Станкова Наталия Сергеевна
Консультация для родителей «Игрушка в жизни ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы
Большинство детских игр связано с использованием разнообразных игрушек.
Игрушка – неизменный спутник ребёнка с первых дней его жизни. Пирамидки, конструкторы и плюшевые мишки – любая игрушка приносит в жизнь новые впечатления, делает ее интереснее и радостнее. Она ставит перед ним игровые задачи, что побуждает малыша к размышлению и развитию познавательных интересов.
Публикация «Консультация для родителей „Игрушка в жизни ребёнка“» размещена в разделах
Игрушка – источник радости ребёнка, предмет его развлечений и переживания. Её специально создаёт взрослый в воспитательных целях, чтобы подготовить ребёнка к вхождению в общественные отношения.
Главная задача взрослого, как считала Г. А. Урунтаева, в том, чтобы научить малыша действовать с игрушками. Поэтому взрослый, сначала помогает ребёнку в играх с игрушками и наделяет её определёнными положительными качествами. Позже ребёнок делает это самостоятельно, по своему усмотрению. Играя, ребёнок переживает со своей игрушкой все события собственной и чужой жизни во всех эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию.
Игрушки для ребёнка являются той средой, которая позволяет исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать творческие способности, выражать свои чувства, учат общаться и познавать себя.
Выбирая игрушку ребенку, важно учитывать несколько правил:
1. Берем игрушку по возрасту
Игрушка должна быть интересна ребенку в его возрасте: не быть слишком простой, но и не слишком сложной.
Для младенцев – гремящие, шумящие, звенящие игрушки; то, что можно пробовать на зубок; игрушки на руку, за которыми ребенок только следит глазками. Картинки – понятные и крупные.
С 1,5 до 3-х лет – всевозможные каталки, стучалки, качалки: все, что может двигаться и чем можно эффектно манипулировать. Музыкальные игрушки. А так же крупные мозаики и кубики. Книжки – игрушки с подвижными элементами и толстыми страницами.
С 3 до 5 лет – игрушки и атрибутика для сюжетных игр (посудка, больничка, парикмахерская, магазин, фигурки животных и людей. Сказки и стихи в большом количестве. Первые энциклопедии в необычном формате (3D, кармашки-окошки).
С 5 до 7 – настольные игры, конструкторы, головоломки, наборы для творчества. Фигурки для создания коллекций. Книги из серии о любимых героях и на интересующую тему (космос, машины, динозавры).
2. Безопасность