Анжелика Чистикова
Игры раннего возраста
У ребенка есть страсть к игре, и ее надо удовлетворять.
Надо не только дать ему вовремя поиграть,
но и пропитать игрой всю его жизнь.
А, Макаренко
Материалы для занятия: емкость с водой, пластмассовые бутылочки разной формы и объема, предметы (из металла, дерева, резины, пластмассы, бумаги, сахар, песок, водорастворимая краска, фигурки из льда, пластмассовые трубочки, цветное тесто, горошины, массажный шарик (из су-джок терапии).
Публикация «Игры раннего возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Младшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2020
Дети раннего возраста любят играть с игрушками, бытовыми предметами. Сначала они играют в одиночку, но с полутора лет их все чаще привлекают игры со сверстниками. В процессе игры дети приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, учатся общаться.
Что дает ребенку игра:
— удовольствие;
— знакомство с нормами, правилами жизни;
— общение со сверстниками;
— возможность выражать свои эмоции;
— возможность выбирать игрушки (предметно-игровую среду, средства игры (слово, движение, песню);
— внутреннюю свободу: играю где хочу, с кем хочу, сколько хочу, чем хочу.
Классификация игр, необходимых для развития
детей раннего возраста
Сенсорные игры.
Сенсорика — от лат. зепзиз — чувство, ощущение. Эти игры дают опыт работы с самыми разнообразными материалами: песком, глиной, бумагой. Они способствуют развитию сенсорной системы: зрения, вкуса, обоняния, слуха, температурной чувствительности. Все органы, данные нам природой, должны работать, а для этого им необходима «пища».
Моторные игры (бег, прыжки, лазание).
Моторика — двигательная активность. Не всем родителям нравится, когда ребенок бегает по квартире, залезает на высокие предметы. Безусловно, прежде всего надо подумать о безопасности ребенка, но не стоит запрещать ему активно двигаться.
Игра-возня. Это еще одна разновидность игр, необходимых для развития ребенка раннего возраста. Взрослые часто запрещают подобные игры, считая их слишком шумными и не приносящими пользы. Но даже такая незамысловатая игра, как «куча мала», учит детей взаимодействию друг с другом, умению управлять своим телом, выплескивать эмоции. Чтобы ребенок получил опыт игры-возни, папы могут «померяться» с ним силой. Ребенок от подобного общения придет в восторг, а кроме того научится принимать и победу и поражение. Скорее всего будет доволен и папа.
Именно от года до трех лет у детей формируется образ «телесного Я», они начинают осознавать свое тело, учатся управлять им. Пусть ребенок знакомится с окружающим миром: щупает, смотрит, нюхает, кувыркается.
Языковые игры. Это эксперименты со словами, звуками. Иногда дети доводят родителей до исступления, выкрикивая в течение дня одну и ту же бессмысленную фразу. Лучше подключиться к игре, например, добавить несколько рифмующих слов.
Ролевые игры. Они начинают привлекать детей ближе к 2,5 годам. И еще раньше дети начинают кормить кукол, укладывать их спать, ну в точь-в-точь как мама. Это зеркальное отражение поведения взрослых позволяет родителям узнать, как воспринимают их дети.
Выбирая игру для ребенка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребенка, быть для него привлекательной.
Сенсомоторное развитие ребенка
Почему акцент в выборе игр для детей раннего возраста стоит делать на сенсорные и моторные игры?
Сенсомоторный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций: восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления, речи.
Двигательная активность развивается в определенной последовательности: противостояние силам гравитации (ребенок поднимает голову, переворачивается на бок, на живот, ползание, лазание, ходьба, бег. Например, необходимый этап двигательного развития — ползание. В процессе освоения ползания формируются:
зрительно-моторная координация, определяющая впоследствии манипуляцию с предметами, рисование, письмо;
межполушарное взаимодействие — координация работы левой и правой частей тела, что теснейшим образом связано с развитием мышления и речи ребенка;
ориентация в пространстве;
чувство равновесия.
Формирование и закрепление любых телесных навыков предполагает востребованность извне восприятия, эмоций, процессов саморегуляции (если не чувствуешь. рук и ног, то как ими можно управлять). Первичные движения ребенка — хватание, сосание, ползание, лазание — базируются на рефлексах. А началом рефлекса является сенсорная стимуляция: зрительная (ребенок увидел, тактильная (пощупал, звуковая (услышал).
Сенсомоторное развитие возможно лишь при взаимодействии ребенка со взрослыми, которые обучают его видеть, ощущать, слушать и слышать, т. е. воспринимать окружающий предметный мир.
Ведущая деятельность детей 1—3 лет — предметно-игровая. То, как взрослый играет с ребенком, каким жизненным опытом его обеспечивает, существенно влияет на эмоциональное развитие, способности к учебе и умение приспосабливаться к взрослой жизни.
Несформированный первично сенсомоторный базис приводит к повышению энергозатрат психики. Если задача, предлагаемая ребенку социумом, опережает физиологические возможности ребенка, происходит энергетическое обкрадывание. Это плохо сказывается на процессах, развивающихся в данный момент времени. Ярким примером неадекватного распределения церебральной (мозговой) энергии является раннее (в 2—3 года) обучение ребенка буквам и цифрам. Реакция (иногда отсроченная по времени) может сказаться в эмоциональных нарушениях, склонности ребенка к частым заболеваниям, в аллергических явлениях, элементах логоневроза, тиках, навязчивых движениях.
