МААМ-картинки

Использование дидактических игр и упражнений в работе по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОВЗ

Наталья Горбенко
Использование дидактических игр и упражнений в работе по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

Для меня дидактическая игра является одним из важнейших средств работы над речью ребенка с целью коррекции ее различных дефектов.

Дети, страдающие различными речевыми нарушениями, глубоко переживают свои проблемы. Многие из них становятся замкнутыми, раздражительными, отгораживаются от сверстников и взрослых стеной молчания. Уже в раннем возрасте у таких детей могут появиться неврозы. Общее их развитие тормозится, и без специального обучения они начинают заметно отставать от нормы.

Поведение ребенка в игре, его активность – показатель уровня речевого развития.

Публикация «Использование дидактических игр и упражнений в работе по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОВЗ» размещена в разделах

Наблюдая за играми детей, обнаружила, что многие дети малообщительны, не могут словами выразить просьбу, не имеют навыков самостоятельной игры. Наличие речевого барьера делает их возбудимыми, неуравновешенными, наоборот, заторможенными.

В своей работе ставлю перед собой цель - последовательно решать задачу по развитию речи детей; добиваться, чтобы дети приобрели навыки совместной игры, высказывались по ходу игры.

При обследовании детей с общим недоразвитием речи выявила, что у детей часто отмечается бедность словаря, как активного, так и пассивного, преобладает в основном предметно – бытовая лексика. Дети плохо классифицируют предметы по группам, путают названия овощей и фруктов. В их словарном запасе мало глаголов, обозначающих состояние и переживания людей, существительных, характеризующих нравственный облик человека, и особенно малочисленна группа наречий и прилагательных, служащих для характеристики действий, поступков. Все это ограничивает речевое общение детей.

Слабая память, быстрая утомляемость, неумение сосредоточиться – такие особенности характерны для детей с общим недоразвитием речи. Поэтому перед логопедом или воспитателем, который осуществляет непосредственное руководство игрой, помимо основной задачи коррекции звукопроизношения, стоит задача знакомить детей с новыми словами, понятиями, расширять и уточнять представления, связанные с этими словами, добиваться употребления их в связной речи.

У детей с указанным дефектом речи преобладает наглядно – действенное восприятие, то есть показ предмета или картинки, его обозначающей, действует на ребенка сильнее, чем слово.

На первом этапе работы в основном использую игрушки, конкретные предметы. При рассматривании обращаю внимание детей не только на название предмета, но и название его частей. Ввожу приемы, помогающие выделять признаки предметов, сравнивать их. Затем перехожу к работе с разрезанными картинками, на которых изображены животные, мебель, посуда. При складывании какой – либо картинки, например из серии "Одежда", дети называют ее составные части. Это помогает им лучше запомнить каждую деталь предмета, развивает внимание, память.

В непосредственной образовательной деятельности использую следующие виды дидактических игр и упражнений по формированиюграмматического строя речи у дошкольников старшего возраста с ОВЗ:

«Один – много» (образование множественного числа существительных на материале лексической темы) : стол – столы, стул – стулья, диван – диваны…

«Назови ласково» (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами на материале лексической темы) : стол – столик, стул – стульчик, диван – диванчик…

«Чего (кого) много?» (форма множественного числа существительных в родительном падеже на материале лексической темы) : столов, стульев, диванов…

«Чего (кого) не стало?» (форма единственного числа существительных в родительном падеже на материале лексической темы) : стола, стула, дивана…

«Вкусный сок», «Поварята», «Чей листочек?», «Что из чего сделано?» (образование относительных прилагательных от названия фруктов, овощей, продуктов, названий деревьев, различных материалов) : сок яблочный, апельсиновый…; суп овощной, рыбный, мясной, грибной…; листочек березовый, кленовый, дубовый…; стакан стеклянный, пластмассовый, деревянный, металлический…

«Чьи хвосты (уши?», «Бюро находок» (образование притяжательных прилагательных от названия птиц, животных) : хвост лисий, заячий, медвежий…

«Какой – какая – какое - какие?», «Про что можно так сказать?» (согласование относительных прилагательных с существительными в роде, числе) : вишневый сок, вишневая начинка, вишневое варенье, вишневые деревья; пластмассовая ручка, пластмассовый совок, пластмассовое ведерко, пластмассовые игрушки…

«Чей – чья – чьё – чьи?», «Про что можно так сказать?» (согласование притяжательных прилагательных с существительными в роде, числе) : утиная семейка, утиный клюв, утиное перо, утиные крылья; лисий хвост, лисья нора, лисье ухо, лисьи уши…

«Слова – действия» (образование разноприставочных глаголов) : улетел, прилетел, залетел, вылетел, перелетел, влетел; зашел, пришел, вышел, перешел…

«Назови как можно больше слов-признаков» (подбор однородных прилагательных к существительному) : лиса – дикая, хищная, рыжая, пушистая, осторожная, ловкая…

«Назови как можно больше слов-действий» (подбор однородных сказуемых к существительному) : собака – лает, кусает, грызет, ласкается, охраняет, защищает, лежит, спит, бежит…

«Прятки», «Где? Куда? Откуда?» (упражнение в практическом использовании простых и сложных предлогов).

«Собери семейку слов», «Слова-родственники» (подбор родственных слов к заданному слову) : снег – снежок, снежинка, снеговик, Снегурочка, снегирь, снежный, подснежник…

«Слова-неприятели», «Скажи наоборот» (подбор существительных, прилагательных, наречий, глаголов с противоположным значением) : друг – враг, день – ночь; чистый – грязный, веселый – грустный; высоко – низко, далеко – близко, темно – светло…

«Веселый счет» (согласование количественных числительных с существительным) : один утенок, два утенка, пять утят; один ребенок, два ребенка, трое ребят…

«Ещё лучше» (образование прилагательных и наречий в сравнительной степени) : большой – больше, высокий – выше, сладкий – слаще, вкусный – вкуснее, холодно – холоднее…

«Гномы и великаны» (образование существительных в превосходной степени) : рука – ручища, усы – усищи, глаза – глазищи, кот - котище…

«Что в чем живет?», «Женские профессии» (образование существительных с суффиксами «иц», «ниц», «онк», «енк», обозначающими профессии, посуду со значением вместилища) : сахарница, хлебница, масленка, солонка; воспитательница, учительница, продавщица, дрессировщица…

В непосредственной образовательной деятельности использую настольно – печатные дидактические игры Нищевой Н. В., которые систематизированы в соответствии с лексическими темами. Цели данных игр – расширение словарного запаса, образного словаря, совершенствование грамматического строя речи.

Времена года. Осень. Деревья. Разноцветные листья (образование и правильное использование формы родительного падежа имен существительных с предлогом с, образование относительных прилагательных).

Огород. Овощи. В огороде у козы Лизы (согласование прилагательных с существительными в роде, падеже и числе). Веселый повар (правильное использование форм родительного, винительного, творительного падежей имен существительных, образование относительных прилагательных).

Сад. Фрукты, ягоды, цветы. Маленькие художники (согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже, образование и использование в речи формы родительного падежа существительных).

Лес. Грибы. За грибами (употребление форм винительного падежа существительных с предлогом в и родительного падежа с предлогом из).

Игрушки. Катины подарки (образование форм дательного и винительного падежей имен существительных).

Аквариумные рыбки. Аквариум (использование предлогов на, по, в, под, за, над, из, из-под).

Домашние птицы. Собери семью (образование существительных с суффиксами – онок, - енок, - ята).

Домашние животные. Живой уголок (правильное использование и образование форм дательного, винительного, предложного падежей имен существительных).

Найди маму (обучение использованию в речи существительных с суффиксами – онок, - енок, - ат. – ят, - их и простого предлога у).

Посуда. У белочки в гостях (согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже; употребление предлогов).

Одежда. Мебель. Мой, моя, мое, мои (согласование притяжательных местоимений мой, моя, мое, мои и числительных 2 и 5 с существительными).

Зима. Новый год. Украшаем елку (правильное использование и образование форм творительного и родительного падежей имен существительных, образование относительных прилагательных).

Насекомые. На полянке (использование предлогов в, на, по, с, под, над).

Дикие животные наших лесов. Кто чем питается? (употребление имен существительных в творительном падеже, согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже).

Животные жарких стран. Птицы. Насекомые. Разноцветные квадраты (употребление существительных в винительном и творительном падежах).

Систематическая работа по формированию лексико-грамматических категорий у детей дает следующие результаты. У детей расширяется запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков. Они стараются использовать в своей речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением, употреблять разные части речи точно по смыслу.

У детей совершенствуется умение согласовывать в предложении существительные с числительными, прилагательными; формируется умение использовать несклоняемые существительные. Ребята правильно согласуют слова в предложении, учатся использовать простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, образуют форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных, однокоренные слова. Дети учатся верно использовать предлоги.

Повышается активность детей в непосредственной образовательной деятельности. Использование дидактической игры делает непосредственную образовательную деятельность более живой, интересной, результативной.

Список использованной литературы :

1. Белобрыкина О. А. Речь и общение - Ярославль: Академия развития, 1998.

2. Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду - Москва: Просвещение, 1977.

3. Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми – Москва: Владос, 1994.

Публикации по теме:

Конспект ООД по формированию лексико-грамматических категорий «Дом и его части»Конспект ООД по формированию лексико-грамматических категорий «Дом и его части» (подготовительная группа) Цель: Уточнять и расширять знания детей на тему «Дом и его части» Задачи: Образовательные: 1. Уточнение, активизация.

Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей ДОМ 1. «Мой дом» Цель: познакомить с частями дома. Ход. Взрослый и ребенок рассматривают свой дом на прогулке, знакомятся с его частями:.

Анализ наиболее эффективных методик формирования лексико-грамматических категорий речевой деятельности Слайд № 1. Анализ наиболее эффективных методик формирования лексико-грамматических категорий речевой деятельности. Слайд № 2. Нарушение.

Картотека упражнений по формированию лексико-грамматических категорий для детей старшего дошкольного возраста «Зимующие птицы» Зимующие птицы 1. «Назови ласково» Программные задачи. Закрепить умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных.

«Спасаем лето!» Конспект итогового занятия по формированию лексико-грамматических категорий с элементами обучения грамоте Конспект итогового занятия по формированию лексико-грамматических категорий с элементами обучения грамоте в подготовительной логопедической.

Логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе «Наш город Петрозаводск»Логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе «Наш город Петрозаводск» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Уточнять, закреплять активизировать словарный запас по теме (названия города, его жителей, некоторых.

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий в старшей группе «Предлог «из-под»Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий в старшей группе «Предлог «из-под» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Учить детей пониманию и употреблению предлога «из-под» в составе простого распространённого предложения.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий с элементами развития связной речи в старшей группе .

Логопедическая игра по формированию лексико-грамматических категорий «У осеннего пруда»Логопедическая игра по формированию лексико-грамматических категорий «У осеннего пруда» Логопедическая игра по формированию лексико-грамматических категорий «У осеннего пруда». Цель: дифференциация предлогов «под, из-под».

Логопедическое пособие по формированию лексико-грамматических категорий «Лесные мамы и их детёныши»Логопедическое пособие по формированию лексико-грамматических категорий «Лесные мамы и их детёныши» Задачи: -формировать фразовую речь; -расширять и активизировать словарь по теме: "Дикие животные"; - формировать обобщающее понятие «дикие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование дидактических игр и упражнений в работе по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОВЗ
Опубликовано: 11 ноября 2020 в 15:53
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование дидактических игр и упражнений в работе по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Горбенко (УИ 1415526) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД