Елена Некрасова
Использование государственной символики в работе воспитателя
▼ Скачать + Заказать документы
Использование государственной символики в работе воспитателя
Ребёнок 5-7 лет уже способен устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости между явлениями и предметами, систематизировать и группировать предметы. Эти возрастные особенности позволяют познакомить детей с различными видами гербов и эмблем, их основным назначением.
Детям среднего дошкольного возраста можно объяснить, что герб, флаг и гимн нашей страны объединяют граждан России и всех её жителей. Праздничное оформление улиц в дни государственных праздников призвано создать атмосферу единения народа, вызвать у каждого чувство сопричастности событию. Тот же смысл имеет исполнение Государственного гимна страны на торжественных мероприятиях, во время встречи Нового года. Объединительная функция наиболее понятная и доступная для дошкольников. Ребята хорошо усваивают представления о том, что символика города объединяет горожан, эмблема детского сада - детей, их родителей, а также его сотрудников.
Публикация «Использование государственной символики в работе воспитателя» размещена в разделах
Дошкольникам доступно понимание отличительной функции государственных символов, функции принадлежности. Герб изображают на монетах, он служит символом, помогающим нам отличить денежные знаки нашей страны от зарубежных. В качестве отличительного знака на автомобилях, самолётах помещают изображение государственного флага. Очень важно, чтобы ребята поняли, хотя бы на элементарном уровне, зачем нужна стране государственная символика. В подготовительной группе можно объяснить детям, что символика государства отражает лучшие нравственные качества его граждан.
Во время прогулок и экскурсий стоит обращать внимание детей на то, что различные знаки и символы окружают нас в повседневной жизни, например: флаги, вывешенные на зданиях городской администрации.
Затрагивая столь сложную и серьёзную тему, как ознакомление с государственными символами нашей страны, стоит обратить особое внимание на роль воспитателя. Ребёнок нуждается в руководстве и сотворчестве с педагогом. Роль воспитателя очень велика : воспитатель, в первую очередь, должен быть примером для детей. Педагогу важно получить отклик детей, услышать их высказывания, размышления.
Принципиально важным для ознакомления с государственными символами является сочетание познавательной деятельности с игровой и продуктивной. Для детей в силу психологических особенностей необходимо полученные знания и представления обыграть, выразить в рисунке или какой-нибудь другой продуктивной деятельности.
Знакомя детей с гербом и флагом нашей страны, возможно использование фольклора и народного искусства. Дошкольнику близки и доступны сказочные, песенные фольклорные образы. Их яркость и красота помогают сформировать положительное восприятие Государственного герба и флага. При этом следует избегать упрощений. Например, не стоит объяснять, что двуглавый орёл - это сказочная птица с двумя головами.
В работе с детьми целесообразно использовать иллюстративно-дидактический материал «Государственные символы России» в качестве демонстрационного материала для проведения занятий, а также для индивидуальной работы с детьми вне занятий. В свободное от занятий время, например, в процессе индивидуальных бесед с детьми, можно рассмотреть рисунок государственного герба нашей страны, репродукцию портрета тверской крестьянки, изображения вышивок.
Обращаясь к фольклору, необходимо вспомнить и о пословицах и поговорках, которые также нужно использовать в работе с детьми. У русского народа есть множество пословиц и поговорок о любви к Родине. Знакомство с ними детей - очень важный элемент нравственно-патриотического воспитания.
Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Для закрепления полученного материала о символике России необходимо организовывать дидактические игры в группе. Отличительной особенностью дидактических игр является наличие определенной структуры, которая включает дидактическую (развитие сенсорных процессов, речи и др., игровую задачу (отгадать, выиграть соревнование и т. д.) и игровые действия (прятать и находить, кого- то изображать и т. п., правила игры (действовать по очереди, не повторять сказанного, начинать по сигналу и т. п.). Игровая задача и игровые действия вносят в игру занимательное начало, позволяют ребенку обучаться, играя, непреднамеренно получать знания в интересной для него деятельности.
Ниже в таблице тематика занятий с дошкольниками согласно «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой (таб. 2).
Таблица
Занятия по ознакомлению с окружающим миром и изодеятельности, досуговые мероприятия Основные задачи и содержание занятий
«Герб России» (занятие по ознакомлению с окружающим миром) Формирование элементарных представлений об истории государственного герба России, о символическом значении изображений двуглавого орла и всадника.
«Герб города и символика микрорайона» (занятие по ознакомлению с окружающим миром) Формирование элементарных представлений о существовании различных видов гербов и эмблем, их назначении.
«Гербы и эмблемы» (занятие по ознакомлению с окружающим миром) Расширение представлений о различных видах гербов и эмблем, их назначении.
«Создаём эмблему группы (занятие по рисованию) Обобщение и закрепление представлений о различных видах гербов и эмблем. Развитие образного мышления и изобразительного творчества.
«Какие бывают флаги» (занятие по ознакомлению с окружающим миром) Расширение знаний об истории государственного флага России, о различных видах флагов и их назначении.
«Государственные символы России» (досуг-викторина) Обобщение и закрепление знаний и представлений о гербе и флаге России
Как видно из таблицы, формирование представлений о государственной символике России у детей происходит на протяжении различных занятий. Оценку результатов проделанной работы следует проводить посредством викторины (приложение 3).
Таким образом, на основании вышесказанного можно сделать вывод, что применение различных методических приёмов при ознакомлении детей дошкольного возраста с государственной символикой даёт большие положительные результаты.