Зоя Соколовская
Игры по правилам дорожного движения
Соколовская З. А.
Цель: формирование системы представлений, умений и навыков у детей дошкольного возраста по правилам дорожного движения.
Задачи: Расширение представлений детей о правилах дорожного движения, закрепление и систематизация знаний детей о правилах дорожного движения, их назначении Развитие осторожности, внимательности, самостоятельности, ответственности и осмотрительности на дороге. Развитие связной речи, увеличение словарного запаса.
Публикация «Игры по правилам дорожного движения» размещена в разделах
1. Игра-викторина «Правила дорожного движения в картинках»
Задачи: закрепление и систематизация знаний детей о правилах дорожного движения, их назначении. Формирование представления о значении правил дорожного движения. Развитие зрительного восприятия, внимания.
Материалы: 6 карточек с правильным поведением на дороге, 6 карточек с не правильным поведением на дороге. Карточки-светофоры с красными и зелеными цветами светофора.
Количество игроков: Может использоваться как индивидуально, так и в группе, количество игроков не ограничено.
Правила игры : Взрослый - ведущий зачитывает ситуацию на карточке, показывает ее детям, ребенок-участник (дети) поднимает красный или зеленый свет в зависимости от того правильная или нет ситуация показана на карточке. (Ребенок, по возможности, должен прокомментировать свое действие)
2. Дидактический наглядный материал «Специальный транспорт»
Задачи: Развитие памяти, речи. Запоминания вида транспортного средства, названия транспортного средства.
Материалы: Карточки с изображением транспортных средств – скорая помощь, милиция, пожарная машина и т. д.
Количество игроков: Могут использоваться в индивидуальной и групповой работе
Правила игры :
Вариант 1. «Изучаем, запоминаем.»
Карточки показываются быстро, четко называется изображенное транспортное средство.
По очереди с ребенком (либо детей) отвечаете на вопрос: «Как называется это транспортное средство?», «Какой?/Какое?» «Для чего используется это транспортное средство?»
Вариант 2. «Отгадай транспортное средство.»
Игроком 1 или взрослым подробно описывается любое транспортное средство, изображенное на картинках, не называя его. Игрок 2 должен догадаться, о каком транспорте идет речь, и подобрать соответствующую карточку. Затем игроки меняются местами.
3. Картотека стихов и загадок
Задачи: закрепление и систематизация знаний детей о знаках дорожного движения, их назначении. Закрепление умения узнавать и называть дорожные знаки по внешнему виду. Формирование представления о значении дорожных знаков в общей системе организации дорожного движения, классификации дорожных знаков. Тренировка памяти, речи.
Материалы: карточки с загадками, стихи с изображением знаков дорожного движения.
4. Дидактическая игра разрезанные картинки «Собери дорожный знак»
Задачи: закрепление и систематизация знаний детей о знаках дорожного движения, их назначении. Закрепление умения узнавать и называть дорожные знаки по внешнему виду, самостоятельно составлять описания знаков. Формирование представления о значении дорожных знаков в общей системе организации дорожного движения, классификации дорожных знаков; осознанные навыки поведения на улицах города. Развитие умственных способностей, зрительного восприятия, внимания, речи, мелкой моторики рук.
Материалы: Разрезные картинки из 4-х частей.
Количество игроков: по количеству знаков (может проводится как индивидуально, так и в группе).
Правила игры :
Перед детьми на столе лежат разрезные картинки с изображением знакомого предмета (знаки дорожного движения). Детям – участникам игры предлагается сложить картинку из частей так, чтобы получился целый предмет. Выигрывает ребенок, первым собравший разрезную картинку.
Один из вариантов игры – дети-участники должны правильно сказать, что означают собранные ими знаки.
5. Настольная игра «Город»
Задачи: закреплять знания детей о дорожных знаках о правилах дорожного движения.
Материал: Игровое поле с фишками и кубиком для определения количества ходов.
