Грузных Надежда
Инновационный подход в воспитании дошкольников в Реджио-педагогике
▼ Скачать + Заказать документы
«Инновационный подход в воспитании дошкольников в Реджио-педагогике».
(Слайд 2.)
Реджио-подход появился в небольшом городе Реджио-Эмилия на севере Италии. И в настоящее время его считают одним из самых перспективных направлений в педагогике раннего развития.
(Слайд 3.)
Темочки:
Создателем Реждио педагогики считается Лорис Малагуцци, он считал, что каждый ребёнок рождается сильным, способным и очень любопытным, и задача взрослого — вдохновить его на деятельность, развить любознательность, помочь понять мир и найти в нём своё место. В основе реджио-педагогики — предположение о том, что малыш формирует свою личность уже в первые годы жизни.
(Слайд 4.)
Малагуцци стремился связать воедино ребенка, его семью и его окружение – то, что в детских садах было обычно разобщено. Центральное положение реджио-педагогики – право ребенка на воспитание и образование, независимо от его физических данных, социального и общественного положения.
(Слайд 5.)
Важнейшие принципы педагогики:
- воспитание демократии;
-воспитание социальной справедливости;
- воспитание солидарности;
- уважения личности ребенка;
- воспитания личной ответственности и создания развивающей среды.
(Слайд 6.)
Педагогика Реджио Эмилия не предполагает привычного тематического планирования на год или несколько месяцев вперёд. Самые важные цели, которые ставят перед собой взрослые, это цели воспитательные : какого ребёнка я хочу вырастить?
(Слайд 7.)
Конечно, есть и перечень того, чему понадобится научить детей, но всё это включается в его жизнь постепенно, осмысленно, в подходящие моменты и не является в планировании отправной точкой.
(Слайд 8.)
Предметно-пространственная среда в Реджио-педагогике занимает одно из важнейших мест. Помещения, где воспитанники находятся большую часть времени, необходимо насытить полезными и стимулирующими предметами, которые интересно рассматривать, трогать, размышлять об их предназначении и применении.
Пространство ДОУ, реализующего образовательный процесс в соответствии с методикой Реджио, должно включать в себя следующие зоны:
-Мастерские, в которых дети могут заниматься различными видами творчества (рисование, аппликация, лепка и т. д.).
- Площадки для прогулки, где дети могут гулять, изучать окружающую среду.
- Уединенный уголок, в котором ребенок может побыть с самим собой, отдохнуть от коллектива.
- Большие комнаты, где детям предоставлена возможность проводить масштабные мероприятия. Такие комнаты в свою очередь делятся на зоны, где дети имеют возможность играть в те игры, которые им больше всего по душе.
- создание специального места для встреч детей и взрослых, где они могут обсудить текущие вопросы и проблемы.
(Слайд 9.)
Такое место называется – «пьяцца».
Утром и вечером в «пьяцце» родители могут пообщаться друг с другом, поделиться опытом, задать волнующие их вопросы воспитателю и т. д.
Развивающую среду в Реджио-подходе называют «третьим учителем» (первые два — это родитель и собственно педагог).
(Слайд 10.)
Принципы создания развивающей Реджио среды – это :
• Доверие ребёнку и вера в него
• Открытость и доступность
• Эстетичность и эргономичность
• Поле для самостоятельности
• Поддерживаем любопытство
(Слайд 11.)
Еще одним важным элементом в Реджио-педагогике является проектная деятельность. Работа начинается с тщательного наблюдения за детьми: педагоги наблюдают за игрой, погружаются в сферу интересов детей, ведут «документацию».
(Слайд 12.)
Собранный в ходе наблюдения материал тщательно анализируется, ставятся задачи и намечаются пути их решения. Все моменты и этапы проекта документируются. Проект не имеет ограничений по времени. В проекте дошкольника важен не результат, а процесс.
(Слайд 13.)
Например, если у ребенка развивается тот или иной навык, и родители создают комфортные условия для его формирования:
интерес к двигательной активности — организация спортивного уголка в доме;
• интерес к звездному небу — поход в планетарий, прогулка с наблюдением за звездами и изучением созвездий, а затем зарисовка их;
• интерес к сказкам — создание дома мини-театра, написание собственной книги.
Темы проектов исходят из повседневного опыта детей, например: как появились машины, откуда берется дождь, какие бывают города или кто придумал телефон.
(Слайд 14.)
Таким образом, Реджио-педагогика развивает навыки, которые наиболее полезны для человека в XXI веке: позволяет ребенку проявить его любознательность, развивает творческий подход к любой деятельности, критическое мышление, саморегуляцию, умение работать в команде, уважать чужую позицию и многое другое.