Елена Березина
Использование игровых и коррекционно — развивающих технологий при обучении и воспитании детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Использование игровых и коррекционно – развивающих технологий при обучении и воспитании детей с ОВЗ»
Подготовила: Березина Е. В.
логопед МДОУ №21 «Ласточка»
В сентябре 2013 года был принят новый закон «Об образовании», который привел к серьезным и значительным переменам в системе образования. В связи с гуманистическим взглядом на детей с ОВЗ в сфере образования формируется новый социальный заказ на инклюзивное образование ребенка.
Публикация «Использование игровых и коррекционно — развивающих технологий при обучении и воспитании детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Учебно-воспитательный процесс инклюзивного образования требует подключения к работе команды разных специалистов (учитель-логопед, дефектолог, психолог, координатор по инклюзии, тьютор, воспитатель, медсестра! врач).
По классификации, предложенной В. А. Лапшиным и Б. П. Пузановым, к основным категориям аномальных детей относятся :
1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
3. Дети с нарушением речи (логопаты);
4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
5. Дети с умственной отсталостью;
6. Дети с задержкой психического развития;
7. Дети с нарушением поведения и общения;
8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).
На основе статистических данных дети с ОВЗ менее физически подготовлены, чем дети с нормальным темпом развития. Это вызывает определенные трудности в овладении детьми, как учебного материала, так и в развитии памяти, мышления, внимания и других высших психических функций.
Образование детей с ОВЗ предусматривает:
1. Создание специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и возможности для получения образования;
2. Воспитание;
3. Оздоровление;
4. Коррекцию нарушений развития;
5. Социальную адаптацию.
Коррекционно-развивающее обучение способствует преодолению, коррекции и компенсации нарушений физического, психического и психологического развития обучающихся. Построение общей системы коррекционно-развивающего обучения невозможно без применения грамотно подобранного спектра педагогических технологий.
Есть множество определений понятия «педагогическая технология». Мы изберем следующее: – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для детей и педагога. (В. М. Монахов).
При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании
1. Технология разноуровневого обучения
2. Коррекционно - развивающие технологии
3. Технология проблемного обучения
4. Проектная деятельность
5. Игровые технологии
6. Информационно-коммуникационные технологии
7. Здоровьесберегающие технологии
Так как ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, она понятна и интересна детям, поэтому мы подробнее остановимся на игровых технологиях.
Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Любая детская игра – тихая или подвижная, групповая или индивидуальная, сюжетно-ролевая или словесная – может стать коррекционной, если взрослый определит, какие способности и навыки ребенка она может скорректировать и усовершенствовать!
Существует множество классификаций игр: по виду деятельности, по содержанию, по оборудованию и т. д. Мне, как коррекционному педагогу подходит классификация игр по целевым ориентациям:
1. дидактические: расширение кругозора, познавательной деятельности; применение ЗУН в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков;
2. развивающие : развитие ВПФ, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, развитие мотивации учебной деятельности.
3. воспитывающие : воспитание самостоятельности, воли; формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
4. социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.
Требования при подборе игр для детей с ОВЗ
1. Соответствие игры возрасту ребенка или его актуальному уровню развития;
2. Учет структуры дефекта;
3. Подбор игрового материала с постепенным усложнением;
4. Связь содержания игры с системой знаний ребенка;
5. Соответствие коррекционной цели занятия;
6. Учет принципа смены видов деятельности;
7. Использование ярких, озвученных игрушек и пособий;
8. Соответствие игрушек и пособий гигиеническим требованиям, безопасность.
Одна и та же игра может выступать в нескольких функциях: обучающая, развлекательная, коммуникативная, релаксационная, коррекционная.
В логопедической работе я стараюсь использовать все многообразие игр. В этом мне очень помогло создание лэпбуков. Лэпбук (lapbook) - в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap - колени, book - книга). Это самодельная тематическая папка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему. Темы могут быть самыми разнообразными (по обучению грамоте, по лексической теме, постановка и автоматизация определённого звука и т. д.).
