Вера Ташкина
Использование инновационных технологий для речевого развития в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Планирование
В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Оно преодолевается как педагогическими методами, включающими специальное обучение и коррекционно-воспитательное мероприятия, так и медицинскими средствами воздействия. Очень важно предупредить такие нарушения, провести профилактическую работу. Для этого используются всевозможные способы. Один из способов развития речи детей - дошкольников - регулярное использование средств музыкального воспитания. Исследования показали, что использование музыкотерапии при речевых патологиях имеет благоприятное воздействие. Поэтому сочетание работы над речью детей - дошкольников и развитием музыкальных способностей вполне актуально.
Публикация «Использование инновационных технологий для речевого развития в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2024
(Слайд 1).Использование инновационных технологий для речевого развития в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста
(Слайд 2) – содержание)
(Слайд 3)
Введение в тему
(Слайд 4)
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической.
В настоящее время использование инновационных технологий в работе по формированию речи у детей становится все более актуальным. В наше время современное музыкальное воспитание дошкольника в понимании общества перестало выполнять лишь узкоспециальную роль (т. е. обучение игру на муз. инструментах и получение музыкальных знаний). Её главной целью стало развитие личности и мышления через занятия музыкой. Ведь, как вам известно, основной целью раздела «Музыкальная деятельность» - это формирование личности ребёнка средствами музыкального искусства и формами музыкальной деятельности. Но так же ещё одним из условий формирование личности является речевое развитие. Как вам известно, дошкольная педагогика имеет дело с умениями и навыками устной речи. И к таким умениям относятся умение говорить и умение слушать. Это два основных направления развития речи : пассивное владение словом (то есть понимание речи) и активное (говорение).
(Слайд 5)
В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Оно преодолевается как педагогическими методами, включающими специальное обучение и коррекционно-воспитательное мероприятия, так и медицинскими средствами воздействия. Очень важно предупредить такие нарушения, провести профилактическую работу. Для этого используются всевозможные способы. Один из способов развития речи детей - дошкольников - регулярное использование средств музыкального воспитания. Исследования показали, что использование музыкотерапии при речевых патологиях имеет благоприятное воздействие. Поэтому сочетание работы над речью детей - дошкольников и развитием музыкальных способностей вполне актуально. Элементарным воздействием музыки на речевую сферу детей становится ее пассивное или активное восприятии. Пассивное восприятие имеет активизирующий эффект, может выражаться в музыкальном оформлении различных игр, в сопровождении традиционных групповых занятий. Активное восприятие выражается в беседе о прослушанном музыкальном произведении. Такая беседа может включать характеристику эмоционально-образного содержания произведения и позволяет расширить словарный запас детей, обогатить его образными словами и выражениями, характеризующими чувства, переданные в музыке. После прослушивания музыкального произведения полезно не только поговорить о нем, но и предложить детям подвигаться под эту музыку, чтобы они почувствовали её характер, передали свои чувства, своё отношение к музыкальному произведению.
(Слайд 6)
Связь музыки и речи очевидна. Музыкальные звуки, так же как и речь, воспринимаются слухом. Выразительность языка музыки во многом сходна с выразительностью речи. Музыка, так же как и речь, имеет интонационную природу. Как голос передает эмоциональное состояние человека с помощью интонационной окраски, так и музыка, обладая интонацией, выражает настроение, характер.
Для формирования и активизации связной речи дошкольников, наряду с традиционными технологиями, используются, и инновационные технологии. Хочу подробнее остановиться на некоторых из них и рассказать, как применяю их и на практике в своей образовательной деятельности
(Слайд 7) Мнемотехника
(Слайд 8)
Как всем Вам известно, одним из видов музыкальной деятельности, которая в большей степени способствует речевому развитию дошкольника – является именно пение, и подпевание в младшем дошкольном возрасте. При проведении музыкальных занятий, я сталкивалась с такой проблемой как, трудность запоминания и правильного произношении текста песни во время пения. Поэтому передо мной, а также педагогами группы стояла задача – развитие связной речи у детей. А ведь пение в процессе развития речи – необходимый для дошкольников исполнительский вид музыкальной деятельности и роль пения в полноценном развитии ребёнка очень велика.
