Ирина Абдулманова
Использование деятельностного подхода в экологическом воспитании дошкольников
▼ Скачать
«Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего мир Природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»
В. А. Сухомлинский
Окружающая нас природа удивительна и прекрасна. Она встречает ребенка морем звуков, запахов, множеством загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать, делать выводы.
В дошкольном возрасте происходит интенсивное физическое и умственное развитие, формируются различные способности. В этот период накапливаются яркие, образные, эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, идет развитие восприятия, мышления и воображения.
Публикация «Использование деятельностного подхода в экологическом воспитании дошкольников» размещена в разделах
Познавательный интерес к окружающему и положительную эмоциональную насыщенность, можно реализовать в экологическом воспитании, в процессе общения с природой: ведь экология – это простор для детской деятельности (наблюдение, труд, игра, опытно – экспериментальная и речевая деятельность).
Деятельность – это специфическая форма отношений к окружающему миру… включает в себя цель, средства, результат и сам процесс.
Для дошкольников ведущей деятельностью является игра. В настоящее время в практике ДОО широкое распространение получили экологические игры. Большие возможности заложены, прежде всего, в дидактических играх. Это метод и форма обучения, самостоятельная игровая деятельность и средство всестороннего воспитания личности. В работе используются такие игры, как «Детки с ветки», «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек», «Кто, где живет?» и т. д.
Наряду с игрой во ФГОС называются и другие виды деятельности : познавательно -исследовательская, продуктивная. Каждый из этих видов деятельности мы используем в своей работе.
Познавательно-исследовательская деятельность.
В ФГОС ДО и в программах дошкольного образования «От рождения до школы» используется понятие «познавательно - исследовательская деятельность», которое можно определить как целенаправленное восприятие ребенком новой информации посредством таких операций, как наблюдение, опыты (экспериментирование).
Наблюдение определяется как целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности, т. е. наблюдение становится деятельностью только в том случае, если оно включается в решение той или иной познавательной задачи. Чтобы дети получали новую информацию только из собственных наблюдений, педагог должен поставить правильные задачи, которые реализуются в форме соответствующих вопросов.
Приведем примеры.
Наблюдение за птицами. Природоведческие вопросы (что это за птица? какие у нее перья, ноги? есть ли у нее шея? как птица двигается) дополняются вопросами экологического характера : какие условия нужны для содержания птицы? (демонстрируется клетка, в которой есть жердочки, песок и мелкие камни, кормушка с кормом и поилка с водой).
Наблюдения за сезонными изменениями в природе. Эти наблюдения продолжаются долго и осуществляются в естественной обстановке, поэтому возможностей для введения заданий экологического характера много. Педагог задаё т следующие вопросы:
- Как меняется поведение животных в зависимости от погоды, времени суток, сезона года?
- Как человек оказывает зимующим птицам помощь? (Подкармливая птиц, строя птичьи домики);
Процесс целенаправленного восприятия будет более продуктивным, если дети осознают, что наблюдение осуществляется не только посредством зрения, но и с участием других органов чувств. Вспомним «золотое правило дидактики» Я. А. Коменского, смысл которого заключается в том, чтобы изучаемый объект дети по возможности воспринимали всеми органами чувств. Это позволяет усилить эмоциональную составляющую наблюдений, что способствует формированию положительного отношения к наблюдаемому объекту. Так, при наблюдении за деревом предлагается провести ладошкой по стволу (ствол гладкий или шероховатый, при наблюдении за травяным покровом - потрогать (травка шелковистая, при наблюдении за птицами - послушать их пение и т. п.
Не все объекты и процессы, происходящие в окружающем мире, можно изучать посредством наблюдений. И тогда на помощь приходит опыт - метод исследования, в процессе которого искусственно создаются условия, позволяющие ответить на вопрос, получить новое знание. О соотношении наблюдений и опытов в научном познании И. П. Павлов сказал так: «Наблюдение собирает то, что предлагает природа, опыт же берет у природы то, что он хочет».
Большинство опытов, которые проводятся в детском саду, например по выявлению свойств воды (снега, льда, воздуха имеет естествоведческое содержание. Собственно экологических опытов гораздо меньше. В основном они связаны с выявлением влияния экологических факторов на рост и развитие растений.
Однако и в природоведческие опыты можно ввести экологическую составляющую, соотнося результаты опыта с процессами в природе, с жизнью человека. Приведем в пример опыт по выявлению в почве воздуха: в стакан с водой опускаем комок почвы; дети видят, что появились пузырьки воздуха, и делают вывод, что в почве есть воздух. Далее воспитатель задает следующие вопросы:
- Нужен ли почве воздух? ( Нужен: в почве есть животные - насекомые, черви, которым требуется воздух; корни растений тоже дышат).
- Что делает человек на полях, в огородах, чтобы в почве было достаточно воздуха? (Почву рыхлят.)
Возможности установить связь результатов опыта с явлениями, происходящими в окружающем мире, многогранны. Иногда для объяснения тех или иных природных явлений информацию, полученную с помощью опыта, педагогу приходится дополнять и развивать.
Продуктивная деятельность экологической направленности.
К продуктивным видам детской деятельности относятся конструирование, рисование, лепка, аппликация, создание разного рода поделок из природного и бросового материала. В методической литературе продуктивная деятельность в аспекте экологического образования почти не рассматривается. Обыкновенно отмечают, что обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию способствуют развитию дошкольников. Между тем эта деятельность предоставляет возможности и для экологического образования детей. Продуктивную деятельность ребенка в аспекте экологического образования можно разделить на пять групп.
1. Создание продукта, моделирующего природные объекты. Это рисунки, поделки из пластилина, аппликации из резаной бумаги, листьев или другого материала, изображающие природные объекты (растения, животных, снежинки). В познавательном отношении эта деятельность носит природоведческий характер - уточняются представления детей о пропорциях природных объектов, их окраске и др. Однако при помощи педагога в этих занятиях формируется и отношение к моделируемым объектам, что относится уже к сфере экологического воспитания.
2. Создание продукта, имеющего непосредственное отношение к природоохранительной деятельности. Рисование природоохранительных плакатов, сцен правильного и неправильного поведения человека на природе, изготовление вместе с взрослыми кормушек для птиц, птичьих домиков и т. п. Эта деятельность расширяет представления о природоохранительной деятельности человека, отражает отношение к происходящему.
3. Создание моделей экологических связей. Обычно это рисунок-схема или предметная модель, собранная из карточек с изображением растений и животных, а также стрелок, показывающих направление связи (перемещение вещества и энергии в пищевых цепочках или физического воздействия одних организмов на другие). Подобного рода деятельность не только углубляет представления детей о характере взаимоотношений организмов в природных сообществах (экосистемах, но и способствует становлению одного из важных познавательных универсальных учебных действий - знаково-символического моделирования.
4. Специфическим видом продуктивной деятельности, которую можно одновременно отнести и трудовой, является выращивание растений в уголке природы или на участке ДОО. Продуктивной она является потому, что дети создают реальный продукт - растение. В плане экологического образования это, пожалуй, самая эффективная деятельность, поскольку она неизбежно сопровождается формированием экологических знаний. Даже в простом варианте, т. е. без организации того или иного опыта, дети получают элементарные представления о влиянии экологических факторов на рост и развитие растений, и у них формируется соответствующее отношение к своим посадкам.
5. Особое место в плане экологического образования занимает деятельность по изготовлению поделок из природного и бросового материала. Этот материал используется для создания детьми продукта, имеющего непосредственное отношение к экологии. Кроме того, в этой работе педагог проводит идею бережного отношения к природным ресурсам, целесообразности их вторичного использования.
На педагогах лежит большая ответственность за экологической воспитание дошкольников. Дети должны получить знания о природе, о ее сущности и законах, т. к. исправить имеющиеся неправильные представления о природе значительно труднее, чем образовывать новые.