детства ребенок выносит то, что потом сохраняется на всю жизнь, поэтому сейчас большое внимание уделяется качеству дошкольного образования.
Здесь необходимо отметить, что качество дошкольного образования, с учётом специфики дошкольного возраста, заключается не в получении ими большого объёма знаний, а в овладении способами работы со знаниями, формировании необходимых личностных качеств и обеспечении их полноценного развития. В связи с этим, основные тенденции в сфере обеспечения качества дошкольного образования сводятся к организации образовательной деятельности с использованием современных технологий развития ребёнка.
В настоящее время одной из актуальных задач специальной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития у детей старшего дошкольного возраста. Как отмечают многие авторы, применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности.
Грамотный подход специалиста к использованию информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании позволяет решить задачу повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения, которая в современных условиях развития системы образования стоит как никогда остро.
Работая учителем-логопедом в детском саду более 25лет, активно применяю в коррекционно-развивающей работе информационные технологии. Я убеждена, в том, что они делают работу с детьми более увлекательной, разнообразной и интересной.
Почем умною была выбрана именно интерактивная технология Mimio в образовательном процессе в нелегкой зачастую монотонной коррекционной работе специалиста?
Главное - это неугасающий интерес детей. Современность наводнила нашу жизнь всевозможными гаджетами, и чуть ли не с пеленок наши ребятишки общаются с техникой. Они лучше нас ориентируются в планшетах, смартфонах и у них нет никакого страха перед изучением нового.
Использование интерактивной программы Mimio Studio позволяет мне как педагогу существенно разнообразить свою деятельность, значительно повысить мотивацию детей, которые являются непосредственными и активными участниками образовательно-воспитательного процесса.
Для реализации Мимио – компьютерного практикума необходимо: интерактивное устройство MIMIO магнитно-маркерная доска, компьютер, колонки, мультимедийный проектор.
Немаловажным моментом является простота в использовании mimio-оборудования : достаточно запустить с компьютера необходимый mimio -проект и можно выходить к доске: все действия будут выполняться непосредственно на экране. Взяв в руки стилус, ребенок будет самостоятельно работать : что-то менять, передвигать или добавлять прямо на экране, также он может выполнять и набор привычных действий: писать, рисовать, стирать, подчеркивать, обводить, закрашивать, а программа сохранит первоначальный вариант и даст возможность начать игру заново.
«Я слышу — и я забываю,
я вижу — и я запоминаю,
я делаю — и я понимаю».
Конфуций.
MIMIO-игра несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; позволяет увеличить объем предлагаемого материала; моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или очень сложно увидеть в повседневной жизни; позволяет осуществить полисенсорное усвоение материала; дает возможность многократно возвращаться к изучаемому материалу, усложняя и изменяя задачи, добавляя задания; позволяет фиксировать и анализировать результаты деятельности.
Поэтому проведение МИМИ О- игр носит полифункциональный характер, т. е. происходит не только усвоение знаний и развитие основных качеств дошкольника согласно целям этих игр, но ещё и развитие внимания, зрительно-моторной координации, познавательной активности.
Задания предлагаются с учетом индивидуальных особенностей ребенка, уровнем овладения программным материлом.
Происходит и развитие произвольной регуляции деятельности дошкольников: умений подчинить свою деятельность заданным правилам и требованиям, умений сдерживать свои эмоциональные порывы, планировать свои действия и предвидеть результаты своих поступков.
Методологической основой инновационного продукта является деятельностный подход к применению новых информационных технологий в детском саду, который состроит в том, что в результате внедрения компьютерного практикума ребенок приобретает знания, необходимые для овладения практическими и исследовательскими умениями.
Компьютерный практикум можно использовать на всех этапах совместной деятельности педагога с детьми, непосредственной образовательной деятельности и самостоятельной деятельности ребё нка:
- актуализация опорных знаний и способов действий;
- формирование новых понятий и способов действий;
- применение знаний, формирование умений;
В качестве общепринятых принципов, реализуемых при применении практикума, выделены следующие принципы:
- Принцип полисенсорного подхода к коррекции речевых нарушений. Работа по коррекции речевой патологии проводится с опорой на зрительное и слуховое восприятие.
