Жанна Плешкова
Использование индуктивного робота в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
«Если сегодня мы будем учить так,
как учили вчера, мы украдем
у наших детей завтра»
Джон Дьюи
В наше время воспитание и образование невозможно без использования технических и компьютерных средств. Дети сейчас живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения все быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Поэтому современная педагогика в соответствии с ФОП ДО все больше применяет множество различных технических средств для обучения и развития детей дошкольного возраста.
Публикация «Использование индуктивного робота в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда» размещена в разделах
В поисках новых современных игровых методов организации коррекционного обучения, а также с целью разнообразить творческую и речевую деятельность детей, я решила использовать в работе индуктивного робота. Индуктивный робот представляет собой интерактивную игрушку, которая может перемещаться на поверхности листа бумаги по нарисованной самостоятельно ребенком линии.
Индуктивные роботы могут быть представлены в виде разнообразных роботов, видов транспорта, представителей животного мира и т. д. Данные роботы используют оптический датчик, который помогает считывать черные линии, нарисованные на листе бумаги. В набор входит сам робот, батарейки к нему, маркер и поле для перемещения робота, хотя в качкстве поля можно использовать лист бумаги.
Игры с таким роботом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта, повышают мотивацию к образовательной деятельности и помогают ее разнообразить. Прослеживание за роботом активизирует внимание и зрительную концентрацию за движущимся предметом. Все это является необходимыми предпосылками для улучшения функционирования речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков.
Новизна заключается в адаптации индукционных игрушек в образовательный процесс ДОУ для детей старшего дошкольного возраста.
Цель: активизация и развитие речи и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста с помощью индуктивных роботов.
С учетом поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
- способствовать формированию умений и навыков работать с интерактивным оборудованием;
- создавать положительную мотивации к самостоятельному поиску нужной информации;
- развивать различные компоненты речи через практическое использование индуктивных игрушек.
- развивать мелкую моторику и графические навыки детей;
- стимулировать и поощрять любознательность, наблюдательность;
- развивать пространственное и критическое мышление, воображение, память
Для успешной реализации поставленных задач необходимо создание следующих организационно-педагогических условий:
- преобладание в методике работы поисково-исследовательских и практических методов;
- наличие развивающей предметно-пространственной, интерактивной среды, способствующей развитию речевой, познавательной активности и креативной деятельности детей;
- присутствие взрослого, владеющего определенным уровнем педагогической компетентности в области образовательной роботехники, имеющего позитивное отношение к инициативе и творческим проявлениям детей.
Для выполнения этих условий использованы следующие методы:
1. Эвристический метод. Цель: активизировать мыслительные способности при анализе сложившейся ситуации
2. Метод наглядного моделирования. Цель: развивать умение строить логические схемы.
3. Метод творческих заданий. Цель: стимулировать креативность, создание новых способов действий
4. Метод экспериментирования в исследовательской ситуации. Цель: стимулировать поисковую, преобразовательно-творческую деятельность.
Начинать работу пришлось с нуля, потому что практического материала в интернет ресурсах совершенно нет. Я разработала игры и задания, в которых поставленные задачи решались с помощью индукционных роботов.
Освоение навыков работы с индуктивными роботами, проходило по следующим тапам.
1 этап. Формирование навыков пространственного ориентирования и графических навыков. Мною были подобраны игры на формирование пространственного ориентирования с оборудованием и без, а также игры по формированию графо-моторной функции у детей.
2 этап. Знакомство с роботом и его функционалом. На данном этапе дети знакомились с порядком действий с роботом:
• Используя маркер из набора нарисовать линию на листе бумаги
• Включить переключатель в нижней части робота
• Поместить робота на нарисованную линию
Правила:
Линия должна быть черной, полностью закрашенной, без острых углов
Толщина линии должна быть не менее 4 мм, но не более 1 см
Робота нельзя использовать под прямыми солнечными лучами или вблизи ламп накаливания
Не использовать для работы глянцевую бумагу
3 этап. Практическое использование индуктивных роботов в играх и игровых упражнениях по развитию речи. На этом этапе дети учились рисовать линии и схемы для передвижения робота по нужной траектории.
