Евгения Жиганова
Информационно-компьютерные технологии в физическом воспитании детей как инновационный социокультурный ресурс
▼ Скачать + Заказать документы
Городское методическое объединение инструкторов по
физической культуре г. Гуково
ДОКЛАД:
«Информационно-компьютерные технологии в физическом воспитании детей как инновационный социокультурный ресурс развития личности дошкольников»
Подготовил:
инструктор по физической культуре
Жиганова Евгения Васильевна
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Темочки
В последнее время в России происходит бурное развитие современных информационных технологий (СИТ) и внедрение их в образовательный процесс, что накладывает определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка и предъявляет дополнительные требования к личности педагога.
Информационные технологии все глубже проникают во все сферы жизни человека, в том числе и дошкольное образование. Процесс физического воспитания не стал исключением.
Исследованиями установлено, что дошкольный возраст является одним из наиболее ответственных периодов в жизни человека, в котором закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества. Тем не менее, анализ многочисленных литературных источников свидетельствует о недостаточной эффективности процесса физического воспитания в дошкольных учреждениях.
Основные задачи физического воспитания дошкольников :
- делают процесс физического воспитания более привлекательным для детей, повышают интерес к спортивным мероприятиям;
- способствуют адаптации ребёнка в современном информационном пространстве и формированию информационной культуры;
- используются в различных формах физкультурно-оздоровительных мероприятий и сочетаются с различными информационными источниками и педагогическими технологиями позволяют более качественно осуществлять систему диагностики и мониторинга физкультурно-оздоровительной работы;
- повышают качество педагогического труда.
В связи с этим продолжают оставаться актуальными вопросы совершенствования старых и поиск новых эффективных форм и методов работы физического воспитания, позволяющих сохранить и укрепить здоровье детей дошкольного возраста.
В процессе физкультурно-оздоровительной работы нами выделены следующие направления применения СИТ:
1. Мониторинг состояния физического здоровья дошкольников.
2. Процесс обучения двигательным действиям.
3. Создание копилки занятий-презентаций по физическому воспитанию.
4. Участие детей в проектной деятельности.
5. Работа с педагогами.
6. Работа с родителями.
Раскроем краткое содержание работы по указанным направлениям.
Мониторинг состояния физического здоровья дошкольников
Важнейшим направлением физического воспитания является контроль за показателями физического состояния дошкольников. Эффективность контроля зависит от качественной обработки результатов тестирования, их хранения, представления, а на этой основе управления процессом физического воспитания. Именно эти функции выполняет Автоматизированная система «Мониторинг состояния физического здоровья дошкольников». Сбор информации заносится и обрабатывается компьютерной программой по следующим показателям:
1. Соматическое здоровье детей-дошкольников (группа здоровья, хронические заболевания).
2. Физическое и функциональное развитие ( антропометрические данные: рост, вес, окружность грудной клетки, показатели динамометрии — мышечная сила рук, показатели дыхательной системы — жизненная ёмкость лёгких).
3. Состояние физической подготовленности (показатели развития физических качеств по результатам контрольных испытаний).
Благодаря автоматизированной обработке такого объема информации экономится большое количество времени инструктора по физической культуре, дает ему возможность оперативно вносить изменения, дополнения в базу данных о показателях, всех составляющих здоровья, облегчает хранение и доступ к данной информации, позволяет выстраивать индивидуальный путь развития каждого ребенка дошкольника.
Процесс обучения движениям
Учитывая возрастные особенности психики дошкольника, а именно: непроизвольное внимание, которое хорошо концентрируется на интересных фактах, а также преобладание зрительного восприятия над слуховым, требует от преподнесения изучаемого материала хорошей наглядности, яркости, четкости, быстроты восприятия.
Именно СИТ позволяют решать эти задачи в процессе обучения движениям и развития физических качеств дошкольников. К преимуществам СИТ в процессе физического воспитания следует отнести следующие положительные стороны:
• информация на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
• несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
• движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
• позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, неожиданные и необычные эффекты);
• создаёт благоприятные условия для лучшего взаимопонимания инструктора по физической культуре детей на занятиях.
Таким образом, СИТ, обладающие мультимедийностью, позволяют сделать физкультурное занятие более интересным и динамичным, помогают «погрузить» ребенка в предмет изучения, создать на занятии иллюзию соприсутствия, сопереживания с изучаемым объектом, содействовать становлению объемных и ярких представлений.
Слайды, выведенные на большой экран — прекрасный наглядный материал, который не только оживляет занятие, но и формирует вкус, развивает творческие и интеллектуальные качества личности ребенка. Дошкольников привлекает новизна проведения мультимедийных занятий, они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу.
На экране монитора появляются картинки — символы различных упражнений. Дети любят и упражнения, и мультимедиа. Выполняемые упражнения сопровождаются движением глаз, что также является полезной двигательной гимнастикой для профилактики нарушений зрения у дошкольников.
За счёт высокой динамики эффективно проходит усвоение учебного материала, тренируется память, активно пополняется словарный запас, развивается воображение и творческие способности.
Бесспорно, что в современном образовании компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии, и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто «вложить» в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся.
Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания. Таким образом, на основании изложенного можно заключить, что СИТ помогают инструктору по физической культуре повысить мотивацию обучения детей и приводит к целому ряду положительных следствий, а именно:
• обогащает воспитанников знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности;
• психологически облегчает процесс усвоения дошкольников активными участниками учебного и воспитательного процессов, становится инструментом саморазвития дошкольников.
• вызывает живой интерес к занятиям физической культурой;
• расширяет общий кругозор детей;
• помогает повысить уровень использования наглядности на занятии по физической культуре;
• повышает производительность педагогического труда инструктора по физической культуре и детей на занятии.
Из сказанного можно сделать вывод, что СИТ действительно являются средством повышения эффективности физического воспитания в ДОУ, стимулируют и развивают творческие способности детей, обогащают интеллектуальную сферу, способствуют укреплению здоровья детей, что доказано рядом нормативных и ненормативных показателей их здоровья.
Информационно – коммуникационные технологии в педагогической работе инструктора по физической культуре
В соответствии с Законом РФ «Об образовании», здоровье человека отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Важным условием сохранения и укрепления здоровья детей является комплексное внимание к нему со стороны педагогов, родителей, инструктора по физической культуре, медицинского персонала.
Сохранение и укрепление здоровья детей - важнейшая цель и задача физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях.
Здоровый образ жизни нужно формировать с детства. От того, насколько успешно удается сформировать и закрепить в сознании навыки здорового образа жизни в детском возрасте, зависит в последующем образ жизни взрослого человека.
Бурное развитие информационных компьютерных технологий и внедрение их в образовательный процесс ДОУ, наложили определенный отпечаток на деятельность современного педагога. Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику современных методических разработок. При этом эффективность компьютеризации обучения в дошкольных учреждениях зависит как от качества применяемых педагогических программных средств, так и от умения рационально и умело их использовать в образовательном процессе.
В своей педагогической деятельности я активно использую информационные компьютерные технологии :
1. Планирование педагогической работы в электронном виде:
• образовательного процесса по физической культуре;
• физкультурно-оздоровительных и физкультурно-массовых мероприятий;
• индивидуальной работы с детьми;
• мероприятий с педагогами ДОУ и родителями.
2. Диагностика физической подготовленности дошкольников:
• составление таблиц, схем, графиков и диаграмм.
• оформление результатов диагностики физической подготовленности детей;
• результатов физкультурно-массовой работы ДОУ;
• методических материалов, способствующих образованию дошкольников в области физической культуры;
3. Педагогические советы, семинары, консультации с использованием презентаций, мультимедийного оборудования.
4. Создание портфолио инструктора по физической культуре.
Также я использую ИКТ и в работе с родителями, помещая в родительские уголки и на сайт ДОУ различную информацию (комплексы упражнений, зарядка, консультации и др.)
Компьютер существенно облегчает процесс подготовки к занятиям. Я часто обращаюсь к интернет- ресурсам, подбирая современную детскую музыку для физкультурных занятий и праздников. Движение под музыку развивает чувства ритма и творческое воображение.
Компьютер является эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить образовательный процесс. Компьютер, мультимедийные формы как инструменты для обработки информации могут стать мощным техническим средством обучения, коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников.
Информационные технологии в современном мире позволяют большинству педагогов проявить творчество, побуждают к поиску новых нетрадиционных форм организованной деятельности.
Достоинства использования информационно-коммуникационных технологий в процессе физкультурно-оздоровительной работы:
- делают процесс физического воспитания более современным, разнообразным, насыщенным;
- оказывают комплексное воздействие на разные каналы восприятия, на различные виды памяти, обеспечивают оперирование большими объемами информации;
- обеспечивают наглядность, красоту, эстетику оформления физкультурно-оздоровительных мероприятий;
- делают процесс физического воспитания более привлекательным для детей, повышают интерес к спортивным мероприятиям;
- способствуют адаптации ребёнка в современном информационном пространстве и формированию информационной культуры;
- используются в различных формах физкультурно-оздоровительных мероприятий и сочетаются с различными информационными источниками и педагогическими технологиями позволяют более качественно осуществлять систему диагностики и мониторинга физкультурно-оздоровительной работы;
- повышают качество педагогического труда.
Освоение офисных программ, таких Microsoft Word, Excel, Power Point открывает возможность подготовки дидактических материалов, презентаций, портфолио, анкет и консультаций для родителей, ведения баз данных, автоматизации работы по анализу физкультурной деятельности.
Список литературы:
1. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей : Учеб. пособие / Под. общ. ред. Н. В. Сократова. – М. : ТЦ Сфера, 2005.
2. Мелехина Н. А., Колмыкова Л. А. Нетрадиционные подходы к физическому воспитанию детей в ДОУ. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012.
3. Физкультурно-оздоровительная работа в контексте новых федеральных требований. Методическое пособие / Под общ. ред. Микляевоей Н. В. – М. : УЦ «Перспектива», 2011.
4. Завьялова Т. П. Информатизация физкультурного образования дошкольников: от проблем к поиску решений // Начальная школа плюс до и после. 2012. № 10. - С. 63-69.
5. Горвиц Ю. М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. Ю. М. Горвиц, Л. Д. Чайнова, Н. Н. Поддьяков и др. М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. - 32с.