Анна Шевела
Инновационные технологии в направлении социально — коммуникативного развития
▼ Скачать + Заказать документы
«Инновационные технологии в направлении социально – коммуникативного развития».
Проблема приобщения к социальному миру всегда была и остается одной из ведущих в процессе формирования личности ребенка. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступности ему социальном окружении, осознавать ценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.
Публикация «Инновационные технологии в направлении социально — коммуникативного развития» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2023
Что такое социализация?
Социализация - это процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений.
В процессе социализации человек усваивает общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе.
Это формирование и развитие социальных качеств индивида на основе усвоения им системы знаний, норм, ценностей, опыта предшествующих поколений людей.
Социализация — это становления личности в процессе усвоения знаний, ценностей и норм социалистического общества. В отличие от других живых существ, чье поведение обусловлено биологически, человек как существо биосоциальное, нуждается в процессе социализации.
Современные дети живут и развиваются в совершенно иных социокультурных условиях, чем их ровесники 20 лет назад. Занятость родителей, разрыв поколений, технологизация детской субкультуры, отсутствие «дворовой» социализации, изолированность ребенка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Повышенная агрессивность, дефицит гуманных форм поведения, отчужденность.
На процесс социализации дошкольника оказывают влияние:
Семья
Детский сад
Общество
Задачи могут быть решены при одновременной реализации таких условий, как создание благоприятной социокультурной развивающей среды, гибкое сочетание разных форм и методов работы с детьми с учетом их возможностей и особенностей развития, тесное сотрудничество педагогов группы, специалистов и родителей (законных представителей).
Исходя из проблем социальной жизни, современных проблем детско-родительских отношений мы определили задачи социального развития детей в нашем детском саду:
• Освоить нормы и правила общения детей с взрослыми и друг с другом.
• Развить коммуникативные навыки жизни в коллективе;
• Освоить с детьми на начальном уровне социальные роли : я – член коллектива, я – член семьи, я – мальчик или девочка, я – житель России, я - житель Земли.
• Развить способности к принятию собственных решений на основе уверенности в себе, осознанности нравственного выбора и приобретенного социального опыта.
Реализовать вышеназванные задачи позволяют авторские современные технологии социализации дошкольника.
10 технологий в направлении социально – коммуникативного развития предлагает Н. П. Гришаева, которые могут быть использованы как все вместе, так и отдельно:
1. Клубный час. (позволяет детям под опосредованным контролем взрослых свободно перемещаться по территории детского сада и выбирать ту деятельность, которая им нравится);
Цели клубного часа:
- воспитывать у детей самостоятельность и ответственность
- учить детей ориентироваться в пространстве
- воспитывать дружеские отношения между детьми различного возраста, уважительное отношение к окружающим
Для реализации данной педагогической технологии необходима подготовительная работа, прежде всего среди родителей и педагогов.
2. Рефлексивный круг. (Предполагает обсуждение детьми насущных проблем в группе);
Правила для детей:
Говорит тот, у кого мяч
Отвечает только на вопрос
Нельзя повторять одно и то же
Если воспитатель поднимает руку – тишина
Правила для взрослого:
Ни каких оценок (если не знаете, что сказать, а хочется сказать оценку, говорите о чувствах)
Когда нарушается правило, взрослый поднимает руку, дети говорят какое правило нарушено.
3. Ситуация месяца. (Позволяют детям освоить социальные роли)
Каждую ситуацию месяца проживают дети в течение одного месяца. По завершении проводится заключительный праздник, на котором дети могут показать, чему научились, пообщаться с детьми разного возраста. Каждая ситуация месяца открывается зачином.
4. «Заключительные праздники по «Ситуациям месяца»
По завершении каждой «ситуации месяца» проводится заключительное мероприятие,
на котором дети могут показать, чему научились, пообщаться с детьми разного возраста.
5. «Проблемные педагогические ситуации» (проблемные педагогические ситуации предполагают их самостоятельное разрешение детьми);
Цель: самоопределение детей в эмоционально напряженной для них ситуации, в которой необходимо принять собственное решение без участия взрослого, дать оценку своим действиям, извлечь уроки из собственного поведения.
6. Дети – волонтеры. (Разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим);
Необходимо специально в каждый режимный момент предоставлять старшим детям возможность помочь младшим или научить младших. Составляется график. У детей есть паспорт волонтера, наклейки на футболки.
7. Социальная акция. (Призывают ребенка «выйти за рамки» детского);
8. Волшебный телефон.
Педагог - психолог применяет в старшей и подготовительной группе во вторую половину дня технологию «Волшебный телефон». Про то, что рассказал, ребенок родителям не рассказывают. В группе решают, кто будет сегодня разговаривать по телефону, кому важней и что хотят спросить.
9. Развивающее общение.
Развивающие общение - это технология гуманистического общения «взрослый-ребенок», «взрослый-взрослый»; ребенку важно, чтобы его чувства принимали и уважали.
Конфликты — неотъемлемая часть человеческой жизни. То, как мы научаемся разрешать их в детстве, будет зависеть как будем разрешать их и во взрослой жизни.
10. Технология включения родителей в образовательный процесс.
Причины конфликтных ситуаций «Родитель – воспитатель»
Недоверие к детскому саду;
Неоправданно позитивные или неоправданно негативные представления родителей о дошкольной организации;
Страх родителей потерять контроль над своим ребенком;
Психологическая и физиологическая неготовность ребенка к детскому саду;
Незнание родителями методов регуляции поведения детей в детском саду;
Неадекватное донесение информации до родителей;
Поощрение родителей писать жалобы в вышестоящие органы по любому поводу.
Методы разрешения конфликтов «Родитель – воспитатель» и пути сотрудничества семьи и ДОО.
Доносить любую информацию для родителей с позиции сотрудничества;
Показывать на своем примере грамотное разрешение конфликта;
Совместное ежемесячное планирование групповой деятельности родителей и педагогов;
Обращение с любой просьбой к родителям через детей;
Сообщение в различных формах, не реже одного раза в неделю о достижениях ребенка, а так же о делах в группе;
Постоянно привлекать родителей к проведению мастер-классов и других мероприятий.
Н. П. Гришаева, указывая важность социализации дошкольников, то есть умение жить в социальном обществе, считает, что новой задачей дошкольной организации становится организация дружественного социума на территории детского сада для развития социальных навыков у дошкольников. Она считает, что предложенные ею технологии позволят изменить образовательный процесс. Заложить основы полноценной социально успешной личности в период дошкольного детства – это основная цель ДОУ.
Детский сад становится единственным местом, где дети могут без опасения проявлять свою инициативу и самостоятельность, а также взаимодействовать с разновозрастным детским коллективом в разнообразных видах деятельности, которые семья создавать не в состоянии.
Сегодня мы хотим рассказать о некоторых педагогических технологиях социализации ребенка (Автор Гришаева Н. П., научный сотрудник института социологии) которые используют наши педагоги в образовательной деятельности с детьми.