Ольга Прутовых
Использование инновационной технологии моделирования «Мнемотехника«
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) : «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
Публикация «Использование инновационной технологии моделирования „Мнемотехника„» размещена в разделах
На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, определениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление редкое.
Работая с детьми, я столкнулась с тем, что у них плохо развита речь, они испытывают затруднения при рассказывании о событиях своей жизни, не все могут пересказать литературное произведение, последовательно составить описательный рассказ, затрудняются определить место звука в слове, с трудом запоминают стихотворный материал. Я провела анкетирование родителей и выяснила, сколько же времени им требуется на заучивание четверостишия с детьми. И получила следующий результат: прочитать три-четыре раза - 6 человек, потратить 1 вечер - 12 человек, приходится учить и повторять несколько дней - 6 человек, и 2 ребёнка совсем не могут справиться с этой задачей.
Понимая важность этой проблемы, я выбрала актуальную тему «Использование инновационной технологии моделирования «Мнемотехника» .
Цель: использование технологии мнемоники в образовательном процессе для развития речи детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Способствовать развитию связной речи.
2. Расширять и обогащать словарный запас детей.
3. Формировать умение преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодировка информации) .
4. Совершенствовать способность детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.
5. Способствовать формированию развития у детей восприятия, воспроизведения, умения использования средств технологии.
Ушинский К. Д. писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему 5 словам-он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите 20 таких слов с картинками, и он запомнит их налету».
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по – разному: Воробьёва Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно- графическими схемами, Ткаченко Татьяна Александровна- предметно – схематическими моделями, Глухов Вадим Петрович - блоками-квадратами, Большова Татьяна Васильевна - коллажем, Ефименкова Людмила Николаевна- схемой составления рассказа.
МНЕМОТЕХНИКА в переводе с греческого – «искусство запоминания». Мнемотехника известна с давних времен и насчитывает как минимум две тысячи лет. Считается, что термин «мнемоника» введен Пифагором Самосским в 6 веке до н. э. Первый сохранившийся труд по мнемонике приписывают Цицерону.
МНЕМОТЕХНИКА – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.
Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Мнемотехника помогает развивать :
• зрительную и слуховую память
• зрительное и слуховое внимание
• воображение
• восприятие
• развивает кругозор
• развивает все стороны речи
Основной «секрет» мнемотехники – это ассоциация, т. е. связь нескольких образов. На каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы - рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого к сложному. Её можно разделить на три этапа.
I этап: Начинать работу с детьми любого возраста необходимо со знакомства с символами. Я начала работу в младшей группе и на начальном этапе предлагала и объясняла детям значение символов.
Малышам лучше предлагать картинки понятные для их восприятия, постепенно заменяя их схематичными, контурными изображениями предметов.
В старшем возрасте, когда дети научатся хорошо мыслить образно, можно будет подключать их к работе над символами. Я обычно предлагаю детям помочь мне «спрятать» какое-либо слово в картинку.
Например: как мне нарисовать слово «большой»? Дети предлагают разные варианты символических изображений, и потом мы вместе выбираем наиболее удачный вариант, подходящий к данному слову, например, «гора» или «слон»
Этот этап работы ещё называют – работа с мнемоквадратами.
Мнемоквадрат – одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение. Его применяют в младшем возрасте. И зарисовывается обязательно цветным изображение. В этом возрасте даются готовые мнемоквадраты и обсуждаются с детьми, что будет на них изображено
На этом этапе работы можно проводить с детьми игры типа
«Подскажи словечко», «Копилка слов»
«Найди пару», «Теремок»
«Скажи по-другому» (синонимы) – старший дошкольный возраст
«Скажи наоборот» (антонимы) – старший дошкольный возраст
II этап: На этом этапе нужно научить детей «читать» простые схемы из 2 – 4 символов. Мнемодорожка – ряд картинок (3 – 5, по которым можно составить небольшой рассказ в 2 – 4 предложения. Ею овладевают в среднем возрасте. К концу среднего возраста изображение предлагается однотонные
Например: при описании предметов детям предлагаются символы для обозначения цвета, формы, величины, действия с предметом. Этот приём хорошо использовать для работы с загадкой. (что я и продемонстрировала на своём занятии)
На этом же этапе учим детей «читать» простые предложения из 2-3 слов без предлогов и союзов.
Этот этап работы называют – работа с мнемодорожками.
III этап: На этом этапе начинается работа с мнемотаблицами.
Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст (рассказ, стих, сказка и т. п.). Её используют в старшем дошкольном возрасте. Вначале ребёнок помогает в изображении схемы, а потом самостоятельно может сам зарисовать. Мнемотаблицы мы рисовали с помощью карандашей, фломастеров, восковых мелков, обычного мела, красок и т. д.
Мнемотаблицы служат дидактическим материалом для развития связной речи и используются с целью :
- Заучивания стихов, потешек;
- При отгадывании и загадывании загадок;
- При пересказе текстов;
- При составлении описательных рассказов.
Дети научились не только читать, но и составлять схемы самостоятельно. Эту технологию теперь используют и родители при разучивании стихов с детьми. Мнемотехнику могут использовать логопеды и дефектологи в своей работе. Также её может взять для использования любой педагог т. к. она не требует никаких материальных затрат.
Подводя итог работы мы провели диагностику памяти детей 5—6 лет помощью методики опосредованного запоминания (Алексей Николаевич Леонтьев) (Нужно подобрать 10—15 слов, которые будут предложены для запоминания детям, а также набор карточек с картинками (20—30). Картинки не должны быть прямой иллюстрацией к запоминаемым словам.
И 57%детей показали высокий уровень опосредованного запоминания, 36%- средний, 7%-низкий.
Таким образом, мнемотехника :
- сокращает время запоминания;
- развивает основные психические процессы;
- развивает умение перекодировать информацию;
- устанавливает причинно-следственные связи;
- помогает делать выводы и схематизировать материал.
-развивает речь дошкольника.
Литература:
• 1. Одинцева А. В. Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста / А. В. Одинцева // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург,январь 2014 г.). - СПб. : Заневская площадь, 2014. - С. 52-53
• 2. Омельченко Л. В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. № 4. С. 102-115
• 3. Подлиняев О. Л. Эффективная память. - Издание второе, исправленное: Учебное пособие. - Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2003
• 4. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста - СПб, 2009
• 5. Ткаченко Т. А. Использование схем в составлении описательных расказов/ Дошкольное воспитание. 2003. № 10. С. 16-21