Игровое поле содержит изображение городских улиц с машинами и дорожными знаками. Игроки поочерёдно бросают кубик и, совершая определённое количество ходов, выполняют задание, которое им выпадает. Выигрывает участник, который первым окажется на финише.
Игра способствует тренировке навыков счёта и знакомства с правилами дорожного движения.
6. Наглядный материал «Дорожные знаки»
Задачи: Развитие памяти, речи; отработка навыков сравнения и группировки предметов по форме, формируют знания об окружающем мире.
Материалы:
Карточки с изображением дорожных знаков.
Количество игроков: Могут использоваться в индивидуальной и групповой работе
Правила игры.
Вариант 1. «Изучаем, запоминаем.»
По очереди с ребенком (либо детей) отвечаете на вопрос: «Какой?», «Что означает?» относительно каждого дорожного знака, нужно дать как можно побольше ответов.
Вариант 2. «Отгадай дорожный знак.»
Игроком 1 или взрослым подробно описывается любой дорожный знак, изображенный на картинках, не называя его. Игрок 2 должен догадаться, о каком знаке идет речь. Затем игроки меняются местами.
7. Раскраски ПДД
Задачи: Закрепление и систематизация знаний детей о знаках дорожного движения, их назначении. Закрепление умения узнавать и называть дорожные знаки по внешнему виду. Формирование представления о правилах дорожного движения, классификации дорожных знаков. Развитие мелкой моторики рук.
Материалы: Раскраски ПДД.
Количество игроков: по количеству знаков (может проводится как индивидуально, так и в группе).
8. Игра-лото «Какой вид транспорта»
Задачи: Способствовать умению детей называть, различать, классифицировать разные виды транспорта.
Материалы: 3 карты – игровых поля с изображением неба, дороги, моря
12 карточек с изображением транспортных средств.
Количество игроков: Могут использоваться в индивидуальной и групповой работе (3 человека, или 3 команды)
Правила игры :
Вариант 1."Игра-лото"
Выбирается ведущий, остальным детям раздаются картинки с изображением неба, моря, дороги. Ведущий поднимает картинку, и ребенок, к которому подходит данный транспорт, поднимает руку и забирает ее.
Вариант 2."Найди ошибку
На больших картинках разложен транспорт, но неправильно, задача ребенка найти ошибки.
Вариант 3."Знаешь ли ты"
Ребё нок рассматривает дидактический материал: называет различные виды транспорта, которые изображены на иллюстрациях и кладет на соответствующую картинку.
**При всех вариантах игры ребенок должен четко проговорить название транспорта, и объяснить, почему он является данным видом.
9. Дидактическая игра «Подбери знак»
Цель: закреплять знание и назначение дорожных знаков.
Дидактический материал: знаки «Пешеходный переход», «Движение пешеходов запрещено», «Подземный пешеходный переход», «Надземный пешеходный переход», «Пункт первой медицинской помощи», «Движение на велосипедах запрещено», «Дорожные работы», «Железнодорожный переезд без шлагбаума», и т. д. По 4-5 знаков на ребенка.
Ход игры : В игре принимает участие вся группа или несколько детей. Воспитатель раздает детям по 4—5 дорожных знаков, дети раскладывают их перед собой. Воспитатель зачитывает правило поведения пешехода на дороге, а ребенок показывает соответствующий дорожный знак, подбирает его к соответствующей картинке, объясняет его назначение и важность для пешехода. Выигрывает тот, кто правильно подберёт все дорожные знаки и расскажет о назначении того или иного дорожного знака для пешехода.
10. Домино «Транспорт»
Задачи: закрепить знания детей о различных видах транспорта правильно их называть и подбирать парные изображения; машина, автобус, самолет
Игровая задача: правильно подбирать парные изображения.
Игровые правила : класть карточки по очереди, рядом с одинаковой картинкой. Выигрывает тот, кто первым положит все карточки.
Игровые действия: если нет парной картинки у играющего, он пропускает ход и ждет, когда на каком-либо конце появится парная картинка. При повторении игры карточки раздаются заново.