Именно поэтому, взяв в основу мнение великих педагогов, и увидев эффективность наглядного материала (особенно на примере работы с детьми раннего дошкольного возраста, ползусь готовыми схемами, но изменяя и совершенствуя их по-своему, я определила цель работы: оптимизация работы с детьми по разучиванию песен, танцевальных движений и перестроений под музыку, путём использования мнемосхем (или мнемотаблиц).
(Слайд 9)
Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации. Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребёнка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех расчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение и повысить внимательность.
Как известно, исследования многих теоретиков в области решения задач музыкального развития, доказали факт успешного использования метода моделирования, а именно: музыкальное мышление ребёнка можно развивать с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для детей форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. А МНЕМОТЕХНИКА – это и есть часть моделирования.
(Слайд 10)
Так в чём же суть мнемотаблицы? Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание подбирается графическое или частичное графическое изображение персонажей, явлений природы, некоторых действий и т. п. В мнемосхемах к песням используются маленькие картинки (изображения). Схемы составляются так, чтобы нарисованное было понятно детям. Вызывало у них наглядную ассоциацию и не отвлекало их внимания лишними деталями. Глядя на эти схемы и рисунки дети легко воспроизводят текстовую информацию.
(Слайд 11)
Для наглядного применения мнемотехники при разучивании песни я решила предоставить мнемотаблицу к песне «Лучики сияют» Г. Вихарёвой. Обратите внимание, к каждой фразе соответствует определённая смысловая, ассоциативная картинка.
Так же хотелось сказать пару слов о применении мнемотехники при проведении занятий в ясельной группе и активизации речевых процессов. Здесь также использует метод наглядного моделирования, но с использованием игрушки, которая может (естественно при помощи педагога) показать то или иное действие или движение. Например: хлопать в ладоши при одновременно произношении «Хлоп-хлоп», гремит погремушкой (колокольчиком) «динь-динь», шуршим дождиком («шур-шур», воет вьюга («у-у-у») и т. д. Т. е. здесь главная задача мотивировать ребёнка произнести отдельный слог или короткую фразу, которая ассоциируется с увиденным в интеграции с услышанным.
(Слайд 12) Здоровьесберегающие технологии
(Слайд 13)
Здоровьеберегающие технологии применяются с целью развития речи детей, что является оптимизацией процесса сохранения и коррекции речи, укрепление и поддержание здоровья детей. Использование этой технологией при проведении занятий, помогает решить задачи по гармоничному развитию дошкольника более результативно и в короткие сроки, помогает активизировать психические процессы и формирует личность ребенка в целом.
В свое работе использую : валеологические песни – распевки; логоритмичсекая ритмика; игровой массаж; музыкотерапию; дыхательную гимнастику; артикуляционную гимнастику; пальчиковую гимнастику; речевые игры.
(Слайд 14)
Музыкальные логоритмические упражнения и валеологические распевки - это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения, включающая речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры. Целью логоритмического воздействия является преодоление и профилактика речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
Задачами логоритмической ритмикио воздействия являются:
· развитие слухового внимания;
· развитие фонематического слуха;
· развитие пространственных организаций движений;
· развитие общей и тонкой моторики, мимики, пантомимики;
· формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации;
· развитие физиологического и фонационного дыхания;
· развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков;
· формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения.
Практика показывает, что регулярное использование музыкальных логоритмических упражнений способствует развитию четкого произношения доступных по возрасту звуков, обогащению словаря детей, быстрому развитию речи и музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками. Особенно максимальный эффект достигается, если сочетать мнемотехнику и логоритмику, что будет способствовать не только быстрому запоминанию, но правильному произношению.
(Слайд 15)
К слову сказать, данная технология довольно успешно используется логопедами при коррекции речевых нарушений у детей 5-7 лет с ОНР. А использования данной технологии при работе с детьми более раннего дошкольного возраста способствует профилактики речевого нарушения и реальной практической помощью учителю-логопеду.
Но для того, чтобы данная технология имела видимый результат при работе с детьми с ОНР, необходимо проводить отдельно с ними 1 занятие в неделю длительностью около 25 минут. Данное занятие состоит из 3х частей: подготовительной (вводные упражнения для установки на разнообразный темп движения и речи с помощью музыки, основной (упражнения, направленные на развитие дыхания, голоса, координации речи и пения с движениями, формирования чувства ритма, темпа, развития мелкой моторики, творческой инициативы, пения, слушания музыки, игр, мимических этюдов, хороводов и игрорелаксации) и заключительной (это упражнения на восстановления дыхания, снятия мышечного и эмоционального напряжения, релаксационные упражнения).
