Лучший педагог года

«Игры-эксперименты в формировании у старших дошкольников представлений о явлениях и объектах неживой природы» (часть III)

Юлия Крупина
«Игры-эксперименты в формировании у старших дошкольников представлений о явлениях и объектах неживой природы» (часть III)
▼ Скачать + Заказать документы

часть 1

Использовались следующие методы в работе:

-основной: элементарные опыты, игры- эксперименты : Опыты на различные агрегатные состояния веществ, объектов и явлений, опыты на различные свойства веществ, «как поймать воздух»,«ветер в комнате», «подводная лодка» ,«Уличные тени» ,«Световой луч»,солнечные часы (занятие на улице, «Разные отражения», «Мы -фокусники», «Притягивается-не притягивается», «Два магнита», «Волшебный шарик», «Чудо-прическа»

Публикация «„Игры-эксперименты в формировании у старших дошкольников представлений о явлениях и объектах неживой природы“ (часть III)» размещена в разделах

- игровые: создание проблемной ситуации: ввод нового героя - дед Знай. ,

Пришло письмо с просьбой о помощи, например, помогите червячку отыскать его дом.

- моделирование: составление модели на основе проведенных опытов,

(модель «Жизнь растений», модель «Жизнь улиток»)

-словесный: беседы с детьми, объяснения проводимых опытов, рассказывание,чтение книг, самостоятельное составление детьми рассказов по результатам проведенных опытов.

9. Работа с родителями

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность.

В ходе работы была проведена следующая работа с родителями : в начале работы среди родителей было проведено анкетирование, целью которого было выявить интерес детей и родителей по данному вопросу, а так же взаимодействие детей и родителей.

Анкета для родителей

1. В чем проявляется исследовательская активность Вашего ребенка?

2. С какими предметами и материалами любит экспериментировать

Ваш ребенок?

3. Бывает ли так, что начатое в детском саду экспериментирование ребенок продолжает дома? Если да, то как часто?

4. Какое участие Вы принимаете в экспериментальной деятельности вашего ребенка?

5. Делится ли ребенок с Вами результатами эксперимента (открытиями).

По результатам анкетирования были сделаны следующие выводы:

- Дети и родители практически не проявляли интереса к данному виду деятельности. В домашних условиях игры-эксперименты с детьми проводятся крайне редко. Вопросам экологического воспитания детей и формирования осознанного отношения к явлениям природы со стороны родителей уделяется недостаточно.

В связи с этим мы большое внимание в начале учебного года уделяли разъяснительной работе с родителями:

Была оформлена ширма «Мы и мир» - где родителям были даны экологические консультации, предлагались элементарные опыты, которые родители могут провести с детьми дома.

Был проведен ряд индивидуальных и подгрупповых консультаций по данной проблеме: «Как научить детей любить и беречь природу», «Как читать с детьми книги о природе», «Гуляй да присматривайся» и др.

Была оформлена стен - газета «Дневники лаборатории», где родителям рассказывалось о экспериментальной деятельности проводимой в группе. Предполагается менять информацию в газете по мере смены разделов.

Планируется организация открытых занятий, тематических дней, дней здоровья по данной проблеме.

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ ДИАГНОСТИКА

В декабре нами была проведена промежуточная диагностика, разработанная на основе рекомендаций Н. Н. Кондратьевой,Л. М. Маневцовой, О. А. Воронкевич и др.

Старшая группа

Первичная диагностика Контрольная диагностика

Задания на выявление у детей представлений

1. О признаках живого; о потребностях живых организмов; условиях, необходимых для жизни живого 1. О признаках живого и целостности как важнейшем условии жизни организма

2. О разнообразии растений, местах их произрастания. 2. О среде обитания конкретных растений и животных.

3. О частях растений и их функциях. 3. О связи между средой обитания живых существ и особенностями их

строения.

4. О стадиях роста растений 4. Об основных группах растений и животных

5. О многообразии животных и местах их обитания 5. О составе экосистем

6. О назначении основных частей тела животных 6. О стадиях роста хорошо знакомых растений и животных,о цикличности роста и развития на каждой стадии

7. О сезонных изменениях в жизни живых существ.

8. Об особенностях понимания ребенком ценности природных объектов.

Выводы:

У детей наблюдается повышенный интерес к проведению игр – экспериментов. Практически все дети группы с удовольствием принимают участие в данном виде деятельности.

Приблизительно 45 % детей научились устанавливать простейшие связи и зависимости, существующие в живой и неживой природе, делать некоторые выводы по результатам проведенных экспериментов.

По результатам диагностики можно сказать, что уже через 4 месяца после начала работы наблюдается положительная динамика, особенно в вопросе бережного отношения к природным объектам.

Приложение:

Методика проведения педагогической диагностики по проблеме экологического воспитания детей. Детям были представлены следующие задания :

Представления о природе.

Задание 1.

Цель. Выявить характер представлений ребенка о признаках живого,выяснить,имеет ли ребенок представления о потребностях живых организмов,условиях,необходимых для жизни.

Материал. 7-8 картинок с изображением объектов живой и неживой природы;предметов созданных человеком : растение, животные (птица,насекомое,зверь,рыба,солнце,автомобиль,самолет.

Методика. Индивидуальная беседа с ребенком. Ребенку предлагается из набора картинок выбрать объекты живой природы. После чего задаются вопросы:

- как ты догадался, что это всё живое?

- почему ты считаешь, что (называется конкретный объект) живой?

