Екатерина Мартынова
Использование цифровой мультстудии в работе с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Ключевые слова: Мультипликация, детский сад, ИКТ, мультстудия
Аннотация:
В статье представлен опыт работы начинающего педагога детского сада по применению мультипликации в дошкольном образовании. Работа над созданием мультфильма несё т неоценимую пользу в развитии детского потенциала: развивается творческое мышление, логика, внимательность, повышаются коммуникативные навыки, тренируется мелкая моторика рук. Теперь, благодаря новым технологиям и современному оснащению детских садов, дошкольники из пассивных потребителей мультпродукции, становятся активными участниками создания мультфильма.
Публикация «Использование цифровой мультстудии в работе с дошкольниками» размещена в разделах
Дошкольный возраст - самое благоприятное время, когда через эмоциональную сферу удаётся сформировать у ребёнка познавательный интерес к предметам, явлениям, событиям окружающей действительности.
Наблюдение за детьми, изучение их возрастных особенностей, интересов, позволяют сделать вывод, что старшие дошкольники обладают большим количеством знаний и неиссякаемой фантазией. Поддержка инициативы и самостоятельности ребёнка, проявление чуткости к его интересам и возможностям ставит педагога в ситуацию новых, не директивных методов и приёмов в работе.
В поисках методов, способствующих развитию творческого мышления ребёнка, я обратилась к мультипликации, как её сейчас называют - анимация.
Создание мультфильма - это сложный, многоструктурный процесс, результат которого зависит от слаженности в работе всего детско-взрослого творческого коллектива.
В процессе создания мультфильма, у ребенка есть возможность побывать в роли разных профессий: художник - аниматор, режиссёр, оператор.
Занимаясь в мультстудии, дети получают возможность развивать свои художественные таланты через написание сценария, рисование декораций к мультфильмам, изготовление персонажей для съемки в различных техниках, озвучивание анимационных фильмов, и при этом одновременно развивать технические способности через фото и видеосъемку, компьютерный монтаж мультфильмов, обработку звука. Создавая мультфильмы, дети учатся общаться, договариваться друг с другом, согласовывать свои действия, добиваться общего результата, то есть, работать в команде, о чем свидетельствуют коллективные мультработы.
Свою работу я начала с составления плана работы со своими воспитанниками.
Теоретическая часть Практическая часть
Знакомство с историей мультфильмов
Просмотр и обсуждение советских и иностранных мультфильмов.
Знакомство с видами театров, с видами анимации (рисованная, кукольная, пластелиновая, ЛЕГО - модулированная, сыпучая, плоскостная, объемная)
Знакомство с профессиями: мультипликатор, режиссёр, сценарист, актёр, композитор, аниматор Подбор художественных произведений для будущих мультфильмов
Изучение приёмов и способов лепки из пластилина Изготовление персонажей для будущих мультфильмов
Знакомство со способами нетрадиционного рисования (губкой) Изготовление декораций для будущих мультфильмов
Выбор ролей Запись музыкального фонового сопровождения голосами детей
Знакомство с компьютерной техникой, безопасным обращением с компьютером Раскадровка будущего мультфильма, путем перекладывания и фотографирования каждого движения
Изготовление афиш и приглашений
Демонстрация детям их творчества - показ мультфильма
Работать с детьми над созданием мультфильмов я начала с пластилинового мультфильма «Снеговик почтовик» и «Заюшкина избушка». Могу с уверенностью сказать, что даже не имея специализированной техники для создания мультфильма, этот процесс возможен. Главное желание творить и заинтересовать детей в данной деятельности.
Полученные результаты натолкнули меня на мысль разработать дополнительную общеобразовательную программу «Мультстудия в детском саду». Она имеет техническую направленность и создаёт условия, обеспечивающие, через освоение ИКТ, цифровых и медийных технологий, с учётом возможностей дошкольников, синтез художественного и технического творчества. Программа рассчитана на два года обучения, для детей 5-7 лет.
