Кадочникова И М
Конспект мастер-класса «Использование ИОС в социально-коммуникативном развитии воспитанников на кружках развития речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №23 «Кубаночка»
муниципального образования город-курорт Анапа
Мастер-класс на тему : «Использование игровых обучающих ситуаций в социально-коммуникативном развитии воспитанников на кружках развития речи»
Публикация «Конспект мастер-класса „Использование ИОС в социально-коммуникативном развитии воспитанников на кружках развития речи“» размещена в разделах
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» октябрь 2024
Социально-коммуникативное развитие ребенка – это процесс, в результате которого он учится устанавливать и поддерживать необходимые контакты с окружающим миром и людьми.
Основной целью данного направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.
Основные формы деятельности по социально – коммуникативному развитию дошкольников : групповые и индивидуальные, которые проводятся в непосредственной образовательной деятельности на кружках развития речи.
На занятиях с детьми после прочитанной книги Джулии Дональдсон «Человеткин», которым заинтересовались дети, мы стали использовать героя Человеткина, в игровых ситуациях.
А что такое ИГРА?
Игра – не развлечение, а ведущий вид детской деятельности
дошкольников. И наша задача правильно и умело помочь детям приобрести в игре необходимые социальные навыки.
Человеткин — главный персонаж одноимённой сказки в стихах. Очень простая и весёлая история о палочке, которую случайным образом забрасывало все дальше и дальше от дома. Где он только не был. Но по традиции именно в Рождество случается чудо и он возвращается домой. Это маленькая история в стихах, и с таким огромным смыслом! В ней есть всё : доброта, сострадание и семейные ценности. Но самое главное вера в чудеса.
В своей практике я часто использую создание историй детьми. К детским историям мы относимся с трепетом. И работаем по-разному:
Дети рисуют, а я записываю их истории. Рисунок- это та же самая речь, выражение себя, свои мысли и фантазии. За тем, что нам со стороны кажется невыразительными закорючками, скрывается целая история! И если мы у ребенка спросим: «А что это у тебя!», в ответ услышим интересную историю! Если ее записывать, то истории рассказывать станет гораздо чаще!
Мы сочиняем истории по структуре «в начале - потом-в конце». В таком случае детям может быть известна, например, середина, а начало и конец нужно придумать самим. Или же известна концовка, а все что до нее нужно придумать, нарисовать и записать.
Так же даем возможность сочинить продолжение уже хорошо знакомой детям истории из книги. На самом деле это не так просто, когда условия уже заданы началом, обсуждались и проигрывались. Нужно развернуть и продолжить сюжет.
Прочитав книгу, дети предложили сделать выставку рисунков о приключениях Человеткина. Дети рисовали рисунки, для начала я описала их истории в нескольких предложениях, на следующем этапе предлагала им описать свою историю. В этих историях ребёнок передает свое отношений к той или иной ситуации и эмоционального восприятия.
Давайте представим сейчас, что мы дети. Возьмем листок бумаги, карандаш и изобразим схематичную историю Человеткина. Кто желает прокомментировать маленькое путешествие своего героя?
(участникам предлагается нарисовать историю героя «Человеткина» в любой ситуации, а те кто не рисовал, рассказывают историю по рисунку.)
После этого мы решили сделать Человеткиных своими руками. Матвей Шубровский и его мама с радостью согласились собрать заготовки веток и принести на занятия. Далее мы сделали из веточек уже «живых» Человеткиных: у каждого своя мимика, свое настроение, свой характер, ручки из картона, некоторые детки придумали имя своему герою.
С уже оживленными героями мы разыгрывали театральное представление. Дети импровизировали истории по одной из известной структуре «Начало-потом-конец».
- А сейчас я предлагаю разыграть свою историю с нашими героями. Представьте, что Вы дети. У нас будет задано начало, а что будет потом и в конце Вам нужно будет придумать.
- Прошу выйти 3 человека.
- Итак, «Жил-был Человеткин, был он очень любознательным и однажды пошел в лес гулять….»
(участники продолжают историю с веточкой героем)
Все эти истории учат нас любить друг друга, свою семью, бережно относиться к природе, так как у всего живого есть душа!
Подведя итог, хочется сказать, что Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.
Исследованиями доказано, что дети, которые в детском саду имеют опыт сочинения и записывания историй, имеют более высокий балл по математике!
Социально-коммуникативное развитие ребенка – это сложный процесс, в результате которого ребёнок учится устанавливать и поддерживать необходимые контакты с окружающим миром и людьми, тем самым у ребёнка развивается и речь.
Можно с полной уверенностью сказать, что процесс приобретения коммуникативной компетенции длительный, непростой, из этого следует, что начинать развивать ребенка в данном направлении необходимо с раннего возраста.