Елена Булычева
Использование цифровых технологий в работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. В статье раскрывается работа современного дошкольного образовательного учреждения с новыми цифровыми технологиями. Что означает цифровизация, все преимущества и недостатки использования в практике.
Ключевые слова: цифровизация, современные технологии, гаджеты, мультимедиа, цифровые образовательные ресурсы.
Публикация «Использование цифровых технологий в работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
Информация общества – это реальность наших дней. Причина тому – повышение роли цифровых технологий и информации, превращение ее в одну из важнейших движущих сил всей производственной и общественной жизни. Одним из приоритетных направлений процесса информатизации и цифровизации современного общества является информатизация современного образования.
Детский сад является начальным звеном системы непрерывного образования. Конечно, дошкольное образование в России не обязательно, но многие семьи доверяют именно детским садам обучение и воспитание своих детей. Дошкольное образование обеспечивает интеллектуальное, личностное и физическое развитие ребенка дошкольника. Современные дети – дети «цифровые», или новое поколение продвинутых детей, которые чуть ли не с младенчества знают, что такое смартфон и как им управлять. Мир, в котором растет и развивается ребёнок сегодня, отличается от мира, в котором выросли его родители. Все это предъявляет новые требования к первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных технологий.
Цифровизация в образовании – это переход от традиционного обучения к цифровому, с применением цифровых образовательных ресурсов представленных в цифровой, электронной и компьютерной форме. Внедрение таких технологий имеет преимущества по сравнению с традиционными средствами обучения:
• информация передается быстрее;
• надолго привлекает внимание наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию;
• движение, звук, мультипликация способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, мышления, воображения, творчеству детей;
• видеофрагменты позволяют показать моменты из окружающего мира, наблюдения которых вызывают затруднение;
• показ жизненных ситуаций, за которыми можно наблюдать.
Актуальность создания в дошкольном учреждении современного цифрового образовательного пространства обусловлена, с одной стороны, государственной политикой развития образования в России, с другой стороны, интересами и потребностями педагогов, детей и родителей (законных представителей).
Цифровые средства становятся незаменимыми для образного, красочного предоставления информации. Компьютерные технологии позволяют донести материал до ребенка посредством игры, не перегружая его, смоделировать процесс, который сложно визуализировать в реальных условиях Обучающие компьютерные игры, подобранные согласно возрасту и индивидуальному развитию ребенка, становятся хорошим способом для самообучения, развивают произвольную память и концентрацию внимания дошкольника.
Дошкольные образовательные учреждения активно работают со средствами мультимедиа, интернет-ресурсами, цифровыми проекторами, интерактивными досками. Для улучшения понимания и наглядности материала воспитатели успешно используют в своей работе видео, презентации, анимации, иллюстрации и прочие средства наглядного представления информации.
Цифровые и мультимедийные средства улучшают качество подачи материала, обеспечивают обратную связь с детьми, помогают в организации как индивидуальной, так и групповой работы, стимулируют мотивацию ребенка, побуждают воспитанника к поисковой, исследовательской работе совместно с педагогом или родителями.
Цифровые технологии становятся одним из средств работы и помогают педагогам дошкольных образовательных учреждений структурировать материал, облегчают работу по поиску информации, дают возможность легкого использования иллюстраций, аудио-видео и анимационных эффектов, позволяют реализовывать личностно-ориентированный подход.
Многие дошкольные образовательные организации, оснащенные компьютерами и компьютерной техникой, есть и оборудованные кабинеты, но нет единой методики использования цифровых технологий в детских садах. Компьютер становится частью дошкольной образовательной среды.
Педагог детского сада должен уметь сочетать традиции и инновации, классические методы и новые педагогические технологии. Каким будет будущее дошкольной образовательной среды – неизвестно, но уже сейчас видно, что дошкольные образовательные учреждения – активные участники цифровых перемен современного общества.
Безусловно, есть проблемы и сложности, с которыми сталкиваются педагоги детских садов. Они не могут знать всех деталей, как работает цифровая технология, и задействуют лишь малую часть потенциала цифрового мира. Ребенок принадлежат новому миру гаджетов, а педагогу приходится его изучать. Есть и риски в использовании цифровизации. Самый главный риск, который недооценивают взрослые, это цифровая зависимость. Эта зависимость проявляется наиболее ярко и имеет дальнейшие серьезные исходы, если развивается в раннем, дошкольном возрасте. Дети очень быстро попадают под зависимость от виртуального мира, компьютерных игр.
Можно сделать следующие выводы: «Цифровые технологии» могут быть использованы лишь в качестве «инструментов» для педагога, а без опыта ни одна «технология» работать не будет. Каждый день воспитатели наполняют рабочий процесс, используя новые возможности. С уверенностью можно сказать, что цифровизация – это эффективное техническое средство, с помощью которого можно значительно разнообразить работу в дошкольном образовательном учреждении. Использование цифровых технологий в деятельности дошкольного учреждения позволяет внедрять инновационные процессы в дошкольное образование, расширять возможности доступа к информационным ресурсам, совершенствовать все звенья управления в сфере образования, помогает развивать навыки работы на компьютере и повышать творческую фантазию и воображение. Необходимость применения цифровизации в современных условиях неоспорима. Но необходимо серьезно задуматься о разумном использовании ее на занятиях в дошкольном учреждении.
Список используемой литературы :
1. https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/477389-doshkolnoe-obrazovanie-i-cifrovizacija-proble
2. Международная научно-практическая конференция «Современное интеллектуальное пространство: идеи и решения» май 2015г. – Булычева Е. В., Кольцова Е. В.
3. https://www.prodlenka.org/stati-obr/obobschenie-opyta/16541-doshkolnoe-obrazovanie-i-cifrovizaciya-problemi-i-riski