Виктория Кузнецова
Игры для развития мелкой моторики
▼ Скачать + Заказать документы
Роль мелкой моторики в развитии речи детей.
Истоки способностей
и дарований детей
находятся на кончиках
пальцев.
В. А. Сухомлинский
С каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования не только к нам, взрослым, но и к детям: неуклонно растёт объём знаний, которые нужно им передавать. Мало того, педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это основное условие успешного обучения, ведь по средством речи совершается развитие отвлечённого мышления, с помощью слова мы выражаем свои мысли. Что же следует сделать для того, чтобы речь ребёнка развивалась правильно, во время, чтобы малыш рос существом социальным? Ответы на эти вопросы ищут специалисты разных областей знаний – психологи, физиологи, лингвисты, логопеды, дефектологи. Ими предложены интересные гипотезы для объяснения механизмов речи. Сегодня известно, что все функции центральной нервной системы лучше всего поддаются тренировке и воспитанию в период их естественного формирования. Если в это же время создаются неблагоприятные условия, то развитие функций задерживается, и в более позднем возрасте отставание компенсируется с трудом и не полностью. Для речи таким «критическим» периодом развития являются первые три года жизни ребёнка. Если же в первые три года речи ребёнка не было уделено внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное. И. М. Кольцова в работе «Ребёнок учится говорить» указывает на то, что речевые области головного мозга человека формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. Это значит, чем больше ребёнок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Совершенствование мелкой моторики – это совершенствование речи.
Публикация «Игры для развития мелкой моторики» размещена в разделах
Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребёнка «пользоваться» этими движениями. Головной мозг (его высшие корковые функции) руки (кончики пальцев) и артикуляционный аппарат (движения губ, нижней челюсти и языка при речи) связаны между собой теснейшим образом. Ребёнок со скованными движениями неумелых пальцев отстаёт в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью.
О влиянии мануальных воздействий на развитие человеческого мозга известно давно. Китайские специалисты утверждают, что игры с участием рук приводят в гармонию тело и разум, развивают психику и речь.
Так для формирования двигательных навыков пальцев и кистей рук в Китае с давних пор применяются специальные упражнения с каменными и металлическими шариками. В Японии широко распространенны упражнения с грецкими орехами.
Существует множество разнообразных игр для развития мелкой моторики рук, среди которых ведущее место занимают двигательные упражнения с нетрадиционным использованием различных предметов:
- массажных мячей; - бус;
- платочков; - зубных щёток;
- ковриков; - катушек;
- крупных бигудей; - шестигранных карандашей;
- прищепок; - счё тных палочек:
Все игры должны сопровождаться стихотворениями – это основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Для детей проговаривание стихов одновременно с движением пальцев рук обладает рядом преимуществ; речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой чёткой и эмоциональной. Нетрадиционное использование предметов стимулирует умственную деятельность, способствует хорошему эмоциональному настрою, повышает общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движения пальцев рук, расширяет словарный запас, приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям.
Предлагаем несколько игровых упражнений которые можно проводить с ребёнком.
мячиками (су-джок)
Разминка № 1
Ручки, ручки просыпайтесь Дети катают мячик в руках
делая движения вперёд – назад
и в право влево между ладонями.
Пальчики, пальчики просыпайтесь. Катают мячик по каждому пальчику
Правой и левой рук.
Головка, головка просыпайся. Катают мячик круговыми движениями
по голове.
Животик, животик, просыпайся. Катают мячик круговыми движениями
по животу.
Ножки, ножки просыпайтесь. Катают мячик по правой и левой ноге.
Разминка № 2
Мячик сильно посжимаю Дети крепко сжимают мячик поочерёдно
и ладошку поменяю. в одной и другой ладошке.
«Здравствуй мой любимый мячик!» Касаются мячиком каждого пальчика правой и левой руки.
Скажет утром каждый пальчик. Крепко сжимают мячик поочерёдно в
Раз, два, три, четыре, пять. одной и в другой ладони.
Крепко мячик обнимаем,
никуда не выпускаем.
Только брату отдаё т: Поочерёдно передают мячик из одной
Брат у брата мяч берёт. руки в другую руку.
Игра с платочками.
«кошки - мышки»
Дети кладут платочек на колени или на любую ровную поверхность.
Кошка мышку Пальцы обоих рук собирают платочек
Цап – царап. в обе ладони.
Подержала. Держат платочек в ладонях.
Подержала.
Отпустила. Дети кладут платочек на колени,
расправляют его.
Мышка побежала, Все пальцы правой и левой руки
побежала. «бегут» по платочку.
Хвостиком завиляла, Дети кладут кулак правой и левой руки
завиляла. на платочек и «машут» мизинцем вправо
влево, вверх – вниз, имитируя движения хвостика.
Улитка.
Дети кладут платочек на колени или на любую ровную поверхность.
Улитка – недотрожка Ставят кулак правой или левой руки
Высунула рожки. на платочек. Показывают указательный
и средний пальцы – «рожки улитки», шевелят ими.
Медленно ползёт, Пальцы (рожки) медленно
Домик везёт. «передвигаются» по поверхности платочка.
Листики жуёт! Пальцы обоих рук собирают платочек
в обе ладони.
Игры с ковриками
Дикие животные
Дети кладут коврик на колени или на любую ровную поверхность.
Заяц и ежик навстречу друг другу
Шли по дорожке, по полю, по лугу. Указательные и средние пальцы обеих рук «идут» по неровной поверхности коврика навстречу друг другу
Встретились – и разбежались они. Дети стучат кулаком об кулак.
Быстро бежали – поди догони!
Козлята
Дети кладут коврик на колени или на любую ровную поверхность.
Посмотрите-ка, ребята,
У меня живут козлята. Дети сжимают в кулаки обе руки,
Ставят на коврик. Мизинцы и указа
тельные пальцы выпрямляют
(«рожки») .
Щиплют свеженькую травку,
Прыгают через канавку. Кулаки с выпрямленными мизин-
цами и указательными пальцами
поочередно «прыгают» по коврику.
И конечно, любят, братцы,
Козлики мои бодаться. Указательным пальцем и мизинцем
Одной руки («рожками») слегка
ударяют о мизинец и указательный
палец другой руки («козлики бода-
ются»).