светлана мурадова
Использование ИКТ в учебной деятельности ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Новые информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современного человека. Это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер. Главная цель внедрения ИКТ – появление новых видов учебной деятельности.
Компьютерная технология может осуществляться в трех вариантах:
1. «Проникающая» технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам, для решения отдельных дидактических задач;
2. Основная, определяющая, наиболее значимое из используемых в данной технологии частей;
Публикация «Использование ИКТ в учебной деятельности ДОУ» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
3. Монотехнология (когда все обучение, все управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера).
Использование ИКТ на различных занятиях в ДОУ дает преимущества перед стандартной системой обучения и воспитания в следующем:
- повышается интерес, мотивация образовательной деятельности;
- осуществляется дифференцированный подход;
- каждый ребенок становится субъектом процесса обучения;
- за один и тот же промежуток времени объем выполненной работы немного больше;
- развивается привычка учебной деятельности (планирование, рефлексия, самоконтроль, взаимоконтроль).
В нашем детском саду с 2009 года функционирует городская экспериментальная площадка по теме «Разработка новой модели взаимодействия между ДОУ и начальной школой как способ реализации принципа преемственности в воспитании и обучении ребенка». Целью, которой является построение единой линии преемственных связей между ДОУ и школой, обеспечивающей эффективное поступательное развитие ребенка, его успешный переход на следующую ступень образования. Одним из разделов этой программы является реализация проекта «Внедрение ИКТ в образовательный процесс», рассчитанный на два года обучения – старшей и подготовительной группах.
Внедрение информационных технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ позволит решить следующие проблемы преемственности:
- в начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную. Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими методами, позволяет сделать этот процесс более интересным;
- высокая степень эмоциональности детей дошкольного возраста значительно сдерживается рамками воспитательно-образовательного процесса. Занятия же на компьютере позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить воспитательно-образовательный процесс;
- обязательный учебный материал переводится в яркую, увлекательную, с разумной долей игрового подхода, мультимедийную форму с широким использованием графики, анимации, в том числе интерактивных, звуковых эффектов и голосового сопровождения, включением видеофрагментов.
Начать работу по освоению дошкольниками навыков пользования компьютером мы решили со старшей группы, применяя пособие А. В. Горячев, Н. В. Ключ «Все по полочкам» (методические рекомендации к курсу информатики для дошкольников) для занятий с детьми 5-6 лет. Данный курс рассчитан на развитие логического мышления, алгоритмического стиля мышления и системного подхода в решении проблем. Тщательно подобранной серией игр и задач. Одно занятие в неделю. Продолжительность 20-30 минут. Для проведения занятий в первый год обучения компьютеры не требуются. Второй год обучения в подготовительной группе предусматривает работу детей на компьютерах.
Для более успешной реализации данной работы создана творческая группа из воспитателей детского сада, членом которой являюсь и я. Следуя принципу - «Помоги, но не на-вреди!», мы решили отнестись с высокой степенью ответственности, внедряя новые информационные технологии в обучение, учитывая возрастные функциональные возможности детей. Для этого творческой группой разработаны рекомендации работы детей за компьютером:
1. Создать оптимальные условия для проведения занятий с использованием компьютера. Они должны соответствовать основным требованиям, изложенным в СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы». Это касается самого помещения, организации рабочего места ребенка, показателей воздушной среды, освещения, мебели 9стол, стул должны соответствовать росту ребенка). Во время работы дети должны сохранять правильную позу:
- голова слегка наклонена вперед (5-7о);
- предплечья опираются на поверхность стола (перед клавиатурой) для снятия напряжения с плечевого пояса и рук;
- угол, образуемый предплечьем и плечом, а также голенью и бедром должен быть не менее 90о;
- расстояние глаз ребенка до экрана не должно быть менее 50 см;
- между корпусом тела и краем стола сохраняется свободное пространство не менее 5 см;
- для достижения устойчивости посадки ребенок должен сидеть на стуле, опираясь на 2/3 – длины ребра;
- спина ребенка должна иметь опору;
- обязательна опора для ног.
2. Режим работы на компьютере должен быть рациональным и соответствовать не только возрасту ребенка, но и состоянию его здоровья. Необходимо ограничить длительность непрерывной работы ребенка за компьютером. Занятия можно проводить не более одного раза в день и не чаще 3 раз в неделю. Рекомендуемые дни недели для таких занятий: вторник, среда, четверг, а понедельник и пятница являются неблагоприятными. Максимальная одноразовая длительность работы на компьютере не должна быть более:
- для детей 6 лет – 15-20 мин. в день;
- для детей 5 лет – 10-15 мин. в день;
3. Необходимо использовать только те компьютерные программы, которые по содержанию, форме и методам работы соответствуют возрастным психофизиологическим закономерностям развития детей.
4. Эффективным и обязательным средством предупреждения негативного воздействия компьютера на организм ребенка является проведение гимнастики для снятия общего и зри-тельного утомления. Для снятия статического и нервно-эмоционального напряжения можно использовать обычные физические упражнения. Преимущественно для верхней части туловища (повороты, наклоны, рывки руками и т. д., игры на свежем воздухе. Для снятия напряжения органа зрения рекомендуется зрительная гимнастика по методикам Базарного, Стрельниковой. Зрительная гимнастика должна проводиться в середине занятия, длительность ее составляет 1 мин.
Выполняя весь комплекс перечисленных выше рекомендаций, можно создать оптимальные условия для занятий детей. В результате обучения дети приобретут:
- навыки работы с доступными программными средствами, построения простых алгоритмов и моделей, работы с множеством предметов и закономерностей в игровой и бытовой деятельности);
- навыки контроля и анализа игровой и учебной деятельности как собственной, так и других детей в группе, навыков дружелюбного общения со сверстниками и взрослыми;
- умения использовать свои способности, анализировать ситуацию для построения информационной модели и ее изображения с помощью системного языка (рисунков, схем, плана решения задачи и т. д.)
В результате поисков, раздумий, практической работы у меня сложилась собственная система обучения:
Цель: развитие интереса воспитанников посредством использования ИКТ при индивидуализации обучения
Формы организации
обучения
- индивидуализация;
- дифференциация
Виды учебной деятельности (занятия)
- формирование элементарных математических представлений;
- развитие речи:
- ознакомление с окружающим;
- подготовка к обучению грамо-те;
- изобразительная деятельность.
Техническое оснащение
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- мультимедийные ресурсы.
Ожидаемый результат
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие исследовательских умений;
- развитие творческих способностей.
Применение новых информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательный процесс позволило мне создать на занятиях эвристическую, поисковую ситуацию, развивать ум и чувства.
Внедрение новых информационных технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности дошкольников для развития познавательных процессов и развития индивидуальных качеств, и обеспечить плавный переход в начальную школу.