Гульназ Ушанова
Проект «Игры, формирующие патриотическую культуру у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : тематический, информационно-творческий.
Продолжительность проекта : долгосрочный.
Участники проекта : воспитатели, дети старшей группы, родители.
Цель проекта :
Формирование нравственно- патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, поселку, стране.
Задачи проекта :
• воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу через все виды детской деятельности и игру;
• расширять представления о городах России;
Публикация «Проект „Игры, формирующие патриотическую культуру у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
• знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
• развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны;
• развивать интерес к русским традициям, обычаям, промыслам;
• формировать толерантность, чувства уважения к другим народам, их традициям;
• формировать нравственно-патриотические чувства посредством ознакомления детей с произведениями пейзажной живописи, народного декоративно-прикладного искусства и архитектуры;
• формировать эмоциональный отклик, бережное, заботливое отношение к природе и всему живому, к предметам и явлениям окружающей действительности.
Актуальность проекта
Родина, Отечество. … В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному города и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания : идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Дидактическая игра по нравственно-патриотическому воспитанию позволяет открыть комплекс разнообразной деятельности детей : мысли, чувства, переживания, сопереживания, поиски активных способов решения игровой задачи, подчинение их условиям и обстоятельствам игры, отношения детей в игре.
Пояснительная записка
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей родины.
Поэтому нашей задачей, как педагогов, является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, стране; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах, знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в быту.
Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям: к матери, отцу, бабушке, дедушке – это корни, связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей :
-Семья
- Детский сад
- Родная улица, район
- Родной город
- Страна, ее столица, символика
- Права и обязанности (Конституция)
- Права ребенка (конвенция)
Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут.
Формы работы :
с детьми:
беседы, занятия, рассматривание семейных альбомов, иллюстраций, выставки детских работ по проекту в ДОУ, заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью, творческая речевая деятельность, утренники, развлечения; дидактические и сюжетно-ролевые игры по проекту; сочинение рассказов о семье.
с родителями:
беседы, консультации, родительские собрания по темам проекта, участие в совместных выставках поделок «Мой любимый город».
План проведения мероприятий по проекту
«Игры формирующие патриотическую культуру у детей старшего дошкольного возраста»
Сентябрь
«Моя семья»
1. Беседа на тему «Я горжусь трудом своих родителей».
2. Дидактические игры «Для чего человеку имя», «Как тебя зовут по-другому», «Клубочек ласковых слов», «Моя семья», «Составь портрет».
3. Рисование на тему «Я и моя семья».
4. Работа над понятиями: семья, фамилия, имя, отчество.
5. Работа с родителями: изготовление генеалогического древа семьи.
Октябрь
«Я люблю свой детский сад и город, где я живу».
1. Прогулка «Мой детский сад»
2. «Наши добрые дела» (сбор опавших листьев, помощь дворнику в уборке территории).
3. Составление коллективного рассказа детьми о родном городе.
4. Дидактические игры «Наш детский сад», «Экскурсия по родному городу».
5. Оформление папки-передвижки «Мой любимый город».
Ноябрь
«Наша Родина – Россия»
1. Беседа на тему «Я люблю тебя, Россия»
2. «Государственная символика России» (прослушивание гимна России, раскрашивание нарисованного флага).
3. Беседа «Край, в котором мы живём», Лэпбук «Путешествие по Челябинской области».
4. Дидактические игры «Флаг России», «Патриот», «Собери герб из частей».
«5. Работа с родителями: рекомендация «Нравственно-патриотическое воспитание в семье», консультация «Роль семьи в воспитании нравственно – патриотических чувств у детей».
Декабрь
«Москва –главный город нашей Родины»
1. Экскурсия по Красной площади (по иллюстрациям).
2. Дидактические игры : «Что я вижу», «Найди по описанию».
3. Заучивание стихотворений о Москве.
4. Аппликация «Башня московского Кремля».
5. Работа с родителями: консультация «Приобщение к истории, традициям и культуре России».
Январь
«Богатыри славной Руси»
1. Рассматривание картины «Богатыри» В. Васнецова. Составление рассказа по картине.
2. Слушание в записи былин об Илье Муромце, Микуле Селяновиче, Никите Кожемяке. Беседа «О характере богатырей Руси».
3. Лепка «Конь богатыря».
4. Объяснение смысла пословиц о храбрости и героизме.
5. Дидактические игры : «Богатыри — четвертый лишний».
6. Консультация для родителей «Воспитание трудом».
Февраль
«День защитника Отечества»
1. Беседа на тему «Что лучше – худой мир или хорошая война?»
2. Рассматривание альбома «Военная техника на боевом посту».
3. Подвижная игра «Защита границы»,
4. Дидактические игры : «Кто чем управляет», «Кому что нужно», «Четвёртый лишний», «Узнай по тени».
5. Ручной труд: «Танк» (подарок папе)
6. Работа с родителями: спортивный праздник «Папа может всё, что угодно».
Март
«Мамы всякие нужны, мамы всякие важны»
1. Беседа на тему «Мама, нет на свете дороже тебя».
2. Составление рассказов из личного опыта «Моя мама лучше всех».
3. Рисование «Портрет моей мамы».
4. Заучивание пословиц о маме.
5. Продуктивная деятельность «Подарок маме».
6. Дидактические игры : «Подбери наряд», «Профессии».
Апрель
«Краса ненаглядная»
1. Беседа на тему «Народно-прикладное искусство России»
2. Рисование «Золотая хохлома».
3. Аппликация «Гжельская роза».
4. Лепка дымковской игрушки «Индюк».
5. Консультация для родителей «Народное искусство и детское творчество».
6. Народные игры : «Колечко, колечко выйди на крылечко», «Гори, гори ясно», «Ручеёк».
Май
«Этот день Победы»
1. Беседа на тему «Дети-герои».
2. Рисование на тему «Салют в честь дня Победы».
3. Слушание и пение фронтовых песен; заучивание стихов о войне.
4. Праздник «День Победы», участие в акции «Бессмертный полк».
Вывод:
Проект, игры формирующие патриотическую культуру дошкольников, старшего дошкольного возраста, по повышению уровня познавательного интереса, в рамках формирования патриотической культуры, через игру и других видов деятельности дошкольников, показал свою эффективность: была установлена тесная связь с семьей, в результате повысилась активность родителей по нравственно-патриотическому воспитанию в семье, а также родители активно стали принимать участие в жизни детского сада. У детей сформировались такие качества, как любовь к Родине, к семейным ценностям, уважение к старшим, единение и сплоченность в детском коллективе. Дети почувствовали себя частицей своей великой Родины, своей семьи и города, в котором живут.
Приложение 1
Рекомендации для родителей
«Нравственно – патриотическое воспитание в семье»
Первые чувства патриотизма. Доступны ли они в дошкольном возрасте? Можно сказать, что да дошкольнику доступны чувства любви к своей семье, родному краю, городу, родной природе. Это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе повседневного целенаправленного воспитания. На современном этапе воспитание будущего гражданина патриота своей страны становится очень актуальным и особенно трудным, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение. Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень сложна. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые, не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение нравственным содержанием, раскрывали бы новые, ранее неизвестные или непонятные малышу стороны окружающей действительности. Уже в дошкольном возрасте ребенок должен знать, в какой стране он живет, чем она отличается от других стран. Нужно как можно больше рассказывать детям о городе, в котором они живут; воспитывать чувство гордости за свой город. Приучать детей бережно относиться к тому, что создано бабушками, д