Наталья Горбенко
Использование дидактических игр и упражнений в работе по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Для меня дидактическая игра является одним из важнейших средств работы над речью ребенка с целью коррекции ее различных дефектов.
Дети, страдающие различными речевыми нарушениями, глубоко переживают свои проблемы. Многие из них становятся замкнутыми, раздражительными, отгораживаются от сверстников и взрослых стеной молчания. Уже в раннем возрасте у таких детей могут появиться неврозы. Общее их развитие тормозится, и без специального обучения они начинают заметно отставать от нормы.
Поведение ребенка в игре, его активность – показатель уровня речевого развития.
Публикация «Использование дидактических игр и упражнений в работе по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОВЗ» размещена в разделах
Наблюдая за играми детей, обнаружила, что многие дети малообщительны, не могут словами выразить просьбу, не имеют навыков самостоятельной игры. Наличие речевого барьера делает их возбудимыми, неуравновешенными, наоборот, заторможенными.
В своей работе ставлю перед собой цель - последовательно решать задачу по развитию речи детей; добиваться, чтобы дети приобрели навыки совместной игры, высказывались по ходу игры.
При обследовании детей с общим недоразвитием речи выявила, что у детей часто отмечается бедность словаря, как активного, так и пассивного, преобладает в основном предметно – бытовая лексика. Дети плохо классифицируют предметы по группам, путают названия овощей и фруктов. В их словарном запасе мало глаголов, обозначающих состояние и переживания людей, существительных, характеризующих нравственный облик человека, и особенно малочисленна группа наречий и прилагательных, служащих для характеристики действий, поступков. Все это ограничивает речевое общение детей.
Слабая память, быстрая утомляемость, неумение сосредоточиться – такие особенности характерны для детей с общим недоразвитием речи. Поэтому перед логопедом или воспитателем, который осуществляет непосредственное руководство игрой, помимо основной задачи коррекции звукопроизношения, стоит задача знакомить детей с новыми словами, понятиями, расширять и уточнять представления, связанные с этими словами, добиваться употребления их в связной речи.
У детей с указанным дефектом речи преобладает наглядно – действенное восприятие, то есть показ предмета или картинки, его обозначающей, действует на ребенка сильнее, чем слово.
На первом этапе работы в основном использую игрушки, конкретные предметы. При рассматривании обращаю внимание детей не только на название предмета, но и название его частей. Ввожу приемы, помогающие выделять признаки предметов, сравнивать их. Затем перехожу к работе с разрезанными картинками, на которых изображены животные, мебель, посуда. При складывании какой – либо картинки, например из серии "Одежда", дети называют ее составные части. Это помогает им лучше запомнить каждую деталь предмета, развивает внимание, память.
В непосредственной образовательной деятельности использую следующие виды дидактических игр и упражнений по формированиюграмматического строя речи у дошкольников старшего возраста с ОВЗ:
«Один – много» (образование множественного числа существительных на материале лексической темы) : стол – столы, стул – стулья, диван – диваны…
«Назови ласково» (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами на материале лексической темы) : стол – столик, стул – стульчик, диван – диванчик…
«Чего (кого) много?» (форма множественного числа существительных в родительном падеже на материале лексической темы) : столов, стульев, диванов…
«Чего (кого) не стало?» (форма единственного числа существительных в родительном падеже на материале лексической темы) : стола, стула, дивана…
«Вкусный сок», «Поварята», «Чей листочек?», «Что из чего сделано?» (образование относительных прилагательных от названия фруктов, овощей, продуктов, названий деревьев, различных материалов) : сок яблочный, апельсиновый…; суп овощной, рыбный, мясной, грибной…; листочек березовый, кленовый, дубовый…; стакан стеклянный, пластмассовый, деревянный, металлический…
«Чьи хвосты (уши?», «Бюро находок» (образование притяжательных прилагательных от названия птиц, животных) : хвост лисий, заячий, медвежий…
«Какой – какая – какое - какие?», «Про что можно так сказать?» (согласование относительных прилагательных с существительными в роде, числе) : вишневый сок, вишневая начинка, вишневое варенье, вишневые деревья; пластмассовая ручка, пластмассовый совок, пластмассовое ведерко, пластмассовые игрушки…
«Чей – чья – чьё – чьи?», «Про что можно так сказать?» (согласование притяжательных прилагательных с существительными в роде, числе) : утиная семейка, утиный клюв, утиное перо, утиные крылья; лисий хвост, лисья нора, лисье ухо, лисьи уши…
«Слова – действия» (образование разноприставочных глаголов) : улетел, прилетел, залетел, вылетел, перелетел, влетел; зашел, пришел, вышел, перешел…
«Назови как можно больше слов-признаков» (подбор однородных прилагательных к существительному) : лиса – дикая, хищная, рыжая, пушистая, осторожная, ловкая…
«Назови как можно больше слов-действий» (подбор однородных сказуемых к существительному) : собака – лает, кусает, грызет, ласкается, охраняет, защищает, лежит, спит, бежит…
«Прятки», «Где? Куда? Откуда?» (упражнение в практическом использовании простых и сложных предлогов).
