Елена Левченко
Игры для развития мелкой моторики
▼ Скачать + Заказать документы
В нашем дошкольном учреждении я использую различные виды взаимодействия с родителями. Один из таких видов взаимодействия -информационный буклет.
В этот раз я предложила родителям буклет "Игры для развития мелкой моторики у детей с использованием нетрадиционных материалов". Существует большое количество упражнений, игр и занятий для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста, но не всегда у родителей хватает времени на подготовку и проведение таких занятий. В буклете предложены игры для проведения которых, не требуются какие-то специальные игрушки, пособия. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки,
Публикация «Игры для развития мелкой моторики» размещена в разделах
пуговицы, бусинки, крупа и т. д.
МБДОУ
«Детский сад комбинированного вида № 70»
Игры для развития мелкой моторики у детей
с использованием нетрадиционных
материалов
Составила
учитель-логопед
Елена Алексеевна Левченко
«УМЕЛЫЕ ПАЛЬЧИКИ»
«Ум ребёнка находится на
на кончиках его пальцев.»
В. А. Сухомлинский
Что такое мелкая моторика?
Это система разнообразных движений,
в которых участвуют мелкие мышцы
кисти руки. Сами собой эти движения
не развиваются, требуется специальная
тренировка. Если кисть ребёнка развита
хорошо, писать он будет красиво,
чётко, легко. Но, к сожалению, очень
часто пальцы рук ребёнка оказываются
слабыми.
Мелкая моторика влияет на многие важные
процессы в развитии ребенка :
речевые способности, внимание, мышление,
координацию в пространстве, наблюда-
тельность, память (зрительную и
двигательную, концентрацию и
воображение. Центры головного мозга,
отвечающие за эти способности,
непосредственно связаны с пальцами и
их нервными окончаниями.
Вот почему так важно работать с пальчиками.
Разминка
1. Сжимайте пальцы в кулак, затем разжимайте их.
2. «Замок»- переплетите пальцы, сожмите ладони.
3. «Пальчики здороваются»-подушечки пальцев
по очереди прикасаются к большому пальцу
(сначала правая рука, затем левая рука)
4. Похлопывайте кистями рук по столу поочерёдно
и одновременно.
5. Разотрите ладони (вверх-вниз)
Достоинством приведенных ниже игр
на развитие мелкой моторики у детей
является то, что для их проведения
не требуются какие-то специальные
игрушки, пособия и т. п. В играх
используются подручные материалы,
которые есть в любом доме: прищепки,
пуговицы, бусинки, крупа и т. д.
Задания по развитию мелкой моторики
могут быть включены в такие
домашние дела, как перемотка ниток;
завязывание и развязывание узелков;
переливание воды. Можно предложить
помыть посуду, предоставив
в распоряжение ребенка пластиковые
предметы, разобрать крупы и так далее.
Обязательно следите за ребёнком
во время игр с мелкими предметами!
Игры на развитие мелкой моторики
у детей с использованием
нетрадиционных материалов.
Крупа.
Оборудование: Поднос, любая мелкая крупа
Содержание: Возьмите яркий поднос.
Тонким равномерным слоем рассыпьте
по подносу любую мелкую крупу.
Проведите пальчиком ребенка по крупе.
Получится яркая контрастная линия.
Позвольте малышу самому нарисовать
какие-нибудь предметы (забор, дождик,
волны, буквы и т. д.)
Пуговицы.
Оборудование: Пуговицы разного цвета
и размера.
Содержание: Сначала выложите рисунок
сами,затем попросите малыша сделать
то же самостоятельно. После того,
как ребенок научится выполнять задание
без вашей помощи, предложите ему
придумывать свои варианты рисунков.
Из пуговичной мозаики можно выложить
неваляшку, бабочку, снеговика, мяч и т. д.
Пульверизатор.
Оборудование: Пульверизатор, ватка.
Содержание: Легко нажимать тремя пальцами
на грушу пульверизатора, направлять при
этом получаемую струю воздуха на ватку так,
чтобы она плавно двигалась по столу.
Можно организовать игру в футбол.
Для этого поставьте ворота с обеих сторон,
возьмите ватку и два пульверизатора
и загоняйте ватку в ворота соперника.
Бусы.
Отлично развивает руку разнообразное
нанизывание. Нанизывать можно все
что нанизывается: пуговицы, бусы,
макароны и т. п. Можно составлять
бусы из картонных кружочков,
сердечек, листьев деревьев,
в том числе сухих ягод рябины.
Используемые материалы:
бусы различной текстуры, леска,
нитки, пуговицы, макароны, сушки,
шнурки и другие материалы.
Содержание: Взрослый раскладывает
на столе бусинки разного размера,
но одного цвета (или одного размера,
но разных цветов, или разных размеров
и разных цветов). Предлагается
самостоятельно сделать бусы, в которых
чередуются большие и маленькие
бусинки, или красные и синие, или
круглые и квадратные и т. п.
При выполнении этого задания важно,
чтобы ребенок не только правильно
продевал нитку в отверстия бусинок,
но и соблюдал определенную
последовательность нанизывания бусинок.
Пробки
Содержание: две пробки от
пластиковых бутылок кладем
на столе резьбой вверх. Это-«лыжи».
Указательный и средний пальцы
встают в них, как ноги.
Двигаемся на «лыжах», делая
по шагу на каждый ударный слог:
«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы».
Развитие мелкой моторики у детей 5-6 лет
Возраст 5-6 лет – это уже возраст подготовки
детей к школе. В этом разделе рассмотрим
развитие графических навыков у детей.
Но для начала необходимо, чтобы ребенок
ориентировался в тетради. Поэтому альбомы
для рисования и обычные листы убираем
в сторону и начинаем проводить занятия
в тетради в клетку. Сначала изучаем верхний
и нижний, правый и левый углы,
центр страницы. Карандаш постепенно
заменяем ручкой. Цель занятий – научить
ребенка ориентироваться в тетрадях в клетку,
рисовать прямые и косые линии, различные
фигуры по точкам и без них. Взрослый ставит
точки, а ребенок должен научиться их ровно
соединять, по такому же принципу рисуем
квадрат по точкам, потом ребенок учится
рисовать этот же квадрат, только уже без точек.
А в дальнейшем – нарисовать квадрат, но уже
не отрывая руки от тетради. Сначала ребенок
учится всему этому вместе с вами по образцу.
Далее доведите эти задания до рисования
под диктовку.
Желаю удачи!