Захарова Анастасия Сергеевна
Информация для родителей «Какие игры можно использовать для своих малышей»
▼ Скачать + Заказать документы
Практикум для родителей
«Игры в период адаптации ребёнка к детскому саду»
Цели: сохранение и укрепление психического здоровья детей: повышение функциональных и адаптивных возможностей детского организма; стимулирование сенсорного развития детей.
Задачи:
• способствовать стабилизации психоэмоционального состояния;
• способствовать снижению тревожности, регуляции процессов возбуждения и торможения нервной системы;
• стимулировать ощущения ребёнка: зрительные слуховые тактильные;
Публикация «Информация для родителей „Какие игры можно использовать для своих малышей“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» апрель 2019
• формировать самосознание, развитие Я - концепции;
• способствовать созданию положительного эмоционального фона и помогать преодолевать нарушения в эмоционально-волевой сферы;
• способствовать стимуляции познавательной активности, возбуждению интереса к исследовательской деятельности
• корректировать повышенную эмоциональную напряженность;
• обучать приемам релаксации;
• развивать общую и мелкую моторику, координацию движений;
• побуждать к рефлексии позитивных родительских чувств;
• способствовать повышению работоспособности, способности к деятельности.
Игра «Полянка настроения»
[b]Цель:[/b] настрой на позитивное сотрудничество, создание положительного эмоционального фона, развитие воображения.
Оборудование: плетеные салфетки, цветные ленточки, цветная проволока.
Педагог: Используя плетеную салфетку, разноцветные ленточки, шнурочки, бумажные салфетки лепестки роз, мы создадим поляну настроения. Обычно ребенок видит дома следующую картину: мама моет посуду, варит кашу, а папа за компьютером или смотрит телевизор. Все взрослые заняты своими делами. И вдруг на глазах у ребенка и при его участии происходит превращение: вместо скучной серой салфетки появляется «красота». Помимо этого, продевания шнурка сквозь отверстие в салфетке способствует развитию мелкой моторики малыша — его пальчики становятся более ловкими, пробуждается творческое воображение.
Игра «Колючий ежик»
Цель: развитие мелкой моторики и координации движений, стимуляции речевой активности.
Оборудование: массажный мяч.
Педагог: Самомассаж оказывает на организм благотворное воздействие. Обучение приемам происходит в игре. На вашей ладони появляется необычный шарик. Вместе вы внимательно рассматриваете его. Оказывается он похож на ежика. Аккуратно кладете шарик на ладонь ребенка, прокатываете его по каждому пальчику, начиная с большого пальца ведущей руки, и чуть дольше задерживаетесь на подушечке каждого пальца. Массирующие движения следует выполнять в направлении от периферии к центру. Действия сопровождайте стихами
Дай ладошечку, моя крошечка
Я поглажу тебя по ладошечке.
Ходит-бродит вдоль дорожек
Весь в колючках серый ежик,
Ищет ягодки-грибочки
Для сыночка и для дочки.
Самомассаж кисти развивает мускулатуру пальцев рук, рефлекторно стимулирует соответствующие зоны коры головного мозга, помогает нормализовать состояние нервной системы, оказывая наряду с успокаивающим еще и общеоздоровительный эффект. Как слайды проецируются на экран так и все части нашего тела имеют свою проекцию в коре головного мозга. Только эти проекции непропорциональны. Площадь, занимаемая проекционной зоной кисти, гораздо больше той, что отведена для другой части тела. Воздействие на кисти рук оказывает, в свою очередь, воздействие на состояние мозга, а соответственно, и на общее состояние организма.
Игра «Что нам подскажут пальчики»
Цель: развитие тактильного восприятия,наблюдательности, обогащение сенсорного опыта, обогащение сенсорного опыта, стимуляция познавательной активности.
Оборудование: природные материалы различной фактуры: каштан, грецкий орех, шишка, деревянный ребристый карандаш, гладкий камушек.
Педагог: ребенок осваивает окружающий мир с помощью органов чувств. В частности, через тактильное восприятие, чувствительность рук. В плетеной
коробочке вы найдете природные материалы - шишку, каштан, камушек. Рассмотрите, потрогайте и опишите их. Например-шишка шершавая, камень гладкий. Затем закройте глаза, протяните ладошку, отгадайте, какой предмет лежит на ней. Если в детском возрасте не тренировать движения и не обогащать сенсорный опыт (то, что мы чувствуем и воспринимаем через органы чувств)то, повзрослев, человек не будет обладать пластичностью ума, чтобы уметь легко приспосабливаться к различным обстоятельствам. При этом развивается чувствительность рук, активизируется внимание. К тому же подвижность пальцев рук тесно связана с развитием речи. Активизировать речевое развитие можно, используя обычную деревянную прищепку и карандаш: добываем огонь, показываем маятник, пропеллер. Важно вовлекать в движение большое количество пальцев, а сами движения проводить энергично. Благодаря этой игре ребенок с нетерпением ждет новых впечатлений, переживаний, ощущений, на основе которых, впоследствии у него появится возможность рассуждать, мыслить, решать проблемы.
Игра «Легкое перышко»
Цель: развитие диафрагмального типа дыхания, стабилизация психоэмоционального состояния.
Оборудование: перышко, ленточка, прозрачная коробочка.
Педагог: Находясь в новой остановке, ребенок испытывает различные ощущения. Природа подарила человеку возможность управлять своими эмоциями с помощью регуляции дыхания. В корзиночке есть два разноцветных пера, соединенных нитью, в прозрачной коробке-цветной шнур. Повесим ниточку с перьями на шнур, сделаем глубокий вдох и медленный выдох так, чтобы наши перья колыхались в воздухе. У вдоха и выдоха есть своя психофизиологическая роль. Вдох возбуждает, мобилизует, усиливает мышечное напряжение; выдох успокаивает, рассеивает отрицательные эмоции, способствует расслаблению мышц. Успокоительный эффект достигается за счет увеличения времени выдоха по отношению к времени вдоха и брюшного (диафрагмального)типа дыхания. Далее выполняем следующие движения.
Упражнение «Дышим животиком»
Педагог: упражнение выполняется лежа.
Бегемотики лежали,
Бегемотики дышали.
То животик поднимается (Вдох)
То животик опускается (Выдох)
Сели бегемотики.
Потрогали животики:
То животик поднимается (Вдох)
то животик опускается (Выдох)
Работа диафрагмы должна восприниматься ребенком и зрительно, и тактильно. Положим на живот игрушку и посмотрим, как она поднимается, когда мы делаем вдох, и опускается, когда мы делаем выдох.
Качаем рыбку на волне,
То вверх (вдох)
То вниз (выдох)
Плывет по мне.
Брюшное дыхание противострессовое, о но способствует уменьшению тревоги, возбуждения, вспышек отрицательных эмоций, повышает тонус блуждающего нерва (основного звена парасимпатической нервной системы,приводит к общему расслаблению. Срабатывает универсальный защитный механизм, заложенный природой в нашей нервной системе: замедление ритма различных физиологических и психических процессов способствует достижению более спокойного и уравновешенного состояния. Такое дыхание поможет ребенку быстрее уснуть после разнообразных ярких впечатлений, полученных в течении дня.
Упражнение «Бабочки на весеннем лугу»
Цель: регуляция процессов возбуждения и торможения, снижение уровня тревожности, развитие пластики движений.
Оборудование: цветные платочки из прозрачной ткани.
Педагог: А сейчас мы поиграем в прятки, не в простые, а прозрачные. Эту игру любят абсолютно все дети. Ничто не может сравниться с радостью, испытываемой ребенком, когда он обнаруживает любимого родителя, вытянувшегося по струнке за занавеской или в платяном шкафу. Кстати, эта любовь не случайна. Прятки помогают справиться со страхом темноты и замкнутого пространства, с чувством одиночества (его в какой то момент испытывает каждый ребенок, а во время игры он должен некоторое время провести абсолютно один, да и еще в тайном укромном месте).Итак, накинув прозрачный платок на лицо, ребенок все видит,но при этом он спрятался! Радость движения будет ярче, если платки превратятся в крылья бабочек:
Мы бабочки весенние, на листиках сидели (ребенок присел на корточки)
Ветер дунул - полетели, (встает, бегает по комнате, расставив руки в стороны)
Мы летели и летели
И на землю тихо сели. (садится на корточки, замирает)
Ветер снова побежал
Высоко он нас поднял (встает, поднимает руки вверх)
Он вертел нас и кружил
И на землю опустил. (кружится по комнате, затем ложится на пол и замирает)
Игра «Храбрые лягушата»
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, обучение приемлемому способу выражения негативных эмоций, агрессивных импульсов, развитие координации движений.
Оборудование: бумага в рулоне, корзина.
Педагог: Особое значение для малыша имеют значение подвижные игры. С момента рождения ребенок стремится к движению. Он познает мир, ползая, лазая, карабкаясь, бегая. Через подвижные игры он учиться владеть своим телом, его движения становятся красивыми и уверенными. А в момент физического и эмоционального напряжения эти игры помогут «выплеснуть» негативную энергию приемлемым способом. Наверняка малышам понравится игра - превращение в храбрых лягушат.
