Екатерина Горшкова
Использование графических диктантов в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Часто родители жалуются, что ребё нок:
- невнимательный,
- у него плохая память,
- слушает, но не слышит,
- путает лево и право,
- не ориентируется на листе бумаги.
В школе без этих навыков трудно быть успешным. Как же помочь ребёнку? Да просто играючи.
Есть прекрасная игра – «Графический диктант». Всего пять минут в день, и ваш ребёнок станет более внимательным, улучшатся все виды памяти, проводимые на листе линии станут ровнее и аккуратнее.
Для проведения графического диктанта нужны :
Публикация «Использование графических диктантов в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
- маркер на водной основе,
- прозрачная папка-уголок или файл,
- разлинованный в крупную клетку лист А4,
- текст диктанта.
Необходимые условия – играть вместе с ребёнком и сохранять интригу до конца выполнения. Пусть ребёнок не видит образец. Каждый раз придумывайте новые варианты, ориентируясь на интересы детей. Например, можно отправиться на спецзадание по спасению задуманного героя или предмета. Надо быть очень внимательным, и только тогда он появится. Ошибки на рисунке легко ликвидируем, стирая, поэтому страха во время выполнения не будет!
Таинственным голосом начинаем: «Пройди две клетки вправо, одну вверх и т. д. Продвигаемся к цели».
Только убедившись, что справляемся, можно переходить к двухступенчатой инструкции: «Пройди две клетки вправо и опустись
на столько
же вниз».
Работают процессы внимания и памяти. Удержать такую инструкцию не просто. Ориентируемся на возможности детей.
После 6 лет и убедившись, что ребёнку легко, можно усложнять, давая уже трё хступенчатую инструкцию: «Пройди клетку влево, поднимаешься наверх, обведя три клетки, а затем вправо две клетки».
Поддержка взрослого и желание увидеть спасаемый объект или предмет помогут победить!
А далее графический диктант можно успешно применять в коррекции звукопроизношения. Автоматизировать слоги для всех детей – тяжёлый труд, но в игровой форме - намного интереснее. Интрига захватывает их полностью. Азарт игры помогает увлечённо проговаривать слог за слогом, двигаться к разгадке, создавая рисунок.
Задание сложное, ведь я только указываю направление движения (вверх, вправо, вниз, Влево). О количестве клеток не сообщаю. Вывод ребёнок должен сделать сам, внимательно слушая, какое количество слогов я произношу. Столько клеток и должен «прошагать», произнося отражённые слоги и формируя, что очень важно, фонематический слух.
Начинаем от точки. На примере звука [р]. Вправо: «ра-ро-ры»(3). Значит ребёнок должен пройти вправо три клетки, произнося правильно и красиво услышанные слоги, тем самым закрепляя произношение звука [р]. Вниз: «ру-ра»(2) и т. д. Такой вид графического диктанта позволяет за короткое время произнести автоматизируемый звук многократно. Поэтому эффективность этого задания, для быстрого введения звука в речь, очень высока.
Наряду с этим формируются:
- процессы внимания и памяти,
- фонематический слух и восприятие,
- пространственная ориентировка,
- аккуратность графических навыков.
Только постепенное усложнение