Кузнецова Яна Сергеевна
Игры для развития познавательных процессов
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательные процессы в дошкольном возрасте делают марафонский рывок, превращая несведущего малыша в активную личность – мыслящую, действующую, занимающуюся творчеством. За считанные годы происходит становление умственного потенциала, подготавливая ребенка к большому старту – к школьному обучению и к дальнейшей взрослой жизни.
Развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте проходит поэтапно. Познавательные процессы – это психические процессы, обеспечивающие получение, хранение и воспроизведение информации, знаний из окружающего мира. К ним относят: внимание, восприятие, память, мышление, речь, воображение. Формирование видов, функций, операций каждого процесса познания сначала преодолевает стадию непроизвольности.
Публикация «Игры для развития познавательных процессов» размещена в разделах
Главная задача в развитии познавательных процессов – сформировать свойство произвольности. Ребенок обязан научиться управлять функциями познания и постигать не только то, что привлекает яркостью или звучностью. Окружающий мир наполнен разнообразием предметов, явлений, свойств, событий, отношений – предстоит все их постигать.
Ко времени поступления в школу, наряду с непроизвольным восприятием и вниманием, дошкольнику важно уметь произвольно задействовать познавательные функции. Элементы произвольности закладываются на основе развития речи и таких свойств, как познавательный интерес и любознательность.
Внимание выступает, своего рода, регулировщиком и определяет, какой объект подвергнется обработке в мозговом центре. Ребенок обращает внимание на предмет или его деталь, на природное явление или звук, и в ту же секунду что-то выделяет, запоминает, представляет, обдумывает. Развитие внимания у дошкольников заключается в расширении объема и становлении важнейших свойств: распределения, устойчивости, переключения. Внимание сопровождает формирование всех познавательных процессов у дошкольников. Оно выполняет функцию сигнала, чтобы запустить восприятие, воображение, мышление, а также является условием, обеспечивающим продолжительность процесса.
Процесс умственного развития ребенка запускается с помощью восприятия. Благодаря манипуляциям с предметами и органам чувств, в детский мозг поступает сенсорная информация. Малыш видит красочные фигурки, прикасается к мягким игрушкам, пробует на вкус пластмассовое колечко, следовательно, активно задействуются зрительное и тактильное восприятие. Полученные ощущения накапливаются, сохраняются для дальнейшего применения в качестве сенсорных эталонов. В старшем дошкольном возрасте происходит интеллектуализация восприятия. Дошкольник ставит задачу обследовать объект или определить его качества.
За период дошкольного детства накапливается и перерабатывается огромное количество информации. Помогает с этим справляться память. У дошкольника развиваются следующие виды памяти: образная, двигательная, словесная. Младшие дошкольники ориентированы на самые заметные признаки, их и запоминают. Прежде всего, у дошкольника развивается образная память. Занимаясь игрушками или обследуя предмет, он замечает все больше характеристик, благодаря чему формируется образ. Существенную помощь в развитии образной памяти ребенка оказывает взрослый, если обращает его внимание на важные признаки и проговаривает их. Старшие дошкольники по внутреннему побуждению используют речь, чтобы лучше запомнить информацию. Образный вид памяти дополняется словесным. Непосредственное эмоциональное запоминание и последующее припоминание дошкольник постепенно дополняет произвольным задействованием памяти с использованием словесной формы. В старшем дошкольном возрасте формируется произвольное запоминание и подключается логическая память, что способствует развитию других познавательных процессов.
Психический процесс воображения начинает развиваться в то время, когда в памяти накапливается хотя бы минимальный запас понятий и образов. В младшем дошкольном возрасте воображение носит только воспроизводящий характер. Ребенок вспоминает о том, что он уже видел или слышал, проявляет минимальную фантазию, чтобы подобрать подходящие предметы – заместители, использовать их в игровых действиях. Детское воображение качественно меняется, если дошкольник обучается дополнять известный ему образ или сюжет новыми деталями. Воображение старшего дошкольника характеризуется тем, что он придумывает замысел, а потом ищет средства его реализовать: нарисовать, вылепить, сочинить историю. Процесс воображения становится творческой деятельностью.