- Системный подход к коррекции речевых нарушений.
- Принцип развивающего и дифференцированного обучения детей с ТНР –.
- Принцип игровой стратегии и введение ребёнка в проблемную ситуацию.
- Принцип воспитывающего обучения.
Максимальная эффективность применения MIMIO – компьютерного практикума достигается когда:
1. Решение коррекционных задач без применения компьютерных технологий затруднительно или практически невозможно.
2. Достижение желаемого коррекционно - образовательного эффекта в более короткие сроки.
3. Развитие у ребёнка более высокой мотивационной готовности к логопедической коррекции.
4. Возможность индивидуализации коррекционного процесса за счёт выбора уровня сложности заданий, соответствующего актуальному состоянию речевых и языковых средств, а также зоне его ближайшего развития.
Хочется отметить положительные стороны использования мимио-проектов в работе с детьми :
Плюсы использования Мимио технологии в работе с детьми
• Несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам.
• Значительно повышает интерес детей к образовательной деятельности.
• Позволяет сделать более живым общение детей с педагогом.
• Развивает воображение и творческие способности детей.
• Повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное.
• Позволяет увеличить объем предлагаемого материала.
• Способствует более эффективному усвоению знаний.
Создан специальный MIMIO – компьютерный практикум предназначенный для практической отработки знаний, умений, навыков при планировании совместной деятельности учителя - логопеда с детьми.
Основным элементом практикума является компьютерная Мимио - презентация с разными видами игровых заданий, позволяющая создавать специфическую игровую среду для выполнения дидактического упражнения.
1. Обучение грамоте
На этапе обучения грамоте, развития навыка звукового анализа и синтеза разработаны Мимио-презентации с учетом тематического планирования учителя-логопеда группы, а также уровнем подготовки детей (задания строятся с постепенным усложнением).
2. Развитие связной речи. ПОДУМАТЬ!
В MIMIO – компьютерный практикум по развитию речи входит картотека Мимио-презентаций по развитию лексико-грамматического строя речи.
В игровой форме дети расширят, уточнят и активизируют словарь на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках проектов «Домашние и дикие животные», «Птицы», «Времена года», «Цветы», «Деревья. Кустарники», «Насекомые», «Космос», «Игрушки», «Транспорт», «Семья», «Санкт – Петербург», «Овощи. Фрукты», «Мебель», «Посуда», «Одежда. Обувь. Головные уборы»и т. д.
Использование данного интерактивного оборудования позволяет разнообразить, а зачастую и просто разнообразить (перенести в интерактив, коррекционную работу, как на подготовительном, так и на основном этапе работы. Так, например, использование специально подготовленных звуковых файлов поможет в формировании слухового внимания (разного уровня, и непосредственно фонематических представлений. Очень удобна и плодотворна работа по уточнению и формированию лексических значений слов, как путем создания игр, так и использования видеороликов.
Нельзя забывать и о том, что мы призваны не только научить ребёнка, но и сохранить его здоровье. Следовательно, задача воспитания современных детей должна состоять в создании системы работы обеспечивающей условия для снижения гиперактивности, снятия тревожности, развития волевых качеств, сосредоточенности, концентрации внимания, сохранения и укрепления физического здоровья ребенка.
Поэтому в работе не упускается и здоровьесберегающий компонент. Уже правило –зрительная гимнастика, проведение релаксации и речедвигательные минуток - ОБЯЗАТЕЛЬНО!.
Подводя итоги, хочется сказать, что создание мимио-проектов это трудоемкий и длительный процесс, требующий от педагога владения различными компьютерными программами, но в каждом проекте педагог раскрывается как творческая личность, вкладывает в его создание частичку себя, своей души. Может быть, именно поэтому мимио-игры получаются такими живыми и очень нравятся детям, а создание их приносит педагогу творческое удовлетворение. Если мимио-игры так нравятся и детям, и педагогу, то МИМИО непременно приживется в образовательном учреждении и получит дальнейшее развитие.
Для меня Интерактивная система Mimio – это необъятные современные
возможности развития наших воспитанников и безграничное поле творческой реализации знаний и умений специалистов и педагогов в коррекционной работе с детьми.