Ирина Черепанова
Консультация «Интеллект-карты в работе воспитателей»
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое метод «интеллект-карт»?
В психолого-педагогической литературе метод «интеллект-карт» имеет несколько названий: «ассоциативная карта», «карта мышления», «ментальная карта» и др.
Данный метод стал известен в отечественной педагогике во второй половине XX века благодаря книгам Тони Бьюзена «Супермышление», «Научите себя думать». В них автор представил принципы построения интеллект-карт.
Публикация «Консультация „Интеллект-карты в работе воспитателей“» размещена в разделах
- Интеллект-карты. Методика ментальных карт Тони Бьюзена
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
В основе метода лежит идея — для человеческого мозга характерны три вида мышления:
ассоциативное — позволяет за счет ассоциаций вытаскивать по цепочке из нашего мозга глубоко
осевшую информацию и идеи;
иерархическое — позволяет видеть всю картину хода мышления, дает четкое понимание
ситуации и возможность прослеживать взаимосвязи;
визуальное — позволяет запоминать информацию, образы, дает больше ассоциаций и решений при работе над проблемой.
Цель метода «интеллект-карт» — навести порядок в голове, получить целостную картину и отыскать новые ассоциации.
Какие преимущества имеет интеллект-карта?
Позволяет успешно планировать деятельность.
Экономить время.
Разрабатывать проекты.
Конспектировать информацию.
Запоминать большие объемы информации.
Принимать решения.
Подготовиться к публичному выступлению.
Увеличить скорость переработки информации.
Оформить презентацию.
Решать жизненные и профессиональные задачи.
Как составить интеллект-карту?
Наглядно интеллект-карта имеет сходную структуру с нервной клеткой: тело клетки и отростки.
Чтобы составить интеллект-карту, возьмите несколько цветных карандашей, фломастеров и лист.
Минимальный рекомендуемый формат — А4. Для коллективной интеллект-карты лучше подойдет ватман. Лист расположите горизонтально.
Главную тему поместите в центр листа. Она должна быть в фокусе внимания.
Центральный образ (слово, тема) является отправной точкой. Для его обозначения используйте рисунок,
картинку или запишите печатными буквами.
От центра сделайте ветви первого уровня. Напишите на них ключевые слова. Они должны вызывать
ассоциации с центральным образом.
Далее от ветвей первого уровня нарисуйте более тонкие ветви второго, третьего, четвертого и далее
уровней. Чтобы визуализировать ключевые слова на этих уровнях, используйте цвет, шрифт, объем, рисунки, стрелки и т. п.
После того как интеллект-карта с ветвями первого, второго и более уровней будет готова, зонируйте цветом смысловые блоки. Зоны соедините смысловыми линиями и пронумеруйте в соответствии с логикой раскрытия главной темы (идеи).
Записи желательно делать печатными буквами и использовать три и более цвета.
Не бойтесь проявлять творческий подход. Попробуйте сделать несколько простых интеллект-карт для тренировки.
Как презентовать интеллект-карту?
Важно не только составить интеллект-карту, но и правильно презентовать ее. В презентации следует отразить:
основные идеи;
отличия представленных интеллект-карт;
какие аспекты основной идеи не были представлены в интеллект-карте;
как проходила работа в группах (согласованно, с разногласиями);
все ли члены группы согласны с представленной информацией;
что дала каждому участнику работа над интеллект-картой.
Как использовать интеллект-карту в работе?
Интеллект-карты можно применять в работе с детьми старшего дошкольного возраста, например, изучать с их помощью предметы и явления окружающей действительности.
Работа над интеллект-картой позволяет воспитателям проанализировать собственную деятельность, креативно представить видение проблемы. Визуализация важной для них темы всегда вызывает эмоциональный отклик, совместная деятельность способствует сплочению коллектива, формирует позитивный микроклимат.
Интеллект-карты в работе воспитателей — это не только активный и интерактивный метод.
С их помощью педагоги могут решать экспериментальные задачи.