Светлана Ежова
Использование дидактических электронных игр по патриотическому воспитанию в старшем дошкольном возрасте
▼ Скачать
1 слайд.
Патриотизм - это любовь к Родине, природе, людям, культуре своего народа. Патриотизм как личностное образование включает в себя: привязанность, сочувствие, сопереживание, ответственность и другие качества, без которых человек не может состояться как личность.
Формирование основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста будет наиболее благотворным в условиях музея воинской славы в контексте с образом защитника Отечества.
2 слайд.
Публикация «Использование дидактических электронных игр по патриотическому воспитанию в старшем дошкольном возрасте» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Старшая группа
- Темочки
Компьютерные игры – совершенно новый вид деятельности для дошкольников. Их специфика заключается в том, что ребенок должен самостоятельно найти способы решения поставленной перед ним задачи, что позволяет рассматривать их как особое средство развития творчества детей.
Электронно – дидактическая игра (игра обучающая – это вид деятельности, занимаясь которой дети учатся чему – то новому.
Она как и каждая игра представляет собой самостоятельный вид деятельности, которым занимаются дети: она может быть коллективной или индивидуальной.
Данная игра является очень ценным средством воспитания действенной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у детей живой интерес к процессу познания.
В игре дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения.
3 слайд.
Электронно – дидактическая игра :
Помогает педагогу мотивировать детей и привлекать их к учебе.
Развивает различные умственные навыки, пространственное воображение и реакцию.
Позволяет детям учиться в интерактивной среде, в которой они могут тренироваться, совершать ошибки и исправлять их.
4 слайд.
Актуальность:
В соответствии с ФГОС ДОО - реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
Социально – экономическое развитие современного общества неразрывно связано с научно – техническим прогрессом. Информационно – коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. Соответственно система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей.
В современном мире сложно стоять на месте, поэтому хотим мы этого или нет, но ИКТ прочно входит в воспитательно – образовательный процесс дошкольных учреждений.
Учебно – воспитательный процесс в ДОУ может быть более успешным и эффективным, если будут использованы компьютер и интерактивные технологии в качестве дидактического средства.
5 слайд.
Основная цель электронно – дидактических игр :
Поиск и внедрение информационно – коммуникативных технологий в игровую деятельность детей дошкольного возраста.
Поставленные задачи:
Сформировать потребность в формировании более глубоких знаний, научить детей выбирать правильные решения.
Укреплять познавательный интерес, который обеспечивает базу для получения новых, более глубоких и полных знаний.
Побуждать воспитанников к настойчивости и целеустремленности.
Внедрить ИКТ в работу игровой деятельности детей дошкольного возраста.
Приучать родителей творить, созидать вместе с ребенком, добиваться получения положительных эмоций от совместно выполненной деятельности.
6 слайд.
В соответствии с поставленными задачами была оформлена развивающая предметно – пространственная среда в группе, которая отражает работу по патриотическому воспитанию в таких уголках, как «Моя Россия», «Город мой любимый, город мой родной», «Читай-ка», «Юные защитники».
7 слайд.
Также для реализации задач по патритическому воспитанию в ДОУ в 2010 году был открыт детский музей воинской славы «Этих дней не смолкнет слава». Для работы в музее ДОО была разработана и издана в издательстве «Сфера» программа «Этих дней не смолкнет слава», авторами которой являютя Белоусова Римма Юрьевна, доцент кафедры Дошкольного воспитания Нижегородского институра развития, Перевезенцева Вера Михайловна, заведующий нашего детского сада и Сикачева Ольга Викторовна, воспитатель детского сада, а сейчас консультант отдела дошкольного образования Департамаента образования.
Программа состоит из 3 тематических блоков, взаимосвязанных между собой. В тематическом планировании раскрываются вопросы по формированиюу детей чувства гордости и уважения к истории России, к защитникам Родины прошлого и настоящего.
1 блок «Как наши предки защищали свою землю от врагов». Ознакомление с образом былинных богатырей – Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алёши Поповича; раскрывается смысл воинской службы.
2 блок «Герои – защитники и спасители Отечества». Ознакомление с галереей образов исторических личностей – Александр Невский, Дмитрий Донской, Козьма Минин и Дмитрий Пожарский, Павел Нахимов, Александр Суворов, Михаил Кутузов.
3 блок «Наша армия родная». Ознакомление с героическими защитниками страны в годы ВОВ, земляками - участниками войн, российской армией.
4 блок «Праздники России» с использованием ИКТ.
Особое место в патриотическом воспитании дошкольников отводится праздникам. Каждый период жизни общества характеризуется разными праздниками, которые являются наиболее доступными и яркими событиями для детей дошкольного возраста. Народный праздник, как говорил Сухомлинский, - есть всплеск положительных эмоций, передача знаний из поколения в поколение, сплочение участников, возможность раскрыть личностные качества.
