Папки-передвижки

Игры в слова

Волкова Наталья
Игры в слова

Муниципальное автономное дошкольное учреждение Городского округа «город Ирбит» Свердловской области «Детский сад № 14»

Игры в слова

Развиваем внимание, мышление, речь

Для детей старшего дошкольного возраста

Автор-составитель:

учитель-дефектолог

Волкова Нтаталья Зиноновна

Ирбит, 2024

Пояснительная записка

Чтобы приучить ребенка к умственному труду, необходимо сделать его интересным. Вызвать интерес можно разными методами, среди которых на особом месте стоит словесная дидактическая игра, содержащая в себе большие возможности для развития умственной деятельности детей, для развития самостоятельности и активности их мышления.

В словесной дидактической игре дети учатся думать о вещах, которые они в данное время непосредственно не воспринимают. Эта игра учит опираться в решении задачи на представление о ранее полученном опыте, а «представление — это все равно, что обобщенное воспоминание. Этот переход к мышлению в общих представлениях есть первый отрыв ребенка от чисто наглядного мышления». (Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М., 1956).

Игры без игрушке и без картинок, давно известны в педагогике как в народной, так и в классической. Всем известны народные игры-потешки «Ладушки», «Сорока-ворона», «Котя-коток» и др. Они являются первыми и любимыми «уроками» маленьких детей по родному слову.

Словесные игры для детей младшего и среднего дошкольного возраста в основном направлены на развитие речи, уточнение и закрепление словаря, воспитание правильного звукопроизношения, умение считать, ориентироваться в пространстве. Лишь незначительная часть игр направлена на развитие мыслительной способности детей.

В старшем же дошкольном возрасте, когда у детей начинает формироваться словесно-логическое мышление, необходимо больше использовать словесные игры именно с целью развития самостоятельности мышления.

Словесная дидактическая игра — доступный, полезный, эффективный метод воспитания самостоятельности мышления у детей. Она не требует специального материала, определенных условий, а требует лишь знания взрослым самой игры.

Игры можно использовать в любых режимных моментах и как дополнение к занятиям. Со временем дети, запомнив правила игры, будут играть в них самостоятельно.

Желаем Успехов!

Назови обобщающие слова:

Кубики, неваляшка, пирамидка, погремушка – (игрушки)

Красный, синий, желтый, зеленый – (цвета)

Капуста, морковь, репа, огурец – (овощи)

Липа, береза, дуб, осина, (деревья)

Сапоги, кроссовки, туфли, ботинки – (обувь)

Ромашка, астра, роза, фиалка – (цветы)

Ананас, яблоко, груша, лимон – (фрукты)

Новый год, день рождения, Рождество, День защитника Отечества – (праздники)

Мотоцикл, трамвай, самолет, велосипед – (транспорт)

«Колобок», «Золушка», «Гуси-лебеди», «Три поросенка» - (сказки)

Назови лишнее слово:

Чашка, ложка, молоток, тарелка;

Платье, свитер, рубашка, шапка;

Огурец, слива, яблоко, ананас;

Стол, чашка, кресло, шкаф;

Береза, ель, василек, клен;

Мяч, пенал, линейка, тетрадь;

Озеро, море, река, корабль;

Дождь, лужа, снег, град;

«Скажи наоборот»

День – ночь, утро-вечер, друг – враг, жарко – холодно, смеяться – плакать, закрывать – открывать, включать – выключать, зайти – выйти, говорить – молчать, взять – положить, сесть – встать, одеваться – раздеваться, опускать – поднимать, толстый – худой, широкий – узкий, сухой – мокрый, большой – маленький, белый – черный, высокий – низкий, здоровый – больной, новый – старый, добрый – злой, зима – лето, теплый – холодный, веселый, грустный, быстрый – медленный, хороший – плохой.

Назови следующее слово, не нарушая закономерности:

Утро, день, вечер, ночь;

Зима, весна, лето, осень;

Один, два, три, четыре;

Понедельник, вторник, среда, четверг;

Январь, февраль, март, апрель;

Первый, второй, третий, четвертый.

Назови подходящие по смыслу слова:

У кошки котенок, у собаки – щенок;

В лесу грибы, на клумбе – цветы;

В огороде овощи, в саду – фрукты;

На кровати лежат, на стуле – сидят;

Зимой холодно, летом – жарко,

Помидор красный, огурец – зеленый;

В детском саду воспитатель, в школе – учитель;

Яна - имя девочки, Толя – имя мальчика;

Назови подходящие по смыслу слова:

Щука – рыба, яблоко – фрукт, ромашка – цветок, свекла – овощ, молоток – инструмент, стол – инструмент, стол – мебель, лиса – животное, малина – ягода, кошка – домашнее животное, клен – дерево, кастрюля – посуда, март – месяц, бабочка – насекомое, юла – игрушка, колобок – сказочный персонаж, осень – время года, пять – цифра, шляпа – головной убор, прятки – игра.

Назови, кто, что делает:

Повар – готовит, столяр – пилит, маляр – красит, учитель – учит, продавец – продает, строитель – строит, врач – лечит, ученик – учится, водитель – водит автомобиль, швея – шьет, спасатель – спасает, пожарный – тушит пожар, художник – пишет картины, стоматолог – лечит зубы, директор – руководит.

Назови подходящие слова к определениям:

Овощи – морковь, лук, капуста…

Одежда – шорты, рубашка, пальто…

Посуда – чайник, вилка, сковорода…

Профессии – водитель, повар, учитель…

Инструменты – молоток, рубанок, отвертка…

Цветы – ромашка, незабудка, астра…

Дни недели – понедельник, вторник, среда…

Времена года – зима, весна…

Обувь – кроссовки, валенки, туфли…

Виды спорта – футбол, баскетбол, хоккей…

Назови подходящие предметы к этим определениям:

Холодный (ое, ая) – снег, лед, мороженное…

Горячий – суп, чай, пора…

Острый – нож, перец, кетчуп…

Добрый – волшебник, фея, сказка…

Сладкий – чай, сон, вата…

Злой – колдун, собака…

Белый – снег, день, береза…

Веселый – клоун, праздник, представление.

Назови лишнее слово:

Большой, маленький, огромный, умный;

Синий, красный, новый, зеленый;

Веселый, высокий, добрый, вежливый;

Сладкий, кислый, холодный, соленый;

Сильный, длинный, короткий, узкий;

Деревянный, гладкий, стеклянный, пластмассовый;

Назови подходящее по смыслу слово:

Сахар сладкий – лимон (кислый);

Снег холодный – огонь (горячий);

Дерево высокое – пень (низкий);

Река широкая – ручеек (узкий);

Днем светло – ночью (темно);

Летом тепло – зимой (холодно);

Назови ассоциации:

Кухня – суп, холодильник, чай, готовка…

Праздник – веселье, Новый год, подарки…

Занятия – математика, тетради, рисование…

Прогулка – велосипед, улица, песочница…

Лето – жара, купание, солнце…

Детский сад – воспитатель, ребята, тихий час…

Школа - учитель, класс, портфель…

Хлопни в ладоши, если услышишь «живое», если «неживое», топай ногами:

Велосипед, обезьяна, мебель, мальчик, девочка, стол, кровать, медведь, шкаф, муравей, игрушки, воспитатель, стрекоза, вертолет, корова. Божья коровка. Самокат, сестра, репа, будильник, кукла, бабушка, собака, утюг, посуда, родители, мяч, ученики, повар, автомобиль, насекомое, бегемот, посуда, домашние животные, зеркало, пылесос, птицы, бутерброт, холодильник, котенок…

«Летает – не летает»

Ведущий называет разные предметы. Если «летает», дети разводят руки в стороны, как крылья, «не летает» – приседают:

Самолет, стрекоза, табурет, воробей, книга, вертолет, дельфин, страус, ворона, кастрюля, космический корабль, брюки, ваза с цветами, синица, воздушный шар, дерево, крыша, лебедь, чемодан, пчела, кровать, журавль, аэростат…

Сделай один хлопок, когда услышишь название цветка:

Береза, ромашка, трава, фиалка, колокольчик, поляна, роза, клумба, тюльпан, пион, клен, редис, гладиолус, лук, мимоза, лепесток, гвоздика, незабудка, ваза, виноград, василек, ветка, кактус…

Сделай один хлопок, когда услышишь название дерева:

Лес, сосна, ель, парк, дуб, аллея, береза, дорога, осина, ветка, ствол, клен, пальма, листья, тополь, куст, липа, бревно, подосиновик, рябина, ягоды, яблоко, яблоня, незабудка…

Сделай один хлопок, когда услышишь название посуды:

Кастрюля, чай, чайник, конфета, тарелка, суп, чашка, кисель, стакан, полотенце, ложка, плита, салфетка, вилка, дуршлаг, скатерть, кружка, табурет, сковорода, холодильник…

Сделай один хлопок, когда услышишь название месяца:

Март, зима, понедельник, август, год, среда, неделя, сентябрь, четверг, май, сутки, июнь, лето, июль, жара, мороз, янврь, весна, февраль, сугробы, весна, апрель, октябрь, осень, ноябрь, воскресенье, утро, декабрь

Сделай один хлопок, когда услышишь название игрушки:

Карандаш, кукла, скрипка, мяч, линейка, пирамидка, пальто, кубики, неваляшка, ножницы, дерево, плюшевый заяц, сыр, машинка, люстра, кактус, аквариум, крнструктор, стул, мозайка, книга, пупс, заводной паровозик…

Сделай один хлопок, когда услышишь название мебели:

Квартира, стол, диван, крыша, кресло, ковер, люстра, кровать, стул, стена, шкаф, потолок, буфет, шторы, ваза, комод, холодильник, картина, тумба, окно, лестница, банкетка…

Сделай один хлопок, когда услышишь название транспорта:

Автобус, дом, трактор, шофер, самолет, дорога, вертолет, облако, мотоцикл, тротуар, экскаватор, троллейбус, ткондуктор, трамвай, теплоход, моряк, корабль, колесо, автомобиль, лодка, руль, велосипед…

Сделай один хлопок, когда услышишь название ягоды:

Яблоко, малина, корзина, клубника, куст, апельсин, клюква, груша, смородина, мухомор, черника, гвоздика, крыжовник, огород, брусника, рябина, тыква, черемуха, земляника, огурец, ежевика…

Сделай один хлопок, когда услышишь название профессии:

Врач, ученик, бабушка, школа, учитель, строитель, больница, светофор, водитель, воспитатель, пешеход, портфель, продавец, покупатель, маляр, трактор, повар, почтальон, человек, летчик, полицейский, студент, пожарный, автобус, медсестра, смелый, спасатель…

Сделай один хлопок, когда услышишь название птицы:

Журавль, синица, бабочка, муравей, воробей, крыло, голубь, ворона, пчела, стриж, гнездо, соловей, скворец, жаворонок, дупло, дятел, цапля, дерево, шмель, сова, снегирь, перья, страус, чиж, клюв, стрекоза, курица, скворечник, яйцо, попугай, вертолет, скворец, сорока, голубь…

Сделай один хлопок, когда услышишь имя мальчика или девочки:

Оля, Смирнова, Таня, Даша, кот, Москва, Василий, человек, Юля, Антон, солнышко, Катя, Иван, девочка, Россия, Максим, Иван, река, фамилия, Маша, Лена, друг, Семеновна, Миша, Попов, Коля…

Сделай один хлопок, когда услышишь название одежды:

Сарафан, сапоги, брюки, панама, юбка, прическа, сумка, рубашка, шорты, бусы, платье, майка, расческа, шуба, шапка, жилет, чемодан, свитер, туфли, джинсы, блузка, босоножки, джемпер, кепка, пальто, валенки, куртка…

Сделай один хлопок, когда услышишь название предмета, необходимого в школе:

Портфель, карандаши, жвачка, пенал, рогатка, ручка, тетрадь, кукла, мягкие игрушки, учебник, телевизор, школьная форма, клей, цветная бумага, подушка, одеяло, линейка, фломастеры, ластик, пистолет, спортивная форма, погремушка, вторая обувь, молоток, морковка, букварь, прописи, кастрюля, обложки, чемодан, альбом для рисования…

Сделай один хлопок, когда услышишь название овоща:

Капуста, банан, морковь, огород, грядка, арбуз, репа, трава, помидор, яблоко, редис, картофель, груша, лук, чеснок, тюльпан, свекла, тыква, грабли, кабачок, перец, ведро, горох, астра, салат, лопата, забор, огурец…

Кто больше знает?

Для чего можно использовать предмет?

Например, стакан (пить чай, полить цветы, измерять крупу, накрывать рассаду, ставить карандаши)

Одеяло (укрываться, сделать шалаш, сделать гамак)

Стул (сидеть, сделать домик для кукол, повесить одежду)

Подушка (кидаться, использовать как боксерскую грушу)

«Закончи предложение»

Я надела теплую шубу… (чтобы было тепло. чтобы пойти гулять. чтобы не замерзнуть)

Мы зажгли свет, потому что. (стало темно, чтобы лучше видеть, чтобы не испугаться)

Дети надели панамки, чтобы. (не напекло голову, не перегреться, не получить тепловой удар)

Мы полили цветы (чтобы они не засохли, чтобы они выросли красивые)

Мы взяли мяч… (чтобы поиграть с ним, чтобы помыть его, чтобы убрать на место)

Мы помыли руки, чтобы (они стали чистыми, потому что мама сказала)

«Скажи по-другому»

Большой - огромный, крупный, громадный, гигантский;

Красивый - пригожий, хороший, прекрасный, прелестный, чудесный;

Мокрый - сырой, влажный;

Грустный – печальный, невеселый, опечаленный, безрадостный, тоскливый;

Сильный – мощный, могучий, крепкий;

Заботливый – внимательный, бережный, ласковый, участливый…

Публикации по теме:

Внеклассное занятие по русскому языку «Звонкие и глухие согласные в середине слова перед согласными и на конце слова» Внеклассное занятие по русскому языку " Звонкие и глухие согласные в середине слова перед согласными и на конце слова" Цель занятия: закрепить.

Дидактические игры и упражнения для развития речи дошкольников с использованием художественного слова 1. Узнай сказку, потешку, рассказ (по отрывку). Цель: Развивать память детей, внимание, желание и умение по отрывку узнавать сказку, потешку,.

Игры и задания по развитию речи для коррекционной группы старшего дошкольного возраста «Звук [а]. Слово. Слова»Игры и задания по развитию речи для коррекционной группы старшего дошкольного возраста «Звук [а]. Слово. Слова» Данные игры - задания, для подготовки детей к обучению грамоте, проводятся на индивидуальных занятиях по развитию речи. «Аист, астра» Материалы:.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Игры в слова
Опубликовано: 27 июля 2024 в 12:28
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игры в слова» (включая файлы) размещена пользователем Волкова Наталья в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
29 июля. День рождения И. К. Айвазовского. Передвижка «Маринист Иван Константинович...

Айвазовский — самый известный русский маринист. Он изображал море, как никто другой. В своих картинах он смог передать великолепие и непредсказуемость морской стихии.

28 июля. День Военно-морского флота РФ. Передвижка. «ВМФ России. Военно-морской флот»

В последнее воскресенье июля отмечается День Военно-морского флота Российской Федерации. Это профессиональный праздник всех, кто защищает морские рубежи нашей Родины.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД