Приложение МААМ

Консультация «Игры, упражнения и приемы для развития зрительного восприятия»

Надежда Ломакина
Консультация «Игры, упражнения и приемы для развития зрительного восприятия»
▼ Скачать + Заказать документы

Психическое развитие детей с нарушением зрения, принципиально не отличаясь от нормального развития, имеет специфические особенности, к которым относятся трудности в приеме и переработке получаемой информации, замедляющие процесс познания и приводящие к отклонениям в познавательном, речевом и моторном развитии ребенка. Из-за зрительного нарушения отмечается замедленный темп развития двигательного анализатора. В большей мере нарушение зрительного восприятия сказывается на моторном развитии ребенка раннего возраста. Ребенок со зрительной недостаточностью значительно позднее начинает ползать и самостоятельно вставать на ноги, с трудом приобретает навыки равновесия и устойчивости в пространстве.

Публикация «Консультация „Игры, упражнения и приемы для развития зрительного восприятия“» размещена в разделах

В учебно-методическом пособии представлены игры, приемы и упражнения для осуществления учебно-воспитательного и коррекционно-развивающего воздействия, которые подобраны с учетом принципа возрастающего усложнения. Предлагаемые игры и упражнения могут использовать воспитатели, учителя и родители, воспитывающие слабовидящих детей. При проведении занятий следует придерживаться рекомендаций, предложенных Л. А. Дружининой – создавать эмоционально благоприятную обстановку при общении с ребенком; избегать стрессовых состояний, ситуаций неуспеха; поддержание всеми педагогами охранительного режима путем чередования видов деятельности и индивидуального подхода к степени предлагаемой интеллектуальной нагрузки; виды деятельности в течение для предлагать с учетом перехода от малоподвижных занятий к активным играм, от эмоционально ярких к спокойным занятиям.

Игры, приемы и упражнения для развития зрительного восприятия

1. Рассматривание и называние реальных предметов, выделение в них главных и второстепенных деталей, поиск в предметах черт сходства и различия. Назови все красное (круглое, деревянное.). По ходу игры ведущий (его роль может выполнять кто-либо из детей) задает основание для выделения в окружающих предметах того или иного признака. Повторять уже названные кем-то предметы нельзя. Игра проходит несколько циклов, каждый из которых начинается тогда, когда будут названы все окружающие детей предметы, соответствующие названному признаку. В каждом цикле определяется победитель – игрок, который последним назвал нужное слово. Перед началом игры дети разбиваются на четверки, выделяют ведущего и получают наборы геометрических фигур. Ведущий выкладывает любую фигурку, а остальные три человека должны выложить из имеющегося у них набора фигуру, имеющую ту же форму. Если кто-то ошибается, ведущий вручает ему штрафную палочку. Игра продолжается до тех пор, пока будет возможен следующий ход. Проигрывает тот, у кого будет больше всех штрафных палочек. Аналогично организуется игра «Одинаковые по цвету». Рассели жильцов. Перед началом игры дети рисуют многоэтажный дом (или получают его готовую схему, где видны этажи, квартиры. Дается им также и набор геометрических фигур, каждую из которых следует поселить на «своем» этаже и в «своей» квартире. Признак, определяющий принцип размещения фигур на этажах, может быть выбран на усмотрение детей (форма, цвет, материал, из которого он сделан, и т. д.). Отгадай признак. Перед началом игры дети разбиваются на пары. Один ребенок берет по своему выбору два предмета, имеющие один общий признак, второй ребенок должен назвать этот признак, затем они меняются ролями и т. д. Чем похожи? Чем отличаются? Перед началом игры взрослый подбирает пары предметов так, чтобы между ними возможно было установить некоторое число черт как сходства, так и различия. В ходе игры эти пары последовательно предъявляются детям, а за каждый правильно указанный ими признак сходства или отличия начисляется поощрительный балл. В конце игры поощрительные баллы суммируются и определяется победитель игры. Разноцветные пуговицы Название игры условно, так как пуговицы отличаются друг от друга не только по цвету, но и форме, количеству отверстий для пришивания, наличию или отсутствию «ножки» и др. Педагог предлагает детям в ходе игры разделить собранную совместными усилиями богатую «коллекцию» пуговиц г начала на две группы – подходящие к подходящим, потом – на три, четыре и т. д. Каждый раз после того, как дети выполнят задание, необходимо обсудить с ними основание выделения групп и оценить соответствие результата группировки выбранному основанию (основаниям). Найди в мешочке. В принесенном педагогом «чудесном» мешочке находится некоторое количество предметов, которые можно объединить в группы (например, игрушечные машинки, муляжи фруктов, овощей и др.). Дети по очереди достают из мешочка предметы и объединяют их в группы – подходящие к подходящим. Для того чтобы это было сделано правильно, в начале игры необходимо несколько предметов по очереди достать, положить на стол и внимательно рассмотреть с детьми, наметив тем самым возможные принципы объединения их в группы. Задача взрослого: корректировать (но не прямым вмешательством, а с помощью наводящих вопросов) действия игроков с тем, чтобы группы были сформированы с опорой на существенные признаки предметов.

2. Рассматривание, сравнение, анализ и синтез реалистических изображений предметов. Найди одинаковые множества Игровой материал для этой игры – коллекция почтовых открыток. Участники игры получают игровое задание – найти «парные» открытки, т. е. те, на которых было бы нарисовано одинаковое число предметов. Выигрывает тот, кто составит таких пар открыток больше других игроков. Найди отличия Для проведения этой игры заранее готовится альбом игровых заданий, на каждой странице которого располагается по два рисунка с изображением листьев (или плодов, цветов, ягод и т. д.). В каждой паре один рисунок отличается от другого лишь одним каким-либо признаком, который и должен быть замечен детьми при их рассматривании. Выигрывает тот, кто заметит больше других отличий в изображениях. Сложи картинку. В этой игре в качестве игрового материала используются разрезанные на несколько частей картинки, которые игрокам предлагается сложить в наиболее короткий срок. Количество частей в картинках, которые требуется правильно расположить, постепенно увеличивается с 3–4 до 10–12 и более, при этом может меняться и форма разрезов (прямой, волнообразный, зигзагообразный и др.) .Заплатки. В этой игре детям предлагается «починить» коврики с несложным узором, выбрав необходимую «заплатку» среди предложенных (рис. 3). Игровая задача может быть значительно усложнена в том случае, если детям будет предложено правильно подобрать утраченные фрагменты к сюжетным картинкам. Разложи по порядку. В качестве игрового материала предлагается ряд иллюстраций, связанных одним сюжетом, но разложенных неверно (не по порядку). Дети должны определить, какая из иллюстраций изображает произошедшее раньше или позже, т. е. разложить их по порядку и составить рассказ. Выигрывает тот, чей рассказ будет самым точным и интересным.

3. Запоминание визуально представленного ряда с постепенным увеличением числа включенных в него элементов; восстановление деформированного ряда. Заметь все! На наборном полотне педагог выставляет в один ряд 6–8 картинок с изображением самых разных предметов. На рассматривание изображений детям отводится не более 5–10 секунд, после чего они закрываются и детям предлагается перечислить их в той последовательности, в которой они были представлены. Выигрывает тот, кто заметит и безошибочно назовет все предметы. Разложи по порядку. Ведущий предлагает детям рассмотреть лежащий перед ними ряд картинок и запомнить расположение каждой из картинок. Во время короткой паузы, когда дети закроют глаза, ведущий перемешивает картинки. Задача игроков – восстановить ряд картинок в той же последовательности. Выигрывает тот игрок, кто первым правильно восстановит картинный ряд. Игра может проводиться неоднократно, при этом число картинок, которые предлагаются детям для запоминания, постепенно увеличивается. От светлого к темному. Игровой материал – одинаковые геометрические фигуры (кружки, квадраты и пр.) одного цвета, но разных оттенков (например, от насыщенного, почти черного темно-зеленого до бледно-зеленого). Игровая задача – как можно точнее разложить фигуры, начиная от самой темной и заканчивая самой светлой. Выигрывает тот, кто быстрее создаст гамму цветовых оттенков. Шерлок Холмс Игрок, который выполняет роль Шерлока Холмса, внимательно рассматривает внешний вид своего партнера и отворачивается или выходит на короткое время из комнаты. Партнер меняет некоторые детали своего внешнего вида и предлагает «сыщику» угадать, что он изменил. Если в игре принимают участие несколько детей, можно провести своеобразный турнир на звание «лучшего Шерлока Холмса». Предметом игры может быть не только внешний вид партнера, но и расположение предметов в комнате, мелкие детали на рисунке и др. Сложность игры зависит от количества изменяемых элементов: лучше начать с 3–4 изменений и постепенно увеличивать их число. Угадай, что изменилось? Для проведения этой игры потребуется несколько предметных картинок, как случайно подобранных, так и объединенных по какому-либо признаку (например, принадлежащие к одной тематической группе или начинающиеся на один и тот же звук, сходные по функциональному назначению и т. д.). Детям предлагается их рассмотреть, назвать и на некоторое время закрыть глаза для того, чтобы ведущий смог провести какие–либо изменения в их расположении. Открыв глаза, дети должны отгадать, что изменилось в расположении картинок. Игра может повторяться неоднократно, при этом должно постепенно увеличиваться число картинок, которые в ней используются, а наиболее активные игроки должны быть названы и поощрены. Какие буквы (цифры) изменили свое место? Ведущий предлагает детям запомнить расположение букв (цифр). Затем дети закрывают глаза, а ведущий меняет положение в ряду 1–4 букв (цифр). Открыв глаза, дети должны как можно быстрее определить, какие буквы (цифры) изменили свои места, и правильно восстановить все элементы ряда.

4. Узнавание и называние стилизованных и схематических изображений предметов. Дорожная азбука Игрокам предлагается рассмотреть дорожные знаки, которые встретил на своем пути водитель, и как можно точнее рассказать, как пролегал его маршрут. На что похоже? Для игры нужно заготовить карточки с разными фигурами. Но можно играть, рисуя фигуры непосредственно в процессе игр. Взрослый показывает детям один из рисунков и просит отгадать, на что это похоже. Затем можно поменяться ролями — рисовать по очереди будут дети, а отгадывать – взрослый и другие участники игры.

5. Узнавание контурных, силуэтных, точечных или пунктирных изображений предметов, геометрических фигур, букв, цифр. Угадай, чья тень? Детям предлагаются несколько реалистических картинок и одна силуэтная («тень», которую отбрасывает один из предметов). Нужно как можно быстрее и правильнее назвать, какому предмету принадлежит тень. Волшебные картинки. Игрокам предлагается рассмотреть «волшебные» картинки и определить, какие предметы на них нарисованы. После того как предметы правильно названы детьми, можно предложить обвести их контуры сплошной линией и раскрасить. От 1 до 20 и обратно Ведущий предлагает детям с опорой на таблицу назвать по порядку числа от 1 до 20 и обратно. Можно засечь время, которое потребуется для поиска и называния цифр каждому игроку, и тогда победа того или иного игрока будет установлена вполне объективно.

Публикации по теме:

Использование цветов для развития зрительного восприятия у дошкольников старшей группы на коррекционно-развивающих занятиях Опыт стран всего мира свидетельствует о росте числа детей с отклонениями в развитии. Известно, что жители северных районов страдают от отсутствия.

Дидактические игры на развитие зрительного восприятия Дидактические игры на развитие зрительного восприятия Игра 1. «Пляшущие тени» Цель: развивать зрительное ощущение, формировать представления.

Развитие фонематического восприятия через игры и игровые упражнения у детей старшего дошкольного возраста Доклад по теме «Развитие фонематического восприятия через игры и игровые упражнения у детей старшего дошкольного возраста». Фонематический.

Упражнения для развития музыкального восприятия младших дошкольников Упражнения для развития музыкального восприятия младших дошкольников. Можно играть дома, можно использовать в детском саду. Подготовьте.

Игровые приемы развития фонематического восприятия у дошкольников Сегодня наши дети живут в мире «говорящей техники» и постепенно учатся молчать, а речевые игры и упражнения уступают свое место компьютеру.

Игры и упражнения для запоминания зрительного образа букв Формирование навыка чтения необходимо для дальнейшего успешного обучения в школе. Но не все дети быстро овладевают этим умением. Это отчасти.

Консультация для педагогов «Пальчиковые игры и упражнения для развития дошкольников» Консультация для воспитателей. Пальчиковые игры и упражнения для развития дошкольников. Движение пальцев и кистей рук имеют особое, развивающее.

Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития движений рук с использованием нестандартного оборудования» Игры и упражнения для развития движений рук с использованием нестандартного оборудования Упражнение с массажным мячиком Движения соответствуют.

Консультация для родителей и педагогов «Игры-упражнения для развития воображения детей с ОВЗ»Консультация для родителей и педагогов «Игры-упражнения для развития воображения детей с ОВЗ» 1. Некукольный театр. Соберите коробку разнородных предметов домашнего обихода – дуршлаг, коробку из-под обуви, бумажные стаканчики, фонарик,.

Эмпирическое исследование особенностей развития зрительного и целостного восприятия у детей дошкольного возраста с ЗПР 1. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ Настоящее исследование проводилось на базе «ГБУСО КО реабилитационный центр для детей и подростков.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Игры, упражнения и приемы для развития зрительного восприятия»
Опубликовано: 24 сентября 2019 в 00:14
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Игры, упражнения и приемы для развития зрительного восприятия»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Ломакина (УИ 1831851) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД