Яровая Мария
Игры способствующие развитию познавательных способностей дошкольников
Игры для развития памяти, внимания,
мышления.
Игра «Фотоаппараты».
1-ый вариант: детям показывается карточка с любым изображением, дети должны как можно подробнее описать его.
2-ой вариант: показывается картинка с изображением какого-либо сюжета
(30 секунд, после чего дается другая, подобная первой картинка, но на ней
некоторые предметы отсутствуют или заменены на что-то другое. Надо
сказать, что изменилось.
Публикация «Игры способствующие развитию познавательных способностей дошкольников» размещена в разделах
3-й вариант: рисуются 2 квадрата 3 на 3 клетки (количество клеток можно добавить). В первом в определенных клетках расставлены знаки, в течении 20 секунд ребенок запоминает расположение знаков - фотографирует. Затем первый квадрат убирается. Задача ребенка во втором пустом квадрате расставить знаки, так как они были расположены в первом.
Игра «Пуговица».
Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле - это квадрат, разделенный на клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц. Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится сложнее.
Игра «Опиши предмет».
Игра удобна тем, что проводить ее с ребенком можно где угодно - на прогулке, дома. Можно устроить что-то типа соревнования. Вы вместе с ребенком выбираете знакомый вам обоим предмет, человека или все, что угодно. И нужно припомнить как можно больше отличительных его свойств, признаков. Называть можно по одному признаку, по очереди. Проигравшим считается тот, кто не сможет вспомнить что-нибудь об этом предмете, когда будет его очередь.
Игра «Сделай, как я!» (со счетными палочками) .
Первоначально у ребенка и взрослого по 6 спичек. Один, ведущий, выкладывает из 6 спичек произвольную композицию, затем на одну-две секунды показывает ее партнеру. Партнер из своих спичек выкладывает точно такую же фигуру по памяти. Затем участники меняются ролями. При успешном выполнении условия количество спичек постепенно увеличивается до 12-15.
Игра «Прятки по свойствам предметов».
Прячем игрушку. Описываем ее ребенку (внешний вид, свойства спрятанного
предмета). Ребенок должен назвать, что это за предмет (игрушка).
Игра «Чем похожи, чем отличаются».
Для сравнения даем пары слов:
муха и бабочка;
дом и избушка;
стол и стулья;
книга и тетрадь;
вода и молоко;
топор и молоток;
пианино и скрипка.
Вопросы: Ты видел муху? А бабочку? Похожи муха и бабочка или нет? Чем
они похожи? А чем отличаются друг от друга?
Игра «Сравнение предметов».
Игра «На кого похож?» (вербально) На какого животного похож кролик?
(зайца). В чем их сходство и различие? Какое дерево похоже на ель? (сосна).
В чем их сходство и различие?
По каким признакам можно отличить оленя от других животных? и
т. д.
Игра «Классификация»
1-ый вариант: Разложить предметные картинки по группам.
2-ой вариант: Разложить предметные картинки с изображениями животных на группы: те, кто живет в воде; кто живет в лесу,те, кто живет в жарких странах.
3-й вариант: Из набора карточек выбрать то,
а) что можно есть (съедобное);
б) что сделано человеком;
в) те, на которых изображено 6 (9,7,5) предметов и т. д.
4). Сложить в одну коробку все шишки, а в другую - все ракушки.
5). Положи в одну коробку маленькие ракушки (пуговицы, а в другую -
большие.
6). Сложить в одну кучку длинные палочки, а в другую - короткие.
7). Из всех фигур выбрать только круглые.
8). Рассортировать пуговицы по цвету. В одну кучу - красные, в другую -
зеленые и т. д. (аналогично счетные палочки).
Игра «Обобщение-исключение».
Поиск лишней картинки, лишнего слова.
Вопрос: «Почему лишняя?» «Как можно одним словом назвать оставшиеся предметы?»
Наборы слов / картинок:
1. Стол, стул, кровать, чайник.
2. Лошадь, собака, кошка, щука.
3. Елка, береза, дуб, земляника.
4. Огурец, репа, морковь, заяц,
5. Блокнот, газета, тетрадь, портфель
6. Огурец, арбуз, яблоко, мяч.
7. Волк, лиса, медведь, кошка.
8. Фиалка, ромашка, морковь, василек.
9. Кукла, машина, скакалка, книга.
10. Поезд, самолет, самокат, пароход.
11 .Воробей, орел, оса, ласточка.
12. Лыжи, коньки, лодка, санки.
13. Стул, молоток, рубанок, пила.
14. Снег, мороз, жара, лед.
15. Вишня, виноград, картофель, слива.
16. Автобус, трамвай, самолет, троллейбус.
17. Река, лес, асфальт, поле.
18. Пожарник, космонавт, балерина, милиционер.
19. Парта, доска, учебник, ежик.
20. Змея, улитка, бабочка, черепаха.
.
Игра «Назови одним словом».
Перечисляем несколько предметов, просим сказать, что их объединяет, как
их можно назвать одним словом:
1. суп, каша, гуляш, кисель;
2. лошадь, корова, овца, свинья;
3. курица, гусь, утка, индейка;
4. волк, лиса, медведь, заяц;
5. капуста, картофель, лук, свекла;
6. пальто, шарф, куртка, костюм;
7. туфли, сапоги, кроссовки, босоножки;
8. шапка, кепка, тюбетейка, берет;
9. липа, береза, ель, сосна;
10. зеленый, синий, красный, желтый;
11. шар, куб, ромб, квадрат;
12. телевизор, утюг, пылесос, холодильник;
13. автомобиль, трактор, трамвай, автобус;
Игра «Назови три предмета».
1) Взрослый называет одно слово, например «мебель», а ребенок называет
три предмета, которые можно объединить с этим словом (стол, стул,
диван.).
Игра «Да-нетки».
Материал: карточки с изображением различных предметов.
Водящий загадывает один из них. Дети должны угадать, какой предмет он
загадал, задавая любые вопросы, кроме прямого вопроса о названии. Водящий отвечает только «да» или «нет».
Вопросы:
Из этого предмета можно пить? Нет.
У него есть ручки - ножки? Нет.
На нем можно плавать по морю? Нет.
На нем можно ездить? Да.
Он ездит по рельсам? Да.
Это паровоз? Да.
Можно играть без карточек, обговорив категорию, например домашние животные.
Игра «Подбор слов по аналогии»
1)корова-теленок
курица-(цыпленок)
кошка-(котенок)
2) ночь – луна
день-(солнце)
3)снег- лыжи
лед-(коньки)
4) начало – конец
день –(ночь)
5)морковь-огород
яблоко-(сад)
6) футбол - мяч
хоккей – (шайба)
7)заяц-кролик
рысь-(кошка)
8) пароход –море
самолет – (небо)
9)зима- холодно
лето-(тепло, жарко)
10) лошадь – скачет
заяц- прыгает
Игра «Закончи предложение»
1. Лимоны кислые, а сахар.
2. Собака лает, а кошка.
3. Ночью темно, а днем.
4. Трава зеленая, а небо.
5. Зимой холодно, а летом.
6. Ты ешь ртом, а слушаешь.
7. Утром мы завтракаем, а днем.
8. Птица летает, а змея.
9. Лодка плывет, а машина.
10. Ты смотришь глазами, а дышишь.
11 .У человека две ноги, а у собаки.
12. Птицы живут в гнездах, а люди.
13. Зимой идет снег, а осенью.
14. Из шерсти вяжут, а из ткани.
15. Балерина танцует, а пианист.
16. Дрова пилят, а гвозди.
17. Певец поет, а строитель.
18. Композитор сочиняет музыку, а музыкант.
Игра «Последовательность событий»
«Кем (чем) был?»
кем (чем) был раньше:
цыпленок - яйцом;
лошадь - жеребенком;
корова- теленком;
дуб -желудем;
рыба -икринкой;
яблоня - семечком;
лягушка -головастиком;
бабочка - гусеницей;
хлеб -мукой;
птица -птенцом;
овца -ягненком;
шкаф -доской;
велосипед -железом;
рубашка -тканью;
ботинки -кожей;
Все предложенные упражнения желательно проводить в игровой форме, ведь период дошкольного детства - это период игровой деятельности. Ценность игры в том, что в ней ребенок легко усваивает то, на что в других условиях пришлось бы приложить значительные усилия. В игре ребенок лучше запоминает, сосредоточивается и осознает. Без «игрового» периода не бывает успешного обучения в школьном возрасте, а позже не происходит развития зрелой полноценной личности.
Поэтому, играйте с удовольствием! Превращайтесь чаще в добрых волшебников и дарите своим детям те же радостные и беззаботные минуты, которые останутся навсегда в детских сердцах сладкими воспоминаниями.
педагог-психолог Яровая М. А