4 этап Закрепление умений и навыков работы с интерактивной игрушкой. На этом этапе мы смогли перейти к командным играм. Ребятам предлагалось построить собственные схемы-рисунки для робота.
5 этап. Интеграция работы с роботом с другими видами образовательной деятельности. Индуктивные роботы гармонично вошли в различную образовательную деятельность. Они стали прекрасными помощниками в решении проблемы как «разговорить» стеснительного ребенка с нарушениями речи, поэтому робота можно и нужно использовать в индивидуальной работе. Замечательно подходят индуктивные роботы для занятий с особыми детьми.
Применение индуктивного робота в коррекционной логопедической работе проводилось по следующим направлениям:
Развитие слухового внимания:
«Слоговые дорожки» – робот проходит слоговую дорожку на заданный звук, а ребенок повторяет за взрослым или читает самостоятельно.
«Угадай-ка» – взрослый называет звук, а ребенок рисует путь к схеме этого звука или к букве, его обозначающей.
«Не ошибись» - ребенок должен провести линию по инструкции педагога (сначалв до красного квадрата. ю потом до синего треугольника и т. д.) и запустить робота по этому пути
Активизация артикуляционного аппарата и формирование звукопроизношения:
«Найди нужную картинку» – ребенок рисует линию роботу до заданного артикуляционного упражнения, а потом выполняет его.
«Идём до звука» – выполняя определенные артикуляционные движения;
«Повтори» - автоматизация звука изолированно, в слогах или словах (повторять пока движется робот)
Развитие фонематического слуха и навыков звукобуквенного анализа:
«Хитрые слоги» – найти картинку или фигуру слова, в котором есть заданный слог, провести к нему линию, запустить робота и и назвать его.
«По дорожке проведи и все буквы собери» - ребенок проводит линию так, чтобы робот собрал определенные буквы, расположенные на листе в произвольном порядке
«Цепочка слов» – найти соответствующую картинку, название которой начинается на последний звук заданного слова.
«Назови все слова с заданным звуком» – надо пройти роботом по всем картинкам с определенным звуком в разной позиции (начало, середина, конец слова)
«Доведи робота до правильной схемы слова»
«Робота запускай и словечко прочитай» - прочитать слово, которое состоит из букв на пути робота
Уточнение и активизация словаря:
«Что лишнее?» – дойти до картинки, в названии которой нет данного звука.
«Слова – наоборот найди и робота проведи».
«Найди слова» - ребенок должен обвести картинки на листе на определенную тематику (овощи, фрукты, мебель и т. д.) и проложить роботу такой путь, чтобы назвать все нужные слова
«Как увидишь на пути, ты в звоночек позвони»
Коррекция и развитие грамматического строя речи:
«Сосчитай предметы, до которых дошел робот»
«Один – много»
«Назови ласково»
Развитие связной речи:
«Придумай сказку про робота» - ребенок придумывает сказку и рисует ему путь по сюжету на листе бумаги
Формирование пространственных представлен
«Проведи робота до…» - ребенок рисует линию по словесной инструкции педагога (верхнего правого угла, середины листа и т. д.)
Использование индуктивных роботов в коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи в течение учебного года привело к следующим результатам. У детей выявлены значительные улучшения уровней развития всех компонентов речевой системы. Конечно нельзя сказать, что эти положительные результаты достигнуты исключительно только благодаря использованию индуктивных роботов, т. к. работа ведется в системе и комплексно, но мотивация на занятия у детей очень увеличилась. Занятия действительно превращаются в увлекательные приключения с помощью этих чудесных роботов! Познавательная активность детей возрастает в разы, каждому хочется реализовать свою идею в игре, ответить на вопрос, найти решение проблемы, выполнить задание, нарисовать правильный путь для робота.
Таким образом, использование индуктивного робота в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда позволяет оптимизировать и индивидуализировать обучение детей с нарушениями речи, создавать в процессе обучения необходимую этим детям «ситуацию успеха». Благодаря сочетанию традиционных и технических средств работа педагога в дошкольной организации становится значительно разнообразнее и эмоциональнее, а у детей проявляется творчество и радость поиска новых технических решений.