- что нужно (называется конкретный объект) для хорошей жизни? Без чего он не может прожить?

Задание 2.

Цель. Выяснить,имеет ли ребенок представление о разнообразии растении, местах их произрастания.

Материал. Дидактическая игра «Что где растет?»

Методика. С ребенком проводится дидактическая игра «Что где растет?»

Задание 3.

Цель. Выяснить,знает ли ребенок очасти растений и их функции.

Материал. рабочий лист с диагностичечким заданием 1 (Т. В. Хабарова, Н. В. Шафигуллина: «Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников».Санкт-Петербург, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.,стр. 85).

Методика. Ребенку предлагается выполнить задание и объяснить свой выбор.

Задание 4.

Цель. Выяснить,имеет ли ребенок представления о стадиях роста растений.

Материал. рабочий лист с диагностичечким заданием 2 (Т. В. Хабарова, Н. В. Шафигуллина: «Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников».Санкт-Петербург, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.,стр. 86).

Методика. Ребенку предлагается выполнить задание и объяснить свой выбор.

Задание 5.

Цель. Выявить представления ребенка о многообразии животных и местах их обитания.

Материал. Большие дидактические картины: лес,луг, водоем,деревенский дворик, картинки с изображениями животных: 3-4 вида домашних и диких животных,3-4 птицы, рыбы, насекомые (жук, стрекоза, бабочка, муха,лягушка.

Методика. Ребенку предлагается назвать животных,поместить на картины в зависимости от мест их обитания и обосновать свой выбор.

Задание 6.

Цель. Выявить представления ребенка о назначении основных частей тела животных.

Материал. рабочий лист с диагностичечким заданием 3 (Т. В. Хабарова, Н. В. Шафигуллина: «Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников».Санкт-Петербург, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.,стр. 87).

Методика. Ребенку предлагается выполнить задание и объяснить свой выбор.

Задание 7.

Цель. Выяснить, имеет ли ребенок представление о сезонных изменениях в жизни растений, животных, человека.

Материал. Сюжетные картинки с изображениями времен года и видов труда людей в разные сезоны года.

Методика. Проводится индивидуальная беседа с ребенком по сюжетным картинкам:

-какое это время года?

-почему деревья так выглядят?

-как изменяется жизнь животных (называется время года?

-почему так одеты люди? Чем они занимаются?

Задание 8.

Цель. Изучить особенности понимания ребенком ценности природных объектов.

Методика. Индивидуальная беседа с ребенком:

-любишь ли ты животных и растения?

-с какими живыми существами тебе нравится встречаться? Почему?

-зачем нужны животные и растения?

-могут ли люди прожить без животных и растений?

-может ли человек прожить без других людей?почему?

Задание 9.

Цель. Выявить представления ребенка о нормах отношения к живому.

Материал. Картинки с изображениями примеров правильного и неправильного поведения детей в природе.

Методика. Индивидуальная беседа с ребенком:

-как поступил мальчик (девочка?

-как поступил бы ты на его месте?

-какие добрые дела ты делал для растений, животных, людей?

Отношение к природе.

Задание 1.

Цель. Выявить характер отношения ребенка к животным, сверстникам в естественных условиях.

Методика. Наблюдение за отношением детей к живым объектам в группе, на участке детского сада, во время прогулок.

Задание 2.

Цель. Изучить особенности отношения ребенка к животным и растениям в специально созданных условиях.

Методика. Проводится наблюдение за отношением ребенка к обитателям живого уголка (сухопутные улитки, рыбки). Создаются специальные условия, в которых ребенок должен будет осуществить выбор деятельности – либо с природными объектами, либо другой деятельности. Одновременно в уголке находятся несколько живых существ, которые нуждаются в помощи (в кормлении, поливе,для чего приготовлены необходимые средства,и материалы для занятия другими видами деятельности (рисованием,игрой и др.) детей приглашают микрогруппами, каждому предлагается заняться тем, чем ему хочется. Если ребенок не догадывается о необходимости помощи живому, можно привлечь его внимание с помощью наводящих вопросов:

-как ты думаешь, как себя чувствует «живой объект»?

-как ты это узнал?

-как ему можно помочь?

-хотел бы ты ему помочь?

-почему ты хочешь ему помочь?

Умение осуществлять деятельность с природными объектами.

Цель. Выявить умение ребенка осуществлять уход за растениями.

Методика. У ребенка спрашивают, хотел бы он поухаживать за комнатным растением или нет, и предлагают ему объяснить, почему необходимо ухаживать за растением. После получения согласия ребенку предлагается :

- выбрать комнатное растение, нуждающееся в уходе, объяснив свой выбор

- рассказать о последовательности ухода за растением - непосредственно осуществлять уход.

Публикации по теме:

Конспект занятия по знакомству со свойствами магнита «Ловись, рыбка, и мала, и велика» Программное содержание: выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы; научить выделять предметы взаимодействующие с магнитом;.

Повышение познавательной активности детей дошкольного возраста посредством организации работы летней лаборатории на участке Семинар. 10. 06.2014. Карымова В. В. 1. слайд Тема: «Повышение познавательной активности детей дошкольного возраста через организацию работы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Игры-эксперименты в формировании у старших дошкольников представлений о явлениях и объектах неживой природы» (часть III)
Опубликовано: 10 октября 2014 в 16:15
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Игры-эксперименты в формировании у старших дошкольников представлений о явлениях и объектах неживой природы» (часть III)» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Крупина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД