Татьяна Панова
Использование игровых технологий при формировании математических способностей детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Согласно Федеральному Государственному Образовательному Стандарту мы разработали для своей группы «Рабочую программу», в которой наряду с парциальными программами, используемыми нашим ДОУ, мы включили парциальную программу по ФЭМП «Математика – это интересно» Авторов: Михайловой З. А., Поляковой М. Н., Чеплашкиной И. Н., разработанную для программы «Детство», где широко используются «Палочки Кюизенера» и «Блоки Дьенеша».
Публикация «Использование игровых технологий при формировании математических способностей детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2020
На основе своего опыта мы выяснили, что «Блоки Дьенеша и «Палочки Кюизенера» являются наиболее эффективными пособиями для формирования всех важных умений умственного, и в частности математического развития на протяжении всего дошкольного обучения. Особенно эффективны эти логико-математические игры для индивидуально-дифференцированного обучения и коррекционной работы с детьми.
Опыт использования в нашей группе палочек Кюизенера и блоков Дьенеша.
Этапы обучения
На первом этапе мы используем палочки и блоки просто как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками и палочками, создают различные конфигурации. Их привлекают конкретные образы, а также качественные характеристики материала — цвет, размер, форма.
На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.
Игра «Открой замок или третий лишний».
Цель: выявление и абстрагирование свойств
Игра «Чем свяжешь! Или измени одно свойство»
Цель: формирование операции классификации блоков по одному, двум, трём, четырём признакам с использованием кодов и без них.
Решение занимательных задач.
Данные игры и упражнения помогут детям закрепить умение соотносить цвет и число и, наоборот, число и цвет; научат пользоваться арифметическими знаками и составлять примеры на основе зрительно воспринимаемой информации.
Подвижная игра-эстафета «Числовая лесенка»
Цель: закрепить знание последовательности чисел натурального ряда, умение соотносить цвет и число; доставить радость детям, превнеся элемент соревновательного азарта.
Развивать конструкторские навыки, творческое воображение.
Для работы с «Палочками Кюизенера» и «Блоками Дьенеша»
мы используем игровые альбомы и пособия с заданиями :
- Альбом «Волшебные дорожки»
предназначен для детей 2-3 х летнего
возраста. Работая с цветными счетными
палочками Кюизенера и альбомом
"Волшебные дорожки", ребенок научится
сравнивать предметы, считать,
ориентироваться на плоскости.
А самое главное — малыш почувствует
себя творцом, "оживляя" картинки
на страницах альбома, делая их
объемными и цветными.
Комплект «На золотом крыльце…» поможет сформировать у детей представление о числе, способствует развитию восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения. Закрепляются такие понятия как цвет, число, величина, ориентирование на плоскости, творчество и многое другое.
«Развивающие игры и занятия с Палочками Кюизенера»
(Раздаточный материал)
для работы
с детьми 3-7 лет.
В данном пособии представлены игровые занятия с палочками Кюизенера
«Посудная лавка – кростики»
(Игры с цветными счётными палочками Кюизенера)
Ребенку предлагается выложить по образцу различные виды посуды, предварительно отобрав нужное количество палочек.
«Дом с колокольчиком»
(Альбом – игра)
«Вместе весело играть»
(Палочки Кюизенера и Блоки Дьенеша)
«Страна Блоков и Палочек»
(Сюжетно-дидактические игры)
«Блоки Дьенеша для самых маленьких»
(Альбом для игр)
В начале 2015-2016 учебного года был проведен мониторинг, который показал, что по образовательной области «Познавательное развитие: ФЭМП», у детей есть пробелы знаний по разделам : «Величины» и «Пространственно-временные представления». Количество детей с высоким уровнем развития было 10%, со средним – 35%, с низким – 55%. В течении года мы работали по программе «Математика-это интересно» с использованием блоков Дьенеша, палочек Кюизенера в своей работе с детьми.
Мониторинг, проведённый в марте 2016 года по данной области показал положительную динамику развития математических способностей, логического мышления детей и качества усвоения программного материала. Количество детей с высоким уровнем развития повысилось на 20%, со средним уровнем стало 55%, с низким стало 15%.
Таким образом, система работы по развитию логического мышления дошкольников с использованием логических блоков Дьенеша, палочек Кюизенера, способствует более успешному развитию у детей основных приёмов логического мышления, математических способностей. Мы будем и дальше работать по этой программе в следующем году!