(Слайд 16)
Вот один из примеров. «лес, лес, тишина», проведённое в подготовительной группе.
(слайд 17) Ещё один вид и способ развития и активизации речи это музыкальная дыхательная гимнастика. Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на артикуляцию и развитие голоса, на звукопроизношение. Особенно данная здоровьесберегающая технология полезна на занятиях с детьми раннего дошкольного возраста. Данные упражнения способствуют развитию речевого и фонационного дыхания, именно дифференциации ротового и носового дыхания, учат силе выдоха и направленной воздушной струе, а также укрепления мышечного «корсета» позвоночника, формирования дыхательного акта (его глубины и ритма, развития внимания, выдержки и формирования правильной осанки.
Предлагаю вам выполнить упражнение «Снежинка».
А так же «Качи-калачи».
(Слайд 18)
Информационно-коммуникативные технологии
(Слайд 19)
Информационно-коммуникативные технологии позволяют погрузить дошкольников в определенную игровую ситуацию, сделать образовательную деятельность более содержательной, интересной, привлекательной и по-настоящему современной. В свое работе использую не только презентации, видеофильмы, но и мною разработанные мультимедийные игры. А значит, применение информационно-коммуникативных технологий при разучивании песен с использованием мнемотехники, а также проведения музыкальных логоритмических упражнений значительно повышает уровень восприимчивости детей к изучаемому материалу, а следствие положительной динамики в общем речевом развитии.
(Слайд 20)
А сейчас мне хотелось бы вам продемонстрировать пример объединениях трёх инновационных технологий на примере песни для 2-й младшей группы «Воробьишки весной».
Предлагаю для начала прослушать саму композицию. (Прослушивание песенки).
2. Побеседуем о характере музыки и её содержании. Какая музыка по характеру? (ответы). А о чём песенка? (ответы).
3. Обратите внимание на картинки к нашей песенке.
- (1)Что делают воробьишки? Правильно, воробьишки вместе чирикают, как чирикают? (чик-чирик, чик-чирик, вот так песенку птички распевают. А что изображено на следующей картинке? (ответы). Правильно: ручейки потекли, солнышко сияет. Молодцы.
- (2). Что мы здесь видим? (ответы). Конечно. Чик-чирик,чик-чирик, птички распевают. А что делают на следующей картинки воробьишки? Они в ручейках крылышки купают. Молодцы.
- (3) А что же мы видим на этой картинке? (ответы). Верно, здесь ребятишки будут веселиться и петь как воробышки «чик-чирик, чик-чирик». А что делают здесь ребятки? (ответы). Мы видим, что на дорожке ребята весело кружаться.
(Слайд 21)
4. А теперь давайте пропоём каждую картинку по отдельности – озвучим наши картинки (сначала исполнить педагогу, потом предложить остальным повторить отдельную картинку с текстом).
(Слайд 22)
5. Молодцы. А сейчас исполним песенку полностью, и в этом нам помогут наши озвученные картинки (исполнение полностью песенки) и наши ручки.
Чик-чирик, чик-чирик, птички распевают («взмахивают крылышками»)
Ручейки потекли, солнышко сияет («фонарики»)
Чик-чирик, чик-чирик, птички распевают («взмахивают крылышками»)
В ручейках, в ручейках, крылышки купают (приседают, полощут ладошки (движение вперёд-назад)
Чик-чирик, чик-чирик, будем веселиться («взмахивают крылышками»)
На дорожке весной прыгать и кружиться (прыгают, кружась и «взмахивают крылышками»).
(Слайд 23)
Заключение
Таким образом, под влиянием музыки, музыкальных упражнений и игр при условии использования правильно подобранных приемов положительно будут развиваться психические процессы и свойства личности, будет оказана большая помощь в работе над развитием активной речи детей.
Подводя итоги, можно сказать, что выше перечисленные технологии оказывают существенное влияние на развитие речи детей дошкольного возраста. Применение инновационных технологий помогает детям дошкольного возраста развивать основные психические процессы - память, внимание, образное мышление и сокращает время обучения. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Поэтому целенаправленная разнообразная работа педагога с детьми с помощью различных инновационных технологий, использование разнообразных форм работы с родителями и педагогами приведет к положительной динамике показателей развития речи дошкольников.