Становление мышления дошкольника происходит посредством доминирующих форм познания действительности. Ребенок проходит путь от практических действий до логических умозаключений, используя формы мышления: наглядно – действенное, наглядно – образное, словесно – логическое. Элементарные действия дают много информации, которая запоминается и используется ребенком в мыслительных операциях. Накапливая опыт в играх, творческой деятельности, конструировании, речевой деятельности, старшие дети начинают постигать логику и объективные закономерности. Постепенно размышления переходят во внутренний план и дошкольник формулирует готовый ответ или предложение.
Качественный рывок в развитии процессов познания происходит, когда подключается речь. Использование речевых навыков перестраивает восприятие, меняет соотношение мышления и действий в познании. Воспринимая окружающий мир, дети сообщают то, что они видят, слышат и чувствуют. Обозначение словами тех признаков, которые они заметили, позволяет абстрагироваться от конкретного предмета и прийти к обобщению. Речевые связи помогают выстроить мыслительный процесс.
Интеграция познавательных процессов с речевыми возможностями обеспечивает полноценное интеллектуальное развитие и формирует произвольность умственной деятельности дошкольника.
Игры для развития познавательных процессов
Восприятие
(зрительное, слуховое, тактильное)
«Разрезные картинки»
Взрослый перед детьми на столе раскладывает разрезные картинки с изображением предмета или рисунка, предлагает внимательно рассмотреть и собрать картинку из отдельных частей так, чтобы получилась понятная картинка.
«Где позвонили?»
Ребенок закрывает глаза, взрослый встает в стороне от него (слева, справа, сзади) и звенит в колокольчик. Ребенок должен указать направление, откуда доносился звук.
«Что внутри?»
Ребенку предлагают воздушные шары, содержащие внутри различные наполнители: песок, горох, фасоль, рис, гречка. Шарики должны быть парными. Ребенок должен на ощупь найти пары с одинаковыми наполнителями.
Память
(слуховая, зрительная)
«Чего не хватает?»
Положить перед ребенком несколько игрушек или предметов, попросить внимательно посмотреть и закрыть глаза. В это время убрать игрушку/предмет. После того, как ребенок откроет глаза, спросить чего не хватает.
«Игра в слова»
Назвать ребенку слова, например: слон, заяц, телевизор, курица, шкаф, мышь, волк, диван, кресло, медведь. Задача ребенка: постараться запомнить, а потом воспроизвести как можно больше слов в любом порядке.
Внимание
«Что лишнее?»
Предлагается карточка с изображением 4-5 предметов, один из которых отличается от остальных. Необходимо его найти ( например: 4 предмета посуды и 1 фрукт; 4 овоща и 1 головной убор).
«Выкладывание узора из мозаики»
Ребенку предлагают выложить из мозаики узор по образцу.
«Дорисуй»
Ребенку предлагается назвать, что отсутствует в изображении предметов и дорисовать их. Например: дом без окон, машина без колес.
Мышление
«Логическая задача»
Винни-Пух, Тигр и Пятачок вырезали три флажка разного цвета: синий, зеленый, красный. Тигр вырезал не красный, а Винни-Пух – не красный и не синий флажок. Какого цвета флажок вырезал каждый?
«Чем похожи и чем отличаются?»
Взрослый предлагает детям два предмета, ребенок должен провести их в сравнение и указать сходство и различие. Например: слива и персик, птица и самолет, кошка и белка, апельсин и мяч.
Речь
«Назови слова»
Взрослый просит назвать ребенка 6 слов, которые начинаются на букву «А», «Г», «М» и др.
«Придумай предложение»
Взрослый садится с детьми в кругу. В руках у него мячик/игрушка. Он говорит любое слово, например: кошка, передает мячик/игрушку сидящему рядом ребенку и просит придумать предложение с этим словом. Затем очередь переходит к другому ребенку.
Воображение
«На что похожи наши ладошки»
Предложить ребенку обвести карандашом собственную ладошку и создать рисунок.
«Угадай, кто это»
Взрослый загадывает ребенку животное, которое он должен изобразить другим детям, чтобы те догадались.