В соответствии с тематикой блоков и были разработаны электронно – дидактические игры.
8 слайд.
Играть можно с подгруппой детей, группой, индивидуально и дома. Для этого можно использовать ноутбук, интерактивную доску. Родители имеют возможность активно участвовать в значимом для них процессе воспитания основ патриотизма у детей.
9 слайд.
Но особенно у детей вызывает интерес интерактивный стол, который находится в музее д/сада, где все экспозиции способствуют развитию духовности, нравственности и патриотизма.
- Музей воинской славы - это результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
- Музей – это инновационная технология, формирующая познавательно – исследовательское развитие детей. Ребёнок не просто созерцатель, а соавтор, творец экспозиции. Причём не только он сам, но и его мама, папа, бабушка, дедушка.
- Музей выступает, как средство обогащения развивающей предметно – пространственной среды. В условиях музея дети не только рассматривают экспонат, но и практически осваивают его, что даёт возможность эмоциональному отклику, возможности поразмышлять и самостоятельно найти ответы на вопросы: из чего сделан, для какой цели нужен, кто им пользовался, когда, как?
- Музей – это образец наглядности, основной принцип музейной педагогики, о котором первым упомянул К. Д. Ушинский.
10 слайд.
Мы разработали для детей старшего дошкольного возраста серию электронно - дидактических игр «Любознательный тигренок», в которую вошли следующие игры: «Защитники Отечества. Русские богатыри», «Защитники Отечества. Наша армия родная», «Путешествие к родным истокам» и «Прогулка по городу».
ЗАДАЧИ ИГР.
«Русские богатыри» :
Развивать у детей представления о том, что во все времена Русь нуждалась в защите своих границ; воспитывать у детей чувство уважения к людям, защищавших Русь от врагов.
«Наша армия родная» :
Развивать у детей знания о вооружённых силах военной службы. Воспитывать чувство гордости за свою армию, любовь и уважение к защитникам Родины, вызвать у детей эмоциональные переживания.
«Путешествие к родным истокам» :
Воспитывать чувство уважения к историческому прошлому, чувство гордости к символике России, любви к своей Родине
Закреплять знание детей о подвиге народных героев, о разных видах оружия Древней Руси, снаряжении.
«Прогулка по улицам города» :
Расширять представления о родном городе, продолжать знакомство с его достопримечательностями.
Систематизировать знания детей об устройстве улицы, о дорожном движении, продолжить знакомство с дорожными знаками.
11 слайд.
Электронно – дидактическая игра проводится, как итог по определенной теме. Например, тема «Защитники Отечества. Русские богатыри».
12 слайд.
Эта игра поможет ребёнку в игровой форме, с помощью интерактивного общения, повторить, закрепить и обобщить знания о героических подвигах русских былинных богатырей, о видах оружия и снаряжении в Древней Руси.
13 слайд.
В игре 6 заданий. На экране появляется иллюстрированный вопрос с несколькими вариантами ответов. Тигрёнок с экрана задаёт вопрос, т. е. идёт интерактивное общение, если ребёнок отвечает верно, то на экране появляется картинка с правильным ответом и поощрение от тигрёнка. А звуковой сигнал показывает, что ответ неверный и предлагает повторить попытку. Если ответ верный – звенит колокольчик, если не верный – барабанная дробь.
14 слайд.
Игра проводится, как итог по данным темам. Но можно использовать отдельные задания, например, при чтении былин.
Или при знакомстве с пословицами в словесной игре «Доскажи словечко», где дети приобщаются к народному творчеству, наглядно видят образность, яркость народных высказываний, лучше понимают их суть.
15 слайд.
Также может использоваться при ознакомлении с оружием и снаряжением богатырей. Дети отгадывают загадку, на экране появляется изображение с правильным ответом (рассматривание и описание предмета, для чего он нужен богатырю; активизация словаря терминами, обозначающими богатырское снаряжение: шлем, кольчуга, меч, щит, богатырский конь).
16 слайд.
При проведении д/игры «Что пригодится в бою богатырю?»
Дети выбирают необходимое снаряжение богатырю из разных предметов, убирая лишние.
Демонстрация игры.
Когда ребёнок освоит весь материал по данной теме, то можно предложить другой вариант игры. Например, на экране появляется изображение богатыря и ребёнок рассказывает тигрёнку (как зовут, кого защищал, с кем сражался, что надевал на себя перед боем, какое оружие брал, как называется былина об этом богатыре).
17 слайд.
В век гаджетов и современных технологий детей нужно чем – то удивлять.
Электроно – дидактические игры очень помогают в работе педагогу. Они способствуют развитию познавательных способностей, получению новых знаний, их обобщению и закреплению.
18 слайд.
Спасибо за внимание!