Оксана Вагнер
Использование ИКТ в проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование ИКТ в проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»
Слайд № 1, 2
Использование средств информационно – коммуникационных технологий позволяет сделать процесс обучения и развития детей достаточно простым и эффективным, освободит от рутинной ручной работы, открывает новые возможности раннего образования.
Публикация «Использование ИКТ в проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в дошкольном детстве – умение самостоятельно приобретать новые знания.
Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.
Проектная деятельность направлена на результат, который достигается в процессе совместной деятельности педагога и детей. Ребенок познает действительность в практической деятельности.
Проектная деятельность дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, помогает детям чувствовать свою причастность к общему делу, воспитывает умение общаться, слушать, обосновывать свое мнение.
Слайд №3
Компьютер обладает рядом преимуществ:
- предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности;
- компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный детям, которые пока в совершенстве не владеют техникой чтения и письма;
- движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;
- компьютер является отличным средством для решения задач обучения;
- постановка проблемных задач, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером, является стимулом познавательной активности детей;
- компьютер предоставляет возможность реализации индивидуального подхода в работе с детьми дошкольного возраста. В процессе деятельности каждый ребенок выполняет задания своего уровня сложности и в своем темпе;
- компьютер очень «терпелив» во взаимоотношениях с ребенком, никогда не ругает его за ошибки, а ждет, пока он сам исправит недочеты, что создает в процессе обучения необходимую «ситуацию успеха».
Но вместе с тем необходимо помнить, что компьютер не заменит эмоционального человеческого общения так необходимого в дошкольном возрасте. Он только дополняет воспитателя, а не заменяет его.
Слайд №4
Ценность проектной деятельности заключается в том, что в процессе проектно-ориентированного обучения у детей вырабатываются специфические умения и навыки:
постановка конкретных целей и планирование деятельности;
самоанализ и рефлексия;
выделение проблемных вопросов;
поиск нужной информации в разных источниках;
проведение исследования;
презентации результатов своей деятельности;
практическое применение знаний, умений и навыков в дальнейшем. (что предусматривают целевые ориентиры ФГОС ДОУ)
Цель моей работы: развитие интеллектуально-творческого потенциала детей в проектной деятельности посредством использования информационно – коммуникативных технологий.
Слайд №5
Направление работы по использованию ИКТ в проектной деятельности строится по этапам:
выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования, исходя из интересов детей;
организация деятельности (вовлечение дошкольников в решение проблемы);
осуществление деятельности по поиску ЭОР (мультимедийные презентации и обучающие программы, обучающие фильмы, мультфильмы, звуковые файлы (музыка и аудиокниги)
Реализация проекта происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную).
подведение итогов работы, в результате которого получается продукт проектной деятельности, в изготовлении которого принимают участие дети.
Заканчивается работа над проектом мультимедийной презентацией.
Слайд № 6, 7
На базе детского сада созданы все условия:
1. Мультимедийное оборудование (в группе и музыкальном зале)
2. ЭОР
3. Фотоаппарат
4. Видеокамера
Слайд № 8
В ходе проведения работы дети готовы и способны:
1. Проявлять инициативу и самостоятельность в познавательно – исследовательской и творческой деятельности.
2. Проявлять любознательность; задавать вопросы.
3. Интересоваться причинно – следственными связями.
4. Наблюдать, экспериментировать.
5. Обладать элементарными представлениями о живой и неживой природы; начальными знаниями о себе.
6. Принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения. 7. Активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Слайд № 9, 10, 11
Опыт исследовательской деятельности воспитанников старшей группы был представлен в проекте «Великая Отечественная война глазами детей», направленном на исследование единения поколений. Данный проект был разработан при изучении темы ВОВ.
Проблема была взята из реальной жизни, имела самое близкое отношение к каждой семье, решение ее требовало от ребенка познавательной активности и умения использовать имеющиеся знания для получения новых. Педагогами была выбрана форма проекта, практически и познавательно значимого для всех его участников. В работе над проектом была выдержана логическая последовательность, дети постепенно собирали информацию.
Работая над темой проекта, благодаря собранному документальному материалу (фотографии, письма, проведенным детьми интервью с членами семей, художественным текстам о ВОВ и использованию информационных технологий дети смогли стать «участниками» тех далеких событий, что способствовало формированию у них чувства исторической сопричастности Родине, своей семье, восстановление утраченных связей между поколениями, убеждения о недопустимости повторения войны. Дети больше узнали о ветеранах ВОВ, командирах, солдатах, а также боевой техники, оружии. Закончилась работа над проектом празднованием Дня победы.
Слайд №12, 13
На базе нашего детского сада ежегодно проходит неделя защиты исследовательских проектов детьми, мои воспитанники выступали с проектом «Огород на окне» и заняли первое место.
Мною также были разработаны и другие проекты: «Здравствуй, осень золотая», «Безопасная дорога», «Мой дом, семья и детский сад», «По дорогам сказок», «Зимушка – Зима», которые также дали положительные результаты.
Вывод:
Реализованные проекты показали, что по сравнению с традиционными формами обучения дошкольников, информационно-коммуникационные технологии обладают рядом преимуществ:
-предъявление информации на экране компьютера, мультимедийной установки вызывает у детей огромный интерес;
-несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
обладает стимулом познавательной активности детей;
-позволяет моделировать жизненные ситуации.
Значимость работы по созданию проектов с использованием информационно-коммуникационных технологий, направленных на социализацию дошкольников, формированию у них нравственно-патриотических чувств и норм безопасного поведения в том, что существует возможность опираться на данные проекты в дальнейшей работе, как к вопросу безопасности, социализации. Использование проектных и компьютерных технологий, основанных на детской активности в экспериментировании, носит развивающий характер обучения.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – хороший помощник педагогам в организации воспитательно - образовательной и коррекционной работы.