Наталья Можнова
Использование игровых физических упражнений в формировании речи детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Речь является важнейшей психической функцией человека. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче он высказывает свои мысли, тем лучше познает действительность, полноценнее строит взаимоотношения с детьми и взрослыми. Развитие речи – это основной показатель развития детей и главное условие успешности организации разнообразной детской деятельности. Недостатки речи обнаруживаются особенно четко при обучении в школе и могут привести к неуспеваемости, порождают неуверенность в своих силах.
Публикация «Использование игровых физических упражнений в формировании речи детей с ОНР» размещена в разделах
У детей с отклонениями в речевом развитии несовершенство движений наблюдается во всех компонентах моторики: в общей (крупной, мелкой, лицевой, артикуляционной, имеются трудности в регуляции и контроле произвольных движений.
Поэтому необходимо совместить решение задач физического воспитания, так необходимого детям с нарушениями речи, с задачами развития речи, для чего обучение основным видам движений, общеразвивающие упражнения и подвижные игры необходимо стремиться наполнять коррекционно-речевой составляющей.
В нашей группе одной из задач является совершенствовать необходимые виды двигательных действий в комплексе с речевым развитием детей, а также способствовать формированию широкого круга игровых действий. Работа с детьми ведется поэтапно с учетом развития нервной системы, психики и моторики. Для начала отрабатываются двигательные навыки, а затем подключаются различные речевые упражнения. Это способствует совершенствованию речевых и двигательных навыков. Работа ведется от простых заданий к более трудным. В своей деятельности мы используем цели и задачи Н. В. Нищевой, по программе которой работаем.
В своей повседневной деятельности мы используем следующие игры и упражнения.
Для дифференциации звонких и глухих согласных используем упражнение с прыжками. Так же это упражнение развивает фонематическое восприятие, произвольное внимание, быстроту реакции: детям произносятся слова, а дети, в свою очередь, услышав первый звук в слове должны либо подпрыгнуть и хлопнуть ладонями над головой, если звук звонкий, либо присесть, если звук глухой. Это упражнение можно использовать как со словами по тематике недели, расширяя словарный запас, так и со словами по различным темам. ( Например: кошка, баран, кабан, собака, свинья, жеребенок, барсук, корова, заяц, тигр, волк).
Для отработки прямых и обратных слогов, а в дальнейшем для обучения чтению, можно использовать упражнение «Прыжки через веревочки». На полу раскладываются веревочки, а между ними буквы. Прыгая через веревочку, дети называют буквы, преобразуя их в слоги или слова.
Упражнение «Поймай мяч» можно использовать для формирования слоговой структуры слова. Ребенок подбрасывает мяч, находящийся в стаканчике, и ловит его стаканчиком столько раз, сколько слогов в заданном слове. Упражнение выполняется как правой, так и левой рукой. Это упражнение способствует развитию координации движений, произвольного внимания, выдержке.
Также для закрепления умения определять количество слогов в слове; упражнять в построении и перестроении; развивать произвольность внимания; умение действовать по сигналу, можно играть в игру «Один, два, три». Во время игры дети расходятся по группе. По сигналу «Внимание!» дошкольники смотрят на выставленную на доску картинку и строятся в колонну по одному, парами или тройками — в зависимости от количества слогов в слове.
Для развития межполушарных связей, повышения концентрации внимания, развитие словарного запаса используется игра «Мешочки». Ребенок подбрасывает мешочки поочередно левой и правой рукой. Бросая правой - называет, например, овощ, а бросая левой – фрукт.
Упражнения в бросании мячей способствуют развитию глазомера, координации движений, ловкости, ритмичности, согласованности движений, совершенствуют пространственную ориентировку. Во время действий с мячом создаются условия для включения в работу левой руки, что важно для полноценного моторного развития детей. При обучении составлению связного рассказа можно использовать мяч. Дети стоят в кругу и по очереди перебрасывают мяч друг другу. Первый ребенок начинает рассказ, последующие дети стараются его продолжить, развивая историю событий, последний ребенок должен логически завершить рассказ.
Подвижные игры оказывают комплексное и всестороннее воздействие на организм ребенка. При помощи различных игровых движений и ситуаций ребенок познает мир, получает новые знания, осваивает речь. Применение игр с движением в сочетании с речевыми упражнениями активизирует детей, обеспечивает необходимую физическую нагрузку, способствует эмоциональной разрядке, дает позитивную динамику речевого развития, что особенно ценно для детей с нарушениями в развитии речи.