У детей с ОНР речь самостоятельно не развивается. Страдает процесс накопления, отбора слов и оперирования ими в речевой деятельности (словарь хаотичен, неорганизован). Все это ведет к снижению памяти, внимания, восприятия, познавательных процессов. Решение данных проблем – одна из задач использования лэпбука в коррекционно-речевой работе.
Кроме игры в своей работе я использую различные коррекционно-развивающие технологии или отдельные их элементы.
Коррекционно-развивающие технологии :
- здоровьесберегающие технологии;
- песочная терапия
- технология личностно-ориентированного обучения;
- игровые технологии (коррекционно-развивающие игры и упражнения);
- информационно-коммуникационные технологии;
- технологии компенсирующего обучения;
- технология проблемного обучения;
- сказкотерапия
- технология проектного обучения;
- арт-терапевтические технологии (связаны с воздействием разных средств искусства на обучающихся, они позволяют с помощью стимулирования художественно-творческих проявлений осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии).
Вариантов грамотного внедрения педагогических технологий образования детей с ОВЗ в процесс обучения масса, их необходимо продуктивно совмещать.
Я применяю элементы ТРИЗ технологии, мнемотехники, логоритмики, кинезотерапии.
Опыт работы показывает, что использование песка дает положительные результаты: у детей значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям, многие из них с восторгом и радостью воспринимают каждое занятие. Особенно это актуально с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. На таких занятиях развиваются все стороны речи : пополняется и активизируется словарный запас, развивается фонетико-фонематическое восприятие, лексика и грамматика, связная речь. Игры с песком можно использовать и при обучении грамоте, при постановке и автоматизации звуков.
Изучая инновационные технологии, меня очень заинтересовала одна из них, новая для меня, синквейн-технология.
Синквейн — это методический прием, который представляет собой пять нерифмованных строк, имеющих форму стихотворения. При этом составление каждой из них подчинено определенным принципам, правилам. Таким образом, происходит краткое резюмирование, подведение итогов по изученному материалу
Эта технология не требует особых условий для использования и органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий у дошкольников с общим недоразвитием речи. Синквейн с франц. языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.
Детям предлагается определённый алгоритм, предложенный автором данной технологии В. М. Акименко, который помогает составить рассказ на любую лексическую тему. Лексические темы, которые усваивают дети коррекционной группы, служат темами синквейнов.
Прежде чем учить детей сочинять синквейн, я провела подготовительную работу, где дети знакомились с такими понятиями как «слово, обозначающее предмет», «слово, обозначающее действие предмета», «слово, обозначающее признак предмета», «предложение». Знакомила с графическим изображением этих понятий.
Затем мы учились составлять синквейн по определё нным правилам:
Первая строчка стихотворения — это его тема. Представлена она всего одним словом и обязательно существительным.
Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные.
В третьей строчке, посредством использования глаголов, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В третьей строке три слова.
Четвертая строка — это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть как предложение, составленное ребёнком самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка, обязательно в контексте раскрываемой темы.
Пятая строчка — всего одно слово, которое представляет собой некий итог. Чаще всего это просто синоним или обобщающее слово к теме стихотворения.
Составление синквейна проводится в рамках прохождения определенной лексической темы. Синквейн в коррекционной работе с детьми с ОНР совершенствует словарную работу. Учит определять грамматическую основу предложений. Развивает языковое чутье, формируется фразовая речь, ассоциативное мышление. Синквейн помогает анализировать информацию, кратко излагать идеи, чувства и представления в нескольких словах.
Взаключение своего выступления, я хотела бы предоставить вашему вниманию синквейн о нашем семинаре:
1. Семинар онлайн.
2. Актуальный, творческий.
3. Объединяет, обучает, дисциплинирует.
4. Век живи – век учись.
5. Опыт.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод- грамотное использование игровых и коррекционно-развивающих технологий при работе с детьми, имеющими ОВЗ, позволяет добиваться положительной динамики в обучении и воспитании.