Приложение МААМ

Консультация «Игры понарошку»

Анна Панурова
Консультация «Игры понарошку»
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольные годы- годы игры понарошку. Мир дошкольника полон фантазией. Трудно догадаться, кем он представляет себя в этот или иной момент. Дети начинают играть понарошку - когда учатся говорить. Игра усложняется с развитием речи и умственной активности ребенка, достигая своего предела и конца дошкольного возраста. Игра понарошку, относится к умственным процессам, которые развиваются параллельно с речью. Фантазируя, ребенок производит действия, постигая на собственном опыте идеи, мысли и эмоции, проигрывая свои отношения с другими детьми.

Публикация «Консультация „Игры понарошку“» размещена в разделах

«В игре вещи теряют свой побудительный характер. Ребенок видит одно, а действует по отношению к видимому иначе. …получается… что ребенок начинает действовать независимо от того, что он видит»

(Выготский Л. С.)

В реальной жизни ребенок выполняет почти всегда одну и ту же роль: за нее решают, что надо и не надо делать. Но в мире игры у него свои правила. Много в жизни взрослых ребенок еще не может понять: взрослые ссорятся, уделяют больше внимания другим, чем ему, разговаривают по телефону, когда ему хочется пить. В качестве компенсации ребенок, отыгрывается на своих куклах: он любит их, сердится на них, заставляя идти спать в самый разгар веселья. В процессе такой игры малыш подвергает тщательному анализу свои чувства и действия, пробует свои силы. Таким образом, ребенок познает истоки отношений между людьми.

Все игры дошкольников сопровождаются речью. Речь и игра, неразрывны. Более того во время игры ребенок тренирует речь, классифицирует правила, которые управляют отношениями, организуя свои мысли и занимается обобщениями, видя самостоятельный поиск причин того или иного действия.

Детям нравится играть со строительным материалом, с разными видами конструктора, где ребенок развивает одновременно руки, пальцы и глазомер. Например, в конструировании ключевые операции - отвинчивание и завинчивание, скручивание, раскручивание, соединения, разъединение деталей, установка и балансировка. Игра с конструктором содержит много элементарных научных и математических понятий и представлений в общем виде. Ребенок не знаком с геометрией или принципами возведения чисел в квадрат или в куб, но он может объяснить вам, что круглые фигуры покатятся, а квадратные останутся стоять на месте. Занимаясь конструированием из кирпичиков, благодаря этому ребенок делает серьезное открытие, узнает, что из отдельных частей можно возвести целое сооружение. Сопоставляя размеры деталей, малыш правильно рассчитает надежность своей конструкции и, следовательно, оградит его от лишних неприятностей. Благодаря этому ребенок освоит понятия объема, размера и элементарного деления.

В игре формируются такие положительные черты характера как смелость, честность, стремление к достижению цели, коллективизм. В игре дети легко преодолевают робость и застенчивость, у них развивается находчивость и выдержка. Игра для детей не является просто забавой. В игре ребенок познает жизнь, играя, он изучает цвета, форму, свойства материалов, пространственные отношения, изучат растения, животных, окружающую жизнь взрослых. В игре изучение жизни протекают в доступной и увлекательной для детей форме.

Играем вместе с ребенком

Чаще приходится встречаться с играми, которыми начинается каждое утро. Самые типичные игры "в корабли" и "кровати". Совершенно непонятно, почему дети, у которых есть прекрасные кроватки, мастерят себе их подобия из диванных подушек и ковриков, просыпаясь ни свет - ни заря. Как, впрочем, остается непонятным и то, что тот час, забираясь туда, они притворяются спящими. Да-да, именно так они и делают! Конечно, игра на этом не заканчивается. Со временем она усложняется; к трем-пяти годам она развивается. Они покидают свои постельки, чтобы сходить за "покупками", приготовить "завтрак" и усесться с важным видом, попивая "чай" и закусывая "хлебом", ведя "светскую" беседу.

С детьми на занятиях можно строить из счётных палочек картинки, и обсуждаем, что одна и та же картинка кому-то кажется похожей на дом с трубой, кто-то в этой же картинке видит ложку или лопатку, а кто-то мороженое.

Мы можем взять даже одну палочку, и использовать её как нужный нам по ходу игры карандаш, градусник или ложку.

Многим родителям знакома ситуация, когда ребенок переходит от одной игрушки к другой, не задерживаясь ни на чем. Тянется за игрушкой, но тут же ее бросает. Поднимает другую и вновь ее швыряет. Если взрослый покажет ребенку, как использовать игрушку или вообще любой другой предмет в новой функции, картина изменится.