«Собери семейку слов», «Слова-родственники» (подбор родственных слов к заданному слову) : снег – снежок, снежинка, снеговик, Снегурочка, снегирь, снежный, подснежник…
«Слова-неприятели», «Скажи наоборот» (подбор существительных, прилагательных, наречий, глаголов с противоположным значением) : друг – враг, день – ночь; чистый – грязный, веселый – грустный; высоко – низко, далеко – близко, темно – светло…
«Веселый счет» (согласование количественных числительных с существительным) : один утенок, два утенка, пять утят; один ребенок, два ребенка, трое ребят…
«Ещё лучше» (образование прилагательных и наречий в сравнительной степени) : большой – больше, высокий – выше, сладкий – слаще, вкусный – вкуснее, холодно – холоднее…
«Гномы и великаны» (образование существительных в превосходной степени) : рука – ручища, усы – усищи, глаза – глазищи, кот - котище…
«Что в чем живет?», «Женские профессии» (образование существительных с суффиксами «иц», «ниц», «онк», «енк», обозначающими профессии, посуду со значением вместилища) : сахарница, хлебница, масленка, солонка; воспитательница, учительница, продавщица, дрессировщица…
В непосредственной образовательной деятельности использую настольно – печатные дидактические игры Нищевой Н. В., которые систематизированы в соответствии с лексическими темами. Цели данных игр – расширение словарного запаса, образного словаря, совершенствование грамматического строя речи.
Времена года. Осень. Деревья. Разноцветные листья (образование и правильное использование формы родительного падежа имен существительных с предлогом с, образование относительных прилагательных).
Огород. Овощи. В огороде у козы Лизы (согласование прилагательных с существительными в роде, падеже и числе). Веселый повар (правильное использование форм родительного, винительного, творительного падежей имен существительных, образование относительных прилагательных).
Сад. Фрукты, ягоды, цветы. Маленькие художники (согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже, образование и использование в речи формы родительного падежа существительных).
Лес. Грибы. За грибами (употребление форм винительного падежа существительных с предлогом в и родительного падежа с предлогом из).
Игрушки. Катины подарки (образование форм дательного и винительного падежей имен существительных).
Аквариумные рыбки. Аквариум (использование предлогов на, по, в, под, за, над, из, из-под).
Домашние птицы. Собери семью (образование существительных с суффиксами – онок, - енок, - ята).
Домашние животные. Живой уголок (правильное использование и образование форм дательного, винительного, предложного падежей имен существительных).
Найди маму (обучение использованию в речи существительных с суффиксами – онок, - енок, - ат. – ят, - их и простого предлога у).
Посуда. У белочки в гостях (согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже; употребление предлогов).
Одежда. Мебель. Мой, моя, мое, мои (согласование притяжательных местоимений мой, моя, мое, мои и числительных 2 и 5 с существительными).
Зима. Новый год. Украшаем елку (правильное использование и образование форм творительного и родительного падежей имен существительных, образование относительных прилагательных).
Насекомые. На полянке (использование предлогов в, на, по, с, под, над).
Дикие животные наших лесов. Кто чем питается? (употребление имен существительных в творительном падеже, согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже).
Животные жарких стран. Птицы. Насекомые. Разноцветные квадраты (употребление существительных в винительном и творительном падежах).
Систематическая работа по формированию лексико-грамматических категорий у детей дает следующие результаты. У детей расширяется запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков. Они стараются использовать в своей речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением, употреблять разные части речи точно по смыслу.
У детей совершенствуется умение согласовывать в предложении существительные с числительными, прилагательными; формируется умение использовать несклоняемые существительные. Ребята правильно согласуют слова в предложении, учатся использовать простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, образуют форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных, однокоренные слова. Дети учатся верно использовать предлоги.
Повышается активность детей в непосредственной образовательной деятельности. Использование дидактической игры делает непосредственную образовательную деятельность более живой, интересной, результативной.
Список использованной литературы :
1. Белобрыкина О. А. Речь и общение - Ярославль: Академия развития, 1998.
2. Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду - Москва: Просвещение, 1977.
3. Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми – Москва: Владос, 1994.