Разделена программа на модули, через которые ребёнок проходит в течении двух лет обучения. Каждый модуль охватывает новый вид анимации.
№
пп Название модуля Количество часов Форма аттестации
Всего Теория Практика
Совместное создание мультфильма
1. Теоретические основы мультипликации 4 4 0
2. Рисованная анимация 25 5 20
3. Пластелиновая анимация 31 6 23
4. Сыпучая анимация 12 2 10
5. Ожившая живопись 10 2 8
6. Кукольная анимация 15 4 11
7. Нетрадиционная анимация 25 6 19
8. Совмещённая анимация 22 2 20
Занимаясь в творческом объединении, ребёнок любого уровня подготовки и способностей в процессе обучения чувствует себя важным звеном общей системы, от которого зависит исполнение коллективной работы в целом.
В рамках создания новых мест дополнительного образования в детском саду, был приобретен мультстанок, для производства мультфильмов в различных техниках.
Первый мультфильм с использованием специального оборудования «Мультстанок» был снят в стиле рисованной анимации по сказке «Теремок».
Дети проходят все этапы создания мультфильма. Первым делом необходимо продумать замысел мультфильма. Придумать свой собственный, авторский мультфильм по собственно написанному сценарию или переснять уже существующий мультфильм или сказку. Когда выбор сделан, приступаем к созданию персонажей и декораций. Они могут быть нарисованными, пластилиновыми и даже из природного материала или лего деталей. Мультстанок специально оборудован и для песочной анимации.
Следующий этап — это озвучка мультфильма. Детям очень нравится разговаривать голосами разных персонажей, передавать их характер и настроение через фразы из мультфильма. Голос каждого персонажа записывается по отдельности, а во время монтажа мультфильма, собирается в единую аудиодорожку с фоновой музыкой и спецэффектами.
Затем идет съёмка мультфильма. Каждое движение персонажа фиксируется. Это очень трудоёмкий процесс, на создание одного мультфильма приходится более 200 фотографий.
Последний этап - это монтаж. С помощью программы Movavi Video Editor, наши кадры превращаются в полноценный мультфильм со спецэффектами и музыкальным сопровождением.
Когда все этапы выполнены, мы наконец можем насладится просмотром нашего мультфильма, и показать их другим.
В стороне не остаются и родители воспитанников посещающих дополнительную программу «Мультстудия в детском саду». Для них мною разработаны буклеты «Создай дома свой мультфильм», при помощи телефона и любимых игрушек детей, за короткое время и имея первоначальные представления о создании мультфильма, снять его не составит труда. На родительском собрании были продемонстрированы выполненные детьми за учебный год мультипликационные фильмы. Родители и дети очень довольны полученным результатам и выразили свое желание продолжать начатую работу в мультстудии.
После создания мультфильма дети из группы создателей в самостоятельную деятельность переносят своих героев в сюжетно ролевые игры, учатся распределять роли: они и сценаристы, и режиссеры, и актеры, а также используют в своих играх разные виды театров, рисуют декорации, персонажей, лепят.
Работа в данном направлении на протяжении 2 лет дает положительные результаты:
Я являюсь победителем районного конкурса профессионального мастерства «Педагогический дебют», на котором представляла педагогический проект «Мультипликация в детском саду»; являюсь победителем муниципального этапа Регионального конкурса профессионального мастерства «Мое лучшее образовательное мероприятие» в рамках которого мною было проведена образовательная деятельность на тему «Росток. Мультфильм в технике песочной анимации». Результатом своей работы так же считаю победу созданного моими воспитанниками мультфильма под названием «Солдатская сказка» в региональном этапе Всероссийского фестиваля авторской детской мультипликации «Я творю мир», в номинации «Нужны друг другу».
Создание мультфильма — это процесс трудоёмкий, но творческий и увлекательный. Стремительно развиваются компьютерные технологии, поэтому в будущем мы планируем продолжить исследование и изучить компьютерные программы для создания мультфильмов.