Людмила Финько
Инновационные техники рисования
▼ Скачать + Заказать документы
«Инновационные техники в рисовании»
Автор : Финько Людмила Николаевна
Воспитатель МБДОУ ДСКВ № 5 ст-цы Ясенской МО Ейский район
Период дошкольного детства является сензитивным, для развития творческого потенциала ребёнка. С учётом требований современного мира развитие творческих способностей должно стать одним из важных звеньев современного образования.
Публикация «Инновационные техники рисования» размещена в разделах
Искусство – это форма познания мира, которая вызывает сильный эмоциональный отклик, оказывает огромное влияние на формирование личности ребёнка на всех этапах его развития, позволяет шире и глубже познавать окружающую жизнь, разнообразие её проявлений, увидеть её красоту и неприглядные стороны. Работая педагогом по изобразительной деятельности, отмечаю, что дети выполняют программу по изобразительной деятельности, умеют пользоваться изобразительными материалами, но в их работах нет творческого подхода. Чаще всего, в детских работах можно наблюдать совершенно одинаковые рисунки с отсутствием индивидуальности, они повторяют образец педагога или своего «соседа», который сидит рядом.
Поэтому для того чтобы дети учились мыслить творчески, педагогам необходимо решать следующие задачи:
1) разбудить фантазию, воображение ребёнка;
2) научить пользоваться различными изобразительными средствами, нетрадиционными изобразительными техниками.
Главным в развитии детского воображения, считаю применение нетрадиционных технологий и техник в разных видах изобразительной деятельности.
Для развития воображения, фантазии и творческих способностей большие возможности дают творческие задания с элементами технологии ТРИЗ :
- задания на «дорисовку», где в соединении хаотично расставленных точек, ребёнок учится видеть какой-нибудь образ и дорисовать его;
- игры с линией позволяют проявить фантазию и в маленькой закорючке увидеть птиц, зверей либо предмет;
- игра «Волшебная клякса» помогает превратить обычную кляксу в фантастическое существо;
- задания «Нарисуй настроение радуги», «Рисую, чем пахнет радуга», «Мои цветные сны» помогают ребёнку передать на бумаге состояние своего внутреннего мира;
- для того чтобы уйти от стереотипности в изображении, например, домика, поможет творческое задание «Такие разные домишки», где детям предлагается изобразить свой дом в виде какого-нибудь объекта (грибок, яблоко, цветок, посуда и т. д.).
Возможно использование во время образовательной деятельности элементов арт-терапии, например, дети перевоплощаются в деревья, цветы, животных, от их лица рассказывают о своих чувствах, переживаниях. Этот приём позволяет ребёнку лучше прочувствовать состояние каких-то живых объектов, что в свою очередь влияет на качество передачи образов при рисовании. В таких рисунках часто можно увидеть индивидуальные черты характера ребёнка. Мальчик нарисовал себя в образе кота с растопыренными лапами, большими глазами, заявляя: «Я очень сильный, большой, меня все боятся».
Неоценимое значение для развития творчества дошкольника имеет сказка, т. к. она по своей сути наиболее близка ребёнку. Во время образовательной деятельности по рисованию можно использовать «авторские» сказки – придуманные педагогом с детьми прямо во время образовательной деятельности, или перед ней. Использование таких сказок расширяет представления ребёнка об окружающем мире, вызывает позитивные эмоции и желание придумать продолжение. Рисунки во время такой образовательной деятельности отличаются индивидуальностью и творческим подходом в изображении.
Очень привлекают детей и нетрадиционные изобразительные техники. Дети принимают всегда с радостью интересные, ранее неизвестные им способы изображения одних и тех же объектов.
Раскрою тему «Природа» - рисование деревьев. В каждой возрастной группе можно использовать разные техники рисования. В средней группе подходит пальчиковая живопись, где разноцветные осенние листочки дети изображают пальчиком, используя для каждого цвета другой пальчик.
С детьми старшего дошкольного возраста:
- восковыми мелками и оттиском мятой бумаги рисуем «Осеннее дерево»;
- применяя технику кляксография, изображаем «Грустное дерево»;
- используя технику оттиска поролоном, изображаем «Яблоню с румяными яблочками»;
- с помощью техники монотипия рисуем «Дерево, отражающееся в воде»;
- в технике цветной или чёрно-белый граттаж, дети изображают «Волшебный лес».
Выполняя рисунки по теме «Цветы», кроме традиционного примакивания и тычка, можно использовать:
-печать ластиком и рисованием пальчиком при рисовании «Ветка рябины»;
-печать трафаретом, изображая «Тюльпаны»;
-набрызг при изображении «Осеннего букета в вазе» (в разных вариациях);
-печать штампами при рисовании узора в полосе «Узоры»;
-рисование свёрнутой газетой «Розы»;
Дети, ознакомившись с разными изобразительными техниками, не боятся самостоятельно получать новые оттенки красок при их смешивании, создают неповторимые, и не похожие друг на друга рисунки. Старшие дошкольники уже не говорят «Я не умею рисовать», «Помогите мне».
Свободный выбор изобразительных материалов даёт возможность оценить ребёнка, проследить какой техникой он пользуется свободно, а в применении какой ему необходима помощь.
Работа по развитию творческих способностей детей в процессе изобразительной деятельности не должна ограничиваться образовательной деятельностью - в группах должна быть создана развивающая предметно- пространственная среда, включающая мини-центры по развитию детского творчества. В них должны быть расположены все необходимые материалы для самостоятельной деятельности детей. Всё в рабочем состоянии в достаточном количестве, в удобном для детей месте.
Работы ребят можно использовать для украшения интерьера групповых комнат и фойе нашего учреждения.
Развитие умения замечать и ценить прекрасное в окружающей жизни, привитие эстетического вкуса нашим воспитанникам начинается с детского сада.
Изобразительная деятельность как средство развития творчества дошкольника должна входить в жизнь детей с раннего возраста. А использование нетрадиционных техник рисования, доставляет детям много удовольствия и даёт простор для творчества.