Педагог: Жили-были в тихом пруду с красивыми кувшинками молодые лягушата. У каждого из них был свой любимый листик, на котором лягушонок сидел, грелся на солнышке и, конечно, разговаривал. А как лягушки разговаривают. Правильно, ква-ква-ква. И вот однажды прилетела большая птица, которая искала себе сытный обед. Заметив лягушат, она решила полакомиться ими. Но они были умными: скомкали свои листочки и стали бросать их в птицу. Птица испугалась и улетела. С тех пор лягушата ничего не боятся.
А если взять лист бумаги,разорвать его на мелкие кусочки и на счет 1-2-3-4 подбросить вверх, то получится веселый салют. Результат салюта собираем в корзину, приговаривая: «Собираем мы листочки быстро - быстро, чисто-чисто». В этой игре в буквальном смысле выплескивается эмоции. В человеческом организме самой природой заложена возможность саморегуляции: когда на смену реакции напряжения (стрессу)приходит расслабление, покой, отдых. И, конечно, подвижная игра-это источник радости и одно из лучших средств общения взрослого с ребенком.
Игра «Наливаем, выливаем, сравниваем»
Цель: развитие тактильного восприятия, возбуждение интереса к исследовательской деятельности.
Оборудование: таз с теплой водой, фигурные губки, пластмассовые бутылочки с отверстиями, коробочки от «киндер – сюрприза», разноцветные бусины, резиновая игрушка.
Ход: Особой притягательной силой обладает вода. Теплая вода успокаивает и притягивает. Хорошо добавить в воду отвары трав (мелиссу, валериану).Успокаивающий эффект обеспечит добавление в воду специальных ароматических масел: ромашкового, лавандового, мятного. Но предварительно лучше посоветоваться с врачом. В воду опускаются
игрушки, поролоновые губки, трубочки, бутылочки с отверстиями. Если игра с водой происходит в дневное время, можно включить в нее познавательный
компонент: сравнивать опускаемые в нее предметы по фактуре и по весу. Можно заполнить миску в водой пуговицами, бусинками, монетками, небольшими кубиками и поиграть с ними.
-взять как можно больше предметов в одну руку и пересыпать в другую;
-собрать одной рукой, например, бусинки, а другой - камушки;
-приподнять как можно больше предметов на ладонях;
После выполнения каждого задания ребенок расслабляет руки, держа их в воде. Продолжительность упражнения-около 5 минут, пока вода не остынет. По окончании игры руки ребенка следует растирать полотенцем в течение одной минуты.
Игра «Рисунки на песке»
Цель: развитие тактильной чувствительности, визуализация понятия «Я».
Оборудование: цветные пластиковые подносы, манная крупа.
Педагог: Давайте вспомним одну из самых любимых игр-занятий нашего детства. Когда на улице становилось тепло, детвора собиралась в песочнице. Создадим свою маленькую песочницу с белым» песком» (манной крупой). Можно насыпать ее горкой и разгладить. По песочку пробежится стадо лошадей, проскачут зайчики, протопают слоники, покапает дождик. Его согреют солнечные лучи, и на нем появится рисунок. А какой рисунок, вам подскажет ребенок, который с удовольствием включится в игру. Почему дети любят играть в песке? Песок помогает расслабиться: руки зарывают в песок-это приятные тактильные ощущения; песок медленно сыпется - это зрительно завораживает; из песка можно построить что угодно, все, что хочется-быстрые изменения, превращения отвлекают от переживаний. А в целом играть с песком просто интересно. Полезно выполнять движения двумя руками, это помогает синхронизировать деятельность обоих полушарий головного мозга, стимулирует развитие логического мышления, отвечающего за речевое развитие левого полушария, и интуитивного, эмоционального правого полушария.
Игра «Дом счастливого ребенка»
Цель: повышение ответственности родителей за изменение социальной роли ребенка, побуждение к рефлексии позитивных родительских чувств.
Оборудование: игровой материал.
Педагог: Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был счастлив. А счастье-это когда рядом мама и папа, у них хорошее настроение, когда есть любимые и интересные игрушки, есть место для всех - «счастливый дом». Давайте попробуем построить «Дом счастливого ребенка». У нас есть полянка, игрушки: мебель, животные, куклы, машинки, конструктор. Можно использовать все, что находится в этой комнате. Удовольствие, с которым вы сегодня играли, важно «не расплескать» и передать его своим детям. Человек так устроен, что привязанности, особенно между детьми и родителями, «питаются» позитивными эмоциями.