Отстающие в моторном развитии дети медлительны, тонкие дифференцированные движения удаются им с трудом, переключаемость и последовательность движений нарушены. Они с запаздыванием начинают захват игрушки, долго не осваивают пинцетный захват предмета двумя пальцами, начинают ходить позже обычного срока.
Сенсорные игры
Игры с водой.
1. Выливаем, наливаем, сравниваем:
— сколько маленьких стаканчиков поместится в большую бутылку;
— наполнить бутылку до половины — она будет плавать;
— налить бутылку до верха — она будет тонуть;
—«фонтан» из бутылки.
2. Кидаем в воду все подряд (металл, дерево, резину, пластмассу, бумагу, губки) :
— тонет — не тонет;
— вылавливаем игрушки;
— «дождь» из губки.
3. Эксперименты с подкрашенной водой: прозрачная --не прозрачная.
4. Лед. Знакомим ребенка с разной температурой: холодно — тепло — горячо.
Растворяется — не растворяется, тает — не тает.
5. Создаем воронку: дуем в воду через трубочку
Игры с тестом
Способствуют развитию мелкой моторики, процессов ощущения, расслабляют ребенка, снимают эмоциональное напряжение. Детям предлагается несколько комочков из цветного теста (красный, синий, желтый).
1. Пальчики шагают по лепешке (подушечки пальцев быстрыми
движениями надавливают на середину и края лепешки).
2. На плоскую картинку из теста кладут ладошку, надавливают натыльную сторону ладони.
3. Большим пальцем надавливают в середине лепешки.
4. Лепешку украшают горохом, фасолью.
5. Ребенку дают комочек теста оранжевого цвета «Лепим колобок» — раскатываем между ладонями шар, дети проговаривают:«Колобок, колобок, румяный бок».
6. Детям предлагают приклеить колобку глазки, рот, нос из фасоли.
7. Строят пирамидку, скрепляют шарики или кубики кусочками теста. Нанизывают шарики из теста на палочку, карандаш.
Моторные игры
Пальчиковая гимнастика (игры и упражнения по развитию мелкой моторики).
1. Делайте упражнения с массажным шариком (из су-джок терапии, грецкими орехами, шестигранными карандашами, желательно сопровождаемые стихотворным текстом. Длительность упражнений 2—3 мин (в зависимости 01 возраста). Одно упражнение по-вторяется 4—6 раз; пальцы левой и правой рук следует нагружать равномерно (упражнение выполняется сначала правой, потом лево--рукой, затем двумя одновременна после каждого упражнения нужно расслаблять пальцы рук ( потряс:, кистями).
2. «Танцуйте» пальцами и хлопайте в ладоши.
3. Занимайтесь с детьми мозаикой, играми с мелкими деталям; : мелкими игрушками, счетными палочками.
4. Попробуйте технику рисования пальцами. Добавьте в краски соль или песок для эффекта массажа.
5. Организуйте игры с водок тестом.
6. Давайте детям лущить горох и чистить арахис.
Мытье посуды и уборка стола после еды — прекрасная возможность потренировать мелкие пальцевые мышцы.
Развитие умственных способностей ребенка
раннего возраста
Понятия
* Обращайте внимание детей на видимые связи понятий и предметов в окружающей обстановке, таких как тень на полу, линии В рисунке ковра.
* Читайте книги и истории, где имеются повторяющиеся понятия и действия («Волк и семеро козлят», «Три поросенка»).
* Давайте детям задания нарисовать предметы с противоположными значениями. Например, тонкую и толстую линию, цветной и черно-белый рисунок.
* Обсуждайте с детьми времена года, очередность месяцев, дней в неделе.
* Поговорите об организме человека. Как мы вдыхаем и выдыхаем воздух? Как бьется наше сердце?
* Разучите с детьми стихи, в которых есть обозначение понятий.
Например: Плечи, коленки, Носки, голова, Носики, ушки, Рот и глаза.
Привлекательность новизны
* Меняйте детские игрушки, делайте перестановку в комнате и привлекайте к процессу детей. Убедитесь, что дети готовы к этому. Слишком частые изменения могут вселять неуверенность.
*Прячьте на время часть игрушек (на пару месяцев, а потом возвращайте.
* Вырезайте с детьми силуэты из бумаги.
*Попробуйте говорить простые
слова наоборот.
Перекрестные движения
*Левое полушарие контролирует правую сторону тела, а правое контролирует левую. Мы нуждаемся в равноценной работе обоих полушарий, необходимо формирование межполушарного взаимодействия.
* Начинайте каждый день с зарядки, в которую включены упражнения на перекрестные движения рук и ног. Например, наклонитесь и достаньте левой
рукой правый носок ноги и наоборот.
* Играйте в «Ладушки».
* Разучите несколько упражнений на координацию движений.
Например, хлопните правой ладонью о левое колено, затем хлопните в ладоши и поменяйте руку и ногу.
* Двигайтесь под музыку, пользуясь лентами и шарфами. Пусть дети размахивают ими.
* Расположите предметы на столе так, чтобы детям надо было тянуться за ними.
* Поиграйте в игры, где надо ползать по полу, выполняя при этом перекрестные движения.
* Сажайте детей к себе на колени и читайте вместе книги.
Пусть дети переворачивают страницы.
Возможность выбора
* Предлагайте так, чтобы оставить детям возможность выбора (при выборе красок, меню, места для картины и тому подобное).
Например, «ты хочешь просто молоко или шоколадное молоко?»
* Ограничьте выбор тремя вариантами. Дети теряются при слишком большом выборе.
* Привлекайте детей к решению семейных проблем, давая им
право голоса.