Например, палочкой или карандашом можно и писать, и температуру мерить, и причесываться. Лист бумаги использовать как качели или как окошко, если сделать в нем дырочку, или как панамку, если положить на голову.

В такой игре новизна впечатлений от действия должна усиливаться словами взрослого, выражающими новое значение предмета. Это и есть игра понарошку, когда в ходе совместной игровой деятельности взрослый придает предмету несвойственные для него значения, перекомбинирует предметную игровую среду.

По мнению многих психологов, игры понарошку и игры с мнимыми ситуациями — это источники формирования воображения ребенка раннего возраста: и не только типично развивающегося малыша, но и малыша с ограниченными возможностями здоровья.

Формирование игрового отношения к предмету

Вместе со взрослым ребенок учится использовать различные предметы в качестве предметов-заместителей: коробку, стульчик, табуретку как машину; колечко, листок, коробку как шляпу; колечко надевать не только на стержень пирамидки, но и использовать его как браслет.

А взрослый называет словом эти разные значения и предлагает свои варианты: через трубочку (понарошку) можно пить сок, использовать ее как градусник; листочек бумаги покачивать за два угла, как качели («кач-кач», укрывать им куклу («бай-бай»); сажать на него легкую игрушку и показывать, как мышка переплывает на лодке реку или озеро.

Мы пригласим кукол в гости пить чай. Понарошку будем разливать горячий чай в чашки, дуть на него, пробовать, вместо баранок используем колечки пирамидки, вместо пирожных — ватные диски, сложенные стопочкой. А потом положим их спать в обувную коробку, укрыв носовыми платочками.

Ребенку становятся интересны новые варианты использования предметов и игрушек. Он практически усваивает способы преобразования предмета: соединение — разъединение, перенос в новые условия, наделение предмета новыми функциями.

Возьмем обувную коробку, снимем с нее крышку, посадим в нее наши игрушки: и зайчика, и белочку, и мишку, и собачку, и куклу. Будем их развозить в нашей машине: зайчика — в аптеку, белочку — на рынок за орехами, мишку — в магазин за медом, собачку — в парк погулять, а куклу — в парикмахерскую.

Накроем коробку крышкой — вот и стол. Накрываем стол для чаепития. Свернем платочек, а из другого сделаем подушку, и наши игрушки пойдут спать. А мы будем с малышом говорить: «Тише, тише, не шуметь! Бай-бай, спать пора!»

Формирование условного действия в процессе слушания потешек и сказок

Рассказывая сказки, взрослые просят детей показать, как баба яичко била-била; показать, как дед яичко бил-бил; показать, как дед репку тянул, как баба репку тянула. Рассказывая потешки «Сорока-сорока», «Гули-гули», просят показать, как гули полетели, как на головку сели, как их прогнали.

Прием создания мнимых действий

Этот прием заключается в параллельном выполнении реальных и соответствующих игровых действий в общении взрослого с ребенком. Действие выполняется и на самом ребенке, и тут же — на игрушке, выполняется с ним совместно и тут же повторяется самим ребенком. Ребенку ставят градусник — и его игрушке; его поят соком — и его игрушку; ему смотрят горло — и игрушке говорят: «Скажи: „А-а“». Показывают действия куклы и затем побуждают ребенка к переносам сюжета на другие игрушки, подсказывая, кто еще из игрушек хочет поесть, погулять, кого еще надо причесать и т. д.

Передвигает ребенок коробку («би-би») — предложите ему сюжет: куколка поедет на машине. «Садись, куколка! Би-би. Гулять поедем в парк (к бабушке, к маме на работу). И зайка хочет поехать. Садись, зайка!» — и т. д.

Для развития игры важно показать одушевление игрушки, отношение к ней как к живому существу.

Легче всего создаются сюжеты по аналогии: что мы предлагаем сделать ребенку, то он предлагает «сделать» игрушке. Умываем ребенка — и «куклу умыть», кормим его — он тоже пусть «куколку кормит», зайчика, мишку… Так же (параллельно) укладываем его спать, лечим, ведем гулять и даже высаживаем на горшок. Тогда сами собой возникают бытовые сюжеты игры.

Когда ребенок освоит речь, игру можно обогатить деталями, разнообразить поведение игрушек, придать им разный «характер». Кормят, например, всех, но зайчик просит морковку, петушок — зернышки, а мишка — мед. Здесь меняется схема игрового действия.

В данной ситуации уже само игровое действие может совершаться понарошку. Морковку вытягивают, зернышки «сыплют» щепоткой, пальцами, а мед «наливают» на ладошку, «подставляют слизывать». Одни игрушки «едят» охотно, причмокивают, другие капризничают, просят конфеты, печенье, мороженое.

Детализация расцвечивает игровое действие, делает его артистичным. Такие игры развивают воображение и творчество, доставляя ребенку радость и новые впечатления.

Занятия для детей 4-10 лет

Игра понарошку (или игра по Бахотскому) – это сюжетно-ролевая, в которой дети учатся строить отношения, а также «тестируют» различные стратегии поведения, чтобы потом использовать их в реальной жизни.

– Дети сами выбирают роль.

– Дети сами придумывают и переплетают сюжет.

– Дети сами создают себе образ.

Сопровождающий помогает всему этому воплотиться в реальности: создает среду, нивелирует конфликты, помогает актуализировать инициативы детей, адекватизирует их действия. Главное правило игры – понарошку.

Родители также могут участвовать в игре, полноценно принимая на себя роль.

___

ЕСЛИ ВЫ ХОТИТЕ, ЧТОБЫ ВАШ РЕБЕНОК:

мог проявлять себя

учился выстраивать взаимоотношения

умел «экологично» выражать свои чувства

научился видеть и чувствовать других

умел воплощать свои замыслы в жизнь

коммуницировал без страха

научился фантазировать

развивал гибкость мышления

умел договариваться с другими людьми

не боялся экспериментировать

наконец-то оторвался от гаджетов

Тогда добро пожаловать на игру!

Мы рассказали и показали вам, как играть «понарошку» и получать от этого огромное удовольствие. Мы - воспитатели совместно с родителями должны организовывать среду, способную меняться, создавать условия в группе, которые позволяют детям проявлять самостоятельность и инициативность, реализовывать собственные замыслы. Мы - воспитатели совместно с детьми должны преобразовывать пространство группы в зависимости от того, чем заинтересованы дети сегодня. Воспитатели наблюдают за ходом игры, анализируют игровую ситуацию «здесь и сейчас», являются помощниками и равноправными игроками. Дети с удовольствием обустраивают и меняют пространство, реализуя в этом свои детские замыслы и фантазии.

Игра выступает средством социализации дошкольников, она является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Игры на природе» «Игры в течение дня» (часть 2) Консультация для родителей «Игры на природе» Ни для кого не секрет, что природа оказывает огромное влияние.

Консультация для родителей — «Игры с мячом»Консультация для родителей — «Игры с мячом» Образовательная область: «Физическое развитие», "Речевое развитие" Задачи: 1. Познакомить детей с умениями в играх с мячом разными способами.

Консультация для родителей «Игры с пирамидкой» Пирамидка — очень полезная игрушка для малышей. Почти в каждой семье есть такая игрушка. Недостаточно просто дать её в руки ребёнку, нужно.

Консультация для родителей «Игры с прищепками»Консультация для родителей «Игры с прищепками» Уважаемые родители! Ребенок живет в игре. Играя, он познает мир, общается с ним, запоминает правила поведения… Важно обеспечить для.

Консультация для родителей «Игры с пуговицами»Консультация для родителей «Игры с пуговицами» Часто мы вспоминаем о пуговице, только, когда ее нужно пришить. Но давайте рассмотрим старую поближе… Первые застежки, напоминавшие пуговицы,.

Консультация для родителей «Игры в постели» Если ваш ребенок очень часто болеет, ему приходится лежать или сидеть в постели. А это так скучно! Чтобы как то развеселить своего ребенка,.

Консультация для родителей «Игры зимой» Зима – прекрасное время для игр на улице. Играть могут не только дети, но взрослые вместе с детьми. Дети надолго запомнят совместные такие.

Консультация для родителей «Кухонные» игры» В последние время, вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, интернет и т.

Консультация для родителей «Мир игры»Консультация для родителей «Мир игры» В педагогическом процессе игра имеет особое значение. Мир игры доступен детям, в игре любой замысел может быть исполнен. К. Д. Ушинский.

Консультация для воспитателей «Театрализованные игры»Консультация для воспитателей «Театрализованные игры» 27 марта - Международный День театра!Почему, на мой взгляд, возникла необходимость поговорить о театрализованных и театральных играх? Потому.

Автор публикации:
Консультация «Игры понарошку»
Опубликовано: 9 апреля 2022 в 10:12
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Игры понарошку»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Панурова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД