Абакумова Елизавета
Игры и игровые упражнения для развития самооценки и социальной уверенности у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Ознакомление социальных педагогов в сфере социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста.
В сентябре в нашем детском саду было проведено начальное мониторинговое исследование, которое показало, что у преобладающего количества детей наблюдается низкий уровень социальной уверенности и самооценки
Темочки:
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самооценка детей, развитие уверенности
- Старшая группа
- Темочки
По методике Репиной было выявлено, что преобладающее количество человек нерешительные, замкнутые, склонные к подчинению, неуверенные в себе. Условно было выделено три уровня социальной уверенности, Низкий уровень наблюдается у 8 человек, средний уровень у 5 дошкольников, высокий уровень у троих дошкольников.
По методике «Лесенка» Щура было выявлено, что преобладает также низкий уровень самооценки.
Для выявления положения ребенка в группе детского сада и его отношения к детям была проведена социометрическая методика «Секрет», которая показала, что преобладающее количество детей относятся к группе малоавторитетных, это 7 детей, к группе непринятых отнесли 5 дошкольников, количество авторитетных и предпочитаемых совпадает – 2 дошкольника.
Деятельность, формирующая социальную уверенность должна стимулировать потребности контактировать с людьми, быть членом группы, взаимодействовать с окружающими, стимулировать мотив самосовершенствования, который является важнейшим путем формирования себя как личности, развития способностей, приобретения знаний и умений. Также эта деятельность должна «гасить» агрессивность, направлять ее в безопасное русло, стимулировать развитие произвольности в поведении, развивать волю, когнитивную, эмоциональную и телесную сферу ребенка.
игра как внешняя деятельность ребенка отвечает всем этим требованиям, предъявленным к деятельности, формирующей социальную уверенность как качество становящейся личности. Игра - мощнейшее средство социализации детей.
Если ребенок не имеет успеха и позитивного навыка в общении, в решении социальных конфликтов или в преодолении неудач, то он не может быть сильным как психически, так и физически.
Занятия были условно разделены на три группы: «Я сам», «Я и другие люди», «Я и коллектив».
Это развитие уверенности в себе, уверенности в общении с одним человеком и уверенности в общении с группой людей — это разные виды уверенности, которые и проявляются и нарабатываются по-разному.
Первая группа «Я сам» направлен на решение следующих задач:
- осознать самого себя, свою индивидуальность;
- развивать свою самооценку в отношении своей внешности;
(Игровое упражнение «Неправильный рисунок», «Я очень хороший», «Корабль» и др.)
Вторая группа «Я и другие люди» направлен на развитие :
- чувства симпатии к другим сверстникам;
- способности чувствовать и взаимодействовать друг с другом;
Сюжетно ролевые игры : «Больница», «Магазин», «Дочки матери», «Встреча гостей», игровая ситуация «Чему я хочу научиться» и др.)
Третья группа «Я и коллектив» воспитывает у детей
- желание общаться в процессе совместной деятельности;
- взаимопомощь и сопереживание;
- обучение детей не только устанавливать контакты, но и умения договариваться.
Игра- экспериментирование «Тайна соленой воды», игровая ситуация «Что я люблю» и др
Сейчас я вам расскажу о тех упражнениях, которые больше понравились детям и которые они использовали в своей самостоятельной деятельности
игровое упражнение «Я очень хороший». Его цель: создание положительного эмоционального фона и повышение уверенности в себе.
В ходе этой игры ребята садились на стульчики, каждый ребенок говорил себе «Я очень хороший» или «Я очень хорошая». Сначала произнесил слово «Я» шепотом, потом – обычным голосом, а затем – кричал его. И таким же образом мы поступали со словами «очень» и «хороший» (или «хорошая»). В конце кричали все вместе: «Я очень хороший (хорошая)». После этого дети кто как хотел произносил Я- свое имя! Я очень хороший! – В конце упражнения все вставали в круг, брались за руки и говорили все вместе: «Мы очень хорошие!» - сначала шепотом, потом обычным голосом и прокричим».
Игровое упражнение «Неправильный рисунок». Его цель: способствовать снижению у детей страха перед возможной ошибкой.
Детям предлагалось нарисовать неправильный рисунок. Если они пытались уточнить, что это значит, то им ничего не сообщалось. После того как рисунки были готовы, дети объясняли, почему их собственный рисунок можно назвать неправильным, с чьей точки зрения он является неправильным.
Игровое упражнение «Корабль»
Цель: содействовать повышению самоуважения ребенка и установлению отношений доверия в группе.
Ребенок-водящий ложится на спину и превращается в корабль. Сначала корабль попадает в сильный шторм: ведущий «качает» «корабль» (толкает ребенка, сопровождая действия словами: «Кораблю трудно, но он выстоит. Волны хотят потопить его. Но он все равно выстоит, потому что он сильный». Буря заканчивается, теперь волны ласково поглаживают корабль и говорят ему: «Мы любим тебя, ты такой большой, сильный» (ведущий при этом мягко покачивает-поглаживает ребенка).
игровая ситуация «Чему я хочу научиться», («Что я умею и чему могу научить своих друзей») и др.)
Дети сидят в кругу, воспитатель крутит стрелку – компас: на кого она покажет, тот рассказывает о себе. В конце ситуации воспитатель делает обобщение и подчеркивает, что дети многому научились и впереди их ждет много новых дел, которые помогут им стать умнее, сильнее и успешнее.
игра-экспериментирования с различными предметами и материалами («Тайна соленой воды»)
Цель: повышение самооценки, уверенности в себе, формирование положительных эмоций
Упражнение «Что я люблю?»
Цель: содействовать повышению самооценки детей и установлению атмосферы доверия в группе.
Дети перекидывали друг другу мячик и говорили при этом: «Я люблю делать…»
15 мая было проведено итоговое мониторинговое исследование, в котором я увидела то, как улучшились показатели детей.
По методике Репиной было выявлено, что преобладающее количество человек имеют высокий уровень социальной уверенности, по сравнению с первым исследованием.
По методике «Лесенка» Щура также изменились показатели, теперь у большинства детей наблюдается высокий уровень самооценки.
в методике по выявлению положения ребенка в группе детского сада увеличилось количество авторитетных детей, а непринятых и малоавторитетных детей уменьшилось.
Создавая на занятиях условия для повышения эффективности взаимодействия ребенка со сверстниками, это способствовало укреплению уверенности ребенка в себе и своих возможностях в общении с другими людьми.
На основании сравнения результатов методик и наблюдения за детьми в процессе образовательной, игровой деятельности воспитателями и мною, было отмечено, что дети стали лучше включаться в взаимодействие между собой, стали более уверенными в себе, в своих словах и действиях. Те, кто не мог сказать «нет» своим сверстникам, стали это делать. Дети стали менее тревожными при выступлениях в группе. Можно сделать вывод о том, что уровень самооценки и социальной уверенности у детей старшего дошкольного возраста повысился.