Юлия Крупина
«Игры-эксперименты в формировании у старших дошкольников представлений о явлениях и объектах неживой природы» (часть III)
▼ Скачать + Заказать документы
Использовались следующие методы в работе:
-основной: элементарные опыты, игры- эксперименты : Опыты на различные агрегатные состояния веществ, объектов и явлений, опыты на различные свойства веществ, «как поймать воздух»,«ветер в комнате», «подводная лодка» ,«Уличные тени» ,«Световой луч»,солнечные часы (занятие на улице, «Разные отражения», «Мы -фокусники», «Притягивается-не притягивается», «Два магнита», «Волшебный шарик», «Чудо-прическа»
Публикация «„Игры-эксперименты в формировании у старших дошкольников представлений о явлениях и объектах неживой природы“ (часть III)» размещена в разделах
- Игры для детей
- Неживая природа
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Погода и природные явления
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- игровые: создание проблемной ситуации: ввод нового героя - дед Знай. ,
Пришло письмо с просьбой о помощи, например, помогите червячку отыскать его дом.
- моделирование: составление модели на основе проведенных опытов,
(модель «Жизнь растений», модель «Жизнь улиток»)
-словесный: беседы с детьми, объяснения проводимых опытов, рассказывание,чтение книг, самостоятельное составление детьми рассказов по результатам проведенных опытов.
9. Работа с родителями
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность.
В ходе работы была проведена следующая работа с родителями : в начале работы среди родителей было проведено анкетирование, целью которого было выявить интерес детей и родителей по данному вопросу, а так же взаимодействие детей и родителей.
Анкета для родителей
1. В чем проявляется исследовательская активность Вашего ребенка?
2. С какими предметами и материалами любит экспериментировать
Ваш ребенок?
3. Бывает ли так, что начатое в детском саду экспериментирование ребенок продолжает дома? Если да, то как часто?
4. Какое участие Вы принимаете в экспериментальной деятельности вашего ребенка?
5. Делится ли ребенок с Вами результатами эксперимента (открытиями).
По результатам анкетирования были сделаны следующие выводы:
- Дети и родители практически не проявляли интереса к данному виду деятельности. В домашних условиях игры-эксперименты с детьми проводятся крайне редко. Вопросам экологического воспитания детей и формирования осознанного отношения к явлениям природы со стороны родителей уделяется недостаточно.
В связи с этим мы большое внимание в начале учебного года уделяли разъяснительной работе с родителями:
Была оформлена ширма «Мы и мир» - где родителям были даны экологические консультации, предлагались элементарные опыты, которые родители могут провести с детьми дома.
Был проведен ряд индивидуальных и подгрупповых консультаций по данной проблеме: «Как научить детей любить и беречь природу», «Как читать с детьми книги о природе», «Гуляй да присматривайся» и др.
Была оформлена стен - газета «Дневники лаборатории», где родителям рассказывалось о экспериментальной деятельности проводимой в группе. Предполагается менять информацию в газете по мере смены разделов.
Планируется организация открытых занятий, тематических дней, дней здоровья по данной проблеме.
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ ДИАГНОСТИКА
В декабре нами была проведена промежуточная диагностика, разработанная на основе рекомендаций Н. Н. Кондратьевой,Л. М. Маневцовой, О. А. Воронкевич и др.
Старшая группа
Первичная диагностика Контрольная диагностика
Задания на выявление у детей представлений
1. О признаках живого; о потребностях живых организмов; условиях, необходимых для жизни живого 1. О признаках живого и целостности как важнейшем условии жизни организма
2. О разнообразии растений, местах их произрастания. 2. О среде обитания конкретных растений и животных.
3. О частях растений и их функциях. 3. О связи между средой обитания живых существ и особенностями их
строения.
4. О стадиях роста растений 4. Об основных группах растений и животных
5. О многообразии животных и местах их обитания 5. О составе экосистем
6. О назначении основных частей тела животных 6. О стадиях роста хорошо знакомых растений и животных,о цикличности роста и развития на каждой стадии
7. О сезонных изменениях в жизни живых существ.
8. Об особенностях понимания ребенком ценности природных объектов.
Выводы:
У детей наблюдается повышенный интерес к проведению игр – экспериментов. Практически все дети группы с удовольствием принимают участие в данном виде деятельности.
Приблизительно 45 % детей научились устанавливать простейшие связи и зависимости, существующие в живой и неживой природе, делать некоторые выводы по результатам проведенных экспериментов.
По результатам диагностики можно сказать, что уже через 4 месяца после начала работы наблюдается положительная динамика, особенно в вопросе бережного отношения к природным объектам.
Приложение:
Методика проведения педагогической диагностики по проблеме экологического воспитания детей. Детям были представлены следующие задания :
Представления о природе.
Задание 1.
Цель. Выявить характер представлений ребенка о признаках живого,выяснить,имеет ли ребенок представления о потребностях живых организмов,условиях,необходимых для жизни.
Материал. 7-8 картинок с изображением объектов живой и неживой природы;предметов созданных человеком : растение, животные (птица,насекомое,зверь,рыба,солнце,автомобиль,самолет.
Методика. Индивидуальная беседа с ребенком. Ребенку предлагается из набора картинок выбрать объекты живой природы. После чего задаются вопросы:
- как ты догадался, что это всё живое?
- почему ты считаешь, что (называется конкретный объект) живой?
- что нужно (называется конкретный объект) для хорошей жизни? Без чего он не может прожить?
Задание 2.
Цель. Выяснить,имеет ли ребенок представление о разнообразии растении, местах их произрастания.
Материал. Дидактическая игра «Что где растет?»
Методика. С ребенком проводится дидактическая игра «Что где растет?»
Задание 3.
Цель. Выяснить,знает ли ребенок очасти растений и их функции.
Материал. рабочий лист с диагностичечким заданием 1 (Т. В. Хабарова, Н. В. Шафигуллина: «Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников».Санкт-Петербург, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.,стр. 85).
Методика. Ребенку предлагается выполнить задание и объяснить свой выбор.
Задание 4.
Цель. Выяснить,имеет ли ребенок представления о стадиях роста растений.
Материал. рабочий лист с диагностичечким заданием 2 (Т. В. Хабарова, Н. В. Шафигуллина: «Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников».Санкт-Петербург, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.,стр. 86).
Методика. Ребенку предлагается выполнить задание и объяснить свой выбор.
Задание 5.
Цель. Выявить представления ребенка о многообразии животных и местах их обитания.
Материал. Большие дидактические картины: лес,луг, водоем,деревенский дворик, картинки с изображениями животных: 3-4 вида домашних и диких животных,3-4 птицы, рыбы, насекомые (жук, стрекоза, бабочка, муха,лягушка.
Методика. Ребенку предлагается назвать животных,поместить на картины в зависимости от мест их обитания и обосновать свой выбор.
Задание 6.
Цель. Выявить представления ребенка о назначении основных частей тела животных.
Материал. рабочий лист с диагностичечким заданием 3 (Т. В. Хабарова, Н. В. Шафигуллина: «Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников».Санкт-Петербург, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.,стр. 87).
Методика. Ребенку предлагается выполнить задание и объяснить свой выбор.
Задание 7.
Цель. Выяснить, имеет ли ребенок представление о сезонных изменениях в жизни растений, животных, человека.
Материал. Сюжетные картинки с изображениями времен года и видов труда людей в разные сезоны года.
Методика. Проводится индивидуальная беседа с ребенком по сюжетным картинкам:
-какое это время года?
-почему деревья так выглядят?
-как изменяется жизнь животных (называется время года?
-почему так одеты люди? Чем они занимаются?
Задание 8.
Цель. Изучить особенности понимания ребенком ценности природных объектов.
Методика. Индивидуальная беседа с ребенком:
-любишь ли ты животных и растения?
-с какими живыми существами тебе нравится встречаться? Почему?
-зачем нужны животные и растения?
-могут ли люди прожить без животных и растений?
-может ли человек прожить без других людей?почему?
Задание 9.
Цель. Выявить представления ребенка о нормах отношения к живому.
Материал. Картинки с изображениями примеров правильного и неправильного поведения детей в природе.
Методика. Индивидуальная беседа с ребенком:
-как поступил мальчик (девочка?
-как поступил бы ты на его месте?
-какие добрые дела ты делал для растений, животных, людей?
Отношение к природе.
Задание 1.
Цель. Выявить характер отношения ребенка к животным, сверстникам в естественных условиях.
Методика. Наблюдение за отношением детей к живым объектам в группе, на участке детского сада, во время прогулок.
Задание 2.
Цель. Изучить особенности отношения ребенка к животным и растениям в специально созданных условиях.
Методика. Проводится наблюдение за отношением ребенка к обитателям живого уголка (сухопутные улитки, рыбки). Создаются специальные условия, в которых ребенок должен будет осуществить выбор деятельности – либо с природными объектами, либо другой деятельности. Одновременно в уголке находятся несколько живых существ, которые нуждаются в помощи (в кормлении, поливе,для чего приготовлены необходимые средства,и материалы для занятия другими видами деятельности (рисованием,игрой и др.) детей приглашают микрогруппами, каждому предлагается заняться тем, чем ему хочется. Если ребенок не догадывается о необходимости помощи живому, можно привлечь его внимание с помощью наводящих вопросов:
-как ты думаешь, как себя чувствует «живой объект»?
-как ты это узнал?
-как ему можно помочь?
-хотел бы ты ему помочь?
-почему ты хочешь ему помочь?
Умение осуществлять деятельность с природными объектами.
Цель. Выявить умение ребенка осуществлять уход за растениями.
Методика. У ребенка спрашивают, хотел бы он поухаживать за комнатным растением или нет, и предлагают ему объяснить, почему необходимо ухаживать за растением. После получения согласия ребенку предлагается :
- выбрать комнатное растение, нуждающееся в уходе, объяснив свой выбор
- рассказать о последовательности ухода за растением - непосредственно осуществлять уход.