Ольга Менская
Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Индивидуальный план по самообразованию
Разработала: Менская О. О.
Воспитатель разновозрастной группы
Актуальность:
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Темочки:
Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста. И потенциал педагога дошкольного учреждения состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Педагог дошкольного учреждения должен дать ребёнку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А главное познать радость при преодолении трудностей. Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения, вариативный подход – вот содержательная полнота, актуальная для ребёнка.
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.
Задачи:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
- составить подборку дидактических игр, заданий игрового содержания по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста;
- использовать разработанный материал на занятиях ФЭМП с детьми старшего возраста;
- активно воздействовать на всестороннее развитие детей:
- обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания;
- активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать,
обобщать, классифицировать, анализировать).
Группа: старшая
Сроки: 2019-2020 учебный год
Ожидаемые результаты:
У детей:
- активизация познавательного интереса дошкольников;
- развитие внимания, памяти, речи, воображения, логического мышления;
- формирование элементарных математических представлений.
У воспитателя:
- повышение своего теоретического познания в области математики;
- умение анализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме;
- пополнение РППС новыми играми по ФЭМП;
- оформление центра «Развивай- ка».
Перспективный план работы:
Месяц Форма работы
Сентябрь 1. Составить перспективный план работы по самообразованию.
2. Подобрать и изучить методическую литературу по теме
самообразования.
Октябрь 1. Изучение методической литературы, знакомство с передовым
педагогическим опытом.
2. Чтение математической сказки «В стране «Математике» в
пластилиновом районе», анализ и обсуждение сказки с детьми.
3. Проведение занятий, с использованием игрового
занимательного материала (игры с использованием счетных
палочек).
Ноябрь 1. Пополнение развивающей предметно-пространственной среды
группы дидактическими играми по математике.
2. Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию
математических представлений с помощью занимательного
материала (игры «Составь картинку», «Найди отличия»,
«Найди пару»).
Декабрь 1. Оформление уголка занимательной математики в группе.
2. Изготовление буклета для родителей «Занимательная
математика дома в повседневной жизни».
Январь 1. Создание картотеки игр по ФЭМП.
2. Пополнение уголка занимательной математики в группе.
Февраль 1. Оформление выставки для родителей: «Математические игры и
упражнения для дошкольников».
2. Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию
математических представлений с помощью занимательного
материала (настольно-печатные игры).
Март 1. Проведение открытого ОД для педагогов по ФЭМП в старшей
группе.
2. Изучить методическую литературу и публикации в
периодических изданиях.
Апрель 1. Математическое развлечение для детей «Путешествие в
страну математики».
2. Консультация для воспитателей «Развитие математических
способностей у детей дошкольного возраста через игровую
деятельность».
Май 1. Провести самоанализ и самооценку работы по
самообразованию.
2. Обобщить результаты самообразования, написать отчет.
Литература, подлежащая изучению:
В течение года изучить необходимую методическую литературу, а также статьи журналов, ознакомиться с материалами интернет источников.
1. Программа «От рождения до школы» - Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
2. «Математика и дети» - А. Белошинская – кандидат пед - х наук.
3. «Ориентировка в пространстве» - Т. Мусейнова – кандидат пед - х наук.
4. «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленцева.
5. «Сенсорное воспитание» - Э. Пилюгина.
6. «Играем в числа» - серия пособий
7. «Развиваем восприятие, воображение» - А. Левина.
8. Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М. : Баласс, 2003 г. - 256 с.
9. Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. «Давайте вместе поиграем». Комплект игр с блоками Дьенеша. С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г.
10. В. П. Новикова, Л. И. Тихонова "Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал" от 3 до 7 лет, 2008 г. 11. Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений» : Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. - М. : ВАКО, 2005 г. - 208 с.