Елена Нагорная
Использование игрового комплекса «Коврограф Ларчик» и игрового комплекта «МиниЛарчик»
▼ Скачать + Заказать документы
Использование игрового комплекса «Коврограф Ларчик» и игрового комплекта «МиниЛарчик» в коррекционно-развивающей деятельности педагога-психолога с детьми дошкольного возраста.»
Игровой набор – Волшебный сундучок «МиниЛарчик» – разработан ведущим специалистом в области раннего развития детей, физиком по образованию, отцом двух детей Вячеславом Воскобовичем. Цель развивающих игр Воскобовича – это гармоничное развитие у детей эмоционально-образного и логического начал.
Цели занятий с игровыми материалами В. В. Воскобовича:
Публикация «Использование игрового комплекса „Коврограф Ларчик“ и игрового комплекта „МиниЛарчик“» размещена в разделах
- Развитие у ребенка познавательного интереса и исследовательской деятельности.
- Развитие наблюдательности, воображения, памяти, внимания, мышления и творчества.
- Гармоничное развитие у детей эмоционально-образного и логического начал.
- Формирование базисных представлений об окружающем мире, математических понятиях, звукобуквенных явлениях.
- Развитие мелкой моторики.
Занимаясь с такими игровыми пособиями дети получают истинное удовольствие и открывают для себя всё новые и новые возможности.
Игра начинается с простого манипулирования, а затем усложняется за счет большого количества разнообразных игровых заданий и упражнений.
Многие игры сопровождаются специальными методическими книгами со сказками, в которых переплетаются различные сюжеты с интеллектуальными заданиями, вопросами и иллюстрациями. Сказки-задания и их добрые герои - мудрый ворон Метр, храбрый малыш Гео, хитрый, но простоватый Всюсь, забавный Магнолик - сопровождая ребенка по игре, учат его не только математике, чтению, логике, но и человеческим взаимоотношениям.
Игры разработаны для детей разного возраста: ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст и для детей с ОВЗ.
Для детей дошкольного возраста очень важным является сенсорное развитие, и здесь мы знакомим детей с формой, цветом, величиной. Это три главных элемента, с которыми мы должны их познакомить. Если говорить о цвете, то для детей раннего возраста мы используем 4 цвета : красный, желтый, синий и зеленый. Знакомим с величиной – большой и маленький, и затем вводим понятие средний.
«Подарим гномам листочки»
Задачи: - развитие внимания памяти; - закрепление знания основных цветов; - развитие умения группировать по цвету.
Оборудование и материалы: листочки 4 цветов, гномы.
Игровая ситуация : веселые гномы гуляли в Фиолетовом лесу и увидели много разноцветных листочков. Они им так понравились, что гномы решили собрать листья в букеты.
Задание: помочь гномам собрать листочки своего цвета.
«Украсим деревья листочками»
Задачи: - закрепление представления об основных цветах; - развитие умения группировать листья на основе цвета.
Оборудование и материалы: стволы деревьев и разноцветные листочки.
Игровая ситуация : Ночью в Фиолетовом лесу был сильный ветер, такой сильный, что сдул с деревьев все листочки. В лесу сразу стало мрачно и скучно. Как же быть?
Задание: Украсить деревья листочками так, чтобы они стали непохожими друг на друга (одно дерево украсить красными и зелеными листочками, второе – синими и желтыми)
«Разноцветные полянки гномов»
Задачи: - развитие внимания, мышления; - закрепление умения делить предметы на три группы по цвету; - закрепление счета до 5, определение больше - меньше.
Оборудование и материалы: радужные гномы, наборы листьев трех цветов
Игровая ситуация : Гномы решили сделать разноцветные полянки, Кохле решил сделать красную полянку, Зеле – зеленую, Си – синюю. А чтобы их полянки не были скучными, гномы решили их украсить листочками.
Задание: помочь гномам украсить полянки листочками любимых цветов. Сосчитать листочки на каждой полянке. Сравнить у кого листочков больше – меньше.
Ковролиновая основа, жестко крепится на стене, размер 1,25*1,25 м, размер клетки 10*10 см, разработан для детей от 3 до 10 лет.
Это, по сути, альтернатива фланелеграфа. У фланелеграфа есть такой минус - с него падают прикрепленные предметы. У коврографа предусмотрены всевозможные зажимы, карманы, липучки и прочее, для того чтобы все держалось намертво.
Комплект «МиниЛарчик» размером как четверть коврографа, содержит практически такую же комплектацию, удобно использовать в индивидуальных занятиях на столе, особенно в занятиях с детьми с ОВЗ.
Коврограф Ларчик содержит :
- сенсорно-конструктивные элементы (веревочки, кружочки, разноцветные квадраты и круговерт)
- образные элементы (слоники Лип-лип и Ляп-ляп, образы букв, образы цифр, пространственные карточки Лев-Павлин-Пони-Лань, 10 цветных гномиков)
- знаковые элементы (буквы, цифры, знаки и карточки отрицания на прозрачной основе)
- вспомогательные элементы (зажимы, кармашки 10, касса)
Развивающие игры Воскобовича можно и нужно использовать в совместной групповой, подгрупповой и индивидуальной деятельности с воспитанниками, также помогать организовывать самостоятельную деятельность детей с играми. Использовать методические рекомендации автора, а также не бояться экспериментировать.
Список литературы:
1. Астахова Н. И. URL : https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/276757-sbornik-igr ;
2. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры»/ Под ред. Воскобовича В. В., М довой Н. А., Файзуллаевой В. Д. и др. -СПб: ООО «Развивающие игры Воскобовича», 2016. - 360 с.
3. Игры Воскобовича в работе учителя-логопеда/ Под. ред. В. В. Воскобовича, Л. С. Вакуленко. - СПб: ООО «Развивающие игры Воскобовича», 2017.
4. Кондратьева Л. А. Реализация ФГОС дошкольного образования средствами игровой технологии В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры». Развивающие игры В. В. Воскобовича в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. СПб, 2014.
5. МальфиноваЮ. А. URL :https://krasds6.edumsko.ru/collective/method/post/846097?utm_referrer=https%253A%252F%252Fyandex.ru%252F%253Ffrom%253Dalice ;
6. Методические рекомендации к ировому комплекту «Ларчик» и игровому комплекту «МиниЛарчик» - Вакуленка. Л. С., Воскобовича В. В. и др. Санкт –Питербург 2016г. ;
7. Пономарева С. Н. URL : https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/392049-kartoteka-igr-s-materialami-voskobovicha (дата обращения 14.02.2019);
1. 6 Похвалова О. Н. URL : https://multiurok.ru/files/programma-igry-voskobovicha.html ;
8. Развивающие игры Воскобовича: Сборник методических материалов/ Под ред. В. В. Воскобовича, Л. С. Вакуленко. – М. : ТЦ Сфера, 2015. – 128 с.
9. Развивающая предметно-пространственная среда «Фиолетовый лес». Методическое пособие/ Под ред. В. В. Воскобовича, Л. С. Вакуленко, О. М. Вотиновой. - СПб: ООО «Развивающие игры Воскобовича», 2017. - 176 с.
10. Харько Т. Г. Методика познавательно - творческого развития дошкольников «Сказки Фиолетового леса» (для детей 5-7 лет). - СПб «Детство-Пресс», 2016.-304 с.
Приложение
Варианты игр.
Игра «Кто спрятался»
Цель: формирование представлений о сенсорных эталонах цвета, формы, величины; обучение способам обследования предметов, умению различать их форму, цвет и величину, выполнять сложные глазомерные действия;
развитие аналитического восприятия: умения разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения.
Психолог: На поляне появились гномы Кохле, Охле, Желе, Зеле, Геле, Селе, Фи в разноцветных шапочках они стали играть в прядки с Лопушком.
На коврографе располагаются карточки.
Психолог: Жили-были сто ребят.
Все ходили в детский сад,
Все садились за обед,
Все съедали сто котлет,
А потом ложились спать —
Тебе глазки закрывать.
По считалке, ребенок закрывает глаза, психолог убирает одну из карточек.
Психолог: Кто из гномов спрятался?
Карточки могут меняться местами.
Игра «Какой по порядку?»
Цель: закрепление порядкового счета.
Психолог: На Полянку вышли гномы. Давайте вспомним их имена.
Гном Кохле стоит первым, Охле – вторым и т. д. Кто стоит между Желе и Геле? Сколько гномов помещается между Охле и Фи? Какой гном стоит шестым (вторым, третьим, четвёртым?
-«Бусы».
У модницы Фифы были красивые разноцветные бусы на двух ниточках. Однажды одна ниточка разорвалась, и бусы рассыпались. Фифа принялась их собирать.
На коврографе располагаются в ряд кружочки группами на некотором расстоянии друг от друга. В каждой группе количество шариков увеличивается на один (1,2,3,4 шарика из «Разноцветных липучек»). Это одна нитка с бусами. Дети под этими шариками прикрепляют точно такое же количество шариков (собирают «рассыпанные» бусы).
Игра «Чей домик?»
Цель: формирование представлений о сенсорных эталонах цвета, формы, величины; обучение способам обследования предметов, умению различать их форму, цвет и величину, выполнять сложные глазомерные действия; развитие аналитического восприятия: умения разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения.
На коврографе располагаются геометрические фигуры (различные треугольники, четырёхугольники) и два домика (четырёхугольник и треугольник).
Психолог: В городе геометрических фигур в четырёхугольном домике поселились братья - четырёхугольники, а в треугольном - треугольники. Расселите фигуры.
Психолог: Однажды к ним в гости приехали круг и овал. (на коврографе появляются фигуры круг и овал)
Психолог: В каком домике они остановятся? Какие домики нужны для них?
Дети из «Разноцветных верёвочек» строят дома для круга и овала.
Игра «Фокусник»
Цель: развитие логического мышления; развитие внимания, памяти, воображения, мелкой моторики.
Психолог: Возьмите 4 палочки, составьте квадрат. Переложите 1 палочку так, чтобы получился стульчик.
Из 6 палочек составьте домик. Переложите 2 палочки так, чтобы получился флажок.
Возьми все палочки из «волшебной восьмерки», составь лесенку, располагая ступеньки по цвету, используя считалку, «Кохле – Охле – Желе – Зеле – Геле – Селе - Фи»
Преврати лесенку в кораблик.
Игра «Лев, лань, павлин и пони»
Цель: закрепление пространственных представлений (лево, право, верх, низ)
Все манипуляции с карточками рассказываются в виде сказки.
Психолог: Звери были дружны и играли вместе, когда были малы, но они выросли, и настало время, когда им пришлось разделить свою территорию на границе своих владений, ровно посередине они сделали колодец, из которого могут утолить жажду.
Психолог: Лопушок принёс на полянку четыре картинки для игры с Фифой. На них были нарисованы лев, лань, павлин и пони. Красиво расположил их на полянке: льва – в левом верхнем углу, лань – в левом нижнем, павлина – в правом верхнем, пони – в правом нижнем. Только Лопушок приготовился объяснять Фифе правила игры, как появилась бабочка. Она перелетала с картинки на картинку…
На коврографе располагаются картинки с изображением льва, лани, павлина, пони. Бабочка «садится» в разных частях коврика. Дети называют место, где «остановилась» бабочка (у Льва, у Пони, рядом с Павлином и т. д.).