Галина Задольская
Игры-занятия, способствующие развитию взаимодействия между ребёнком и взрослым
▼ Скачать + Заказать документы
Общение - это не всякое взаимодействие двух людей. Во время общения в отличии от физического взаимодействия (например, во время кормления и пеленания) оба партнёра попеременно адресуют и воспринимают воздействия, выражающие отношение к личности друг друга. Младенец плачем сигнализирует о своём неблагополучии, при этом он не обращается к конкретному человеку, не ищет его, он кричит в «пространство». После устранения причины дискомфорта малыш успокаивается и никаких действий, направленных на продолжение взаимодействия со взрослым, не совершает.
Публикация «Игры-занятия, способствующие развитию взаимодействия между ребёнком и взрослым» размещена в разделах
Однако постепенно, со второй-третьей недели жизни, ребёнок начинает фиксировать взглядом лицо говорящего, а затем и глаза. Взгляд в глаза - первый признак зарождающегося общения. Установлено, что если взрослые не разговаривают с ребёнком с первых дней жизни, мало уделяют внимания, то и появление взгляда глаза в глаза отмечается гораздо позднее. Это происходит потому, что на этапе новорожденности малыш фактически ещё не является партнёром по общению, и взрослый должен выполнять роль обоих партнёров. Адресуя младенцу любовь, выраженную в нежных словах, осторожных, мягких действиях, чуткости к сигналам дискомфорта, взрослый погружает малыша в «поток общения», прививая ему вкус к ласке, доброжелательному обращению. Так появляется потребность в эмоциональном общении. Если же взрослый взаимодействует с ребёнком только по поводу удовлетворения физиологических нужд, то сроки возникновения общения у младенца задерживаются.
При правильном воспитании малыш к концу первого месяца в ответ на обращение взрослого не только замирает, глядя ему в глаза, но и улыбается. Такая улыбка - очень важный момент в психическом развитии ребёнка. И она свидетельствует о зарождении потребности в общении.
Установление контакта «глаза в глаза» - также очень важное условие, подготавливающее общение. Как только вы замечаете, что ребёнок раскрыл глаза, глядя ещё «не видящим взором», начинайте привлекать его внимание. Пусть он не реагирует на обращение, всё равно старайтесь поймать его взгляд и, двигаясь в ту сторону, куда скользит взгляд, попробуйте удержать его на себе. Привлечь внимание малыша помогут обращение по имени, ласковые слова, адресованные ребёнку. Во время купания, переодевания так же не упускайте момент встретиться взглядом с ребёнком и поговорить с ним.
Очень важно поощрять улыбку младенца. Если вы будете подкреплять её собственной улыбкой и ласковыми словами, она очень скоро станет адресованной, будет сопровождаться взглядом «глаза в глаза» и начнёт появляться сразу, как только ребёнок сосредоточится на вашем лице, поймает ваш взгляд. После появления улыбки при общении с ребёнком дальнейшее общение развивается быстрыми темпами. Далее ребёнок уверенно отыскивает взрослого взглядом, поворачивается на звук его голоса, замечает издали на всё большем расстоянии. С третьего месяца малыш начинает не только реагировать на воздействия взрослого, но и сам воздействовать на него. Для этого он использует мимику, голосовые звуки (гуканье, гуление, вскрики, движения ручками и ножками. Такая совокупность экспрессивно - мимических проявлений (радостный взгляд, улыбка, двигательное оживление) называется «комплексом оживления». Эмоциональное общение оказывает мощный развивающий эффект. Если же ребёнок испытывает дефицит общения, его психическое развитие отклоняется от нормы. Воспринимая в процессе общения положительное эмоциональное отношение к себе окружающих людей, младенец чувствует себя любимым, значимым для них.
Благодаря быстрой и чуткой реакции матери на воздействия ребёнка он представляет себя как активное существо, источник преобразований в окружающем мире, ощущает себя субъектом, а не пассивным объектом воздействий окружающих. Так закладывается основа самосознания и личности ребёнка. В 4-5 месяцев при благоприятных условиях общения малыш активен, жизнерадостен требователен, доброжелателен к окружающим людям, проявляет любознательность по отношению к предметам. Во время общения активно происходит предречевое развитие ребёнка. От рождения наделённые избирательной чувствительностью к звукам человеческой речи, младенцы должны постоянно слышать речь взрослого. Они предпочитают особую речь, так называемый «бэби-ток». Это нежные, высоко интонированные звуки с отчётливыми акцентами, обязательно с выраженной адресованностью к малышу.
Безадресная речь, не включённая в общение (например, радио, магнитофонная запись, не только не способствует предречевому развитию, но и притупляет чувствительность к ней ребёнка. Дети, родители которых часто разговаривают с ними, много и разнообразно вокализируют. Малыши, испытывающие дефицит общения в первом полугодии жизни, молчаливы; впоследствии у них задерживается появление настоящей речи.
Эмоциональное общение влияет и на развитие познавательной активности ребёнка в отношении предметного мира. В процессе общения со взрослым развиваются зрительные действия (фиксация, слежение, рассматривание, слух, движения рук, необходимые для познания предметов.
При благоприятных условиях общения в конце первого полугодия жизни происходит важное событие: ребёнок впервые получает возможность самостоятельно достать, потрогать, захватить рукой заинтересовавший его предмет. Общение качественно изменяется, появляется новая его форма. Хотя малыш по-прежнему нуждается во внимании взрослого, прежнее чисто эмоциональное общение отодвигается на второй план. Теперь ребёнок стремится к практическому взаимодействию с окружающими по поводу предметов, он вступает в контакт, чтобы заполучить желаемую вещь в руки, когда ему требуется помощь, поддержка и одобрение взрослого. В этот период ребёнок овладевает новыми средствами общения. Это локомоторные и предметные действия, позы, жесты: приближение или удаление, вручение или протягивание предметов, изображение действий. Во втором полугодии малыш уже выражает недовольство предложенным взаимодействием (уклоняется от ласки, сердится, обиду (если не дают желаемую вещь, огорчение (если не удаётся совершить каких-либо действий). Постепенно ребёнок начинает понимать речь взрослого и использовать для общения лепет, а к концу года - первые слова.
Своевременное появление у младенца потребности в сотрудничестве со взрослым зависит от двух важных условий. Во-первых, необходимо, чтобы в первом полугодии жизни ребёнок в достаточной степени освоил эмоциональное общение. Иначе и во втором полугодии он будет стремиться только к ласке, а не к сотрудничеству. Во-вторых, взрослый сам должен играть с ребёнком в игры с разнообразными предметами, чтобы малыш почувствовал интерес к сотрудничеству. Усвоить образцы новых действий ребёнку помогут совместные действия со взрослым : перекатывание мяча друг другу, поочерёдное надевание колец пирамиды на стержень.
К 7-8 месяцам ребёнок способен соотносить свои действия с действиями взрослого и выполнять простые действия по его просьбе (подать кубик, катать поочерёдно мячик и пр.) Для познавательного развития очень полезно рассматривание картинок. Сначала он будет хватать и мять картинки, но со временем он ими заинтересуется, если вы будете показывать и называть рисунки. И вскоре совместное рассматривание картинок станет любимым занятием для малыша.
Очень важно, что в процессе совместных действий со взрослыми у малыша развивается важная способность - ориентироваться в своих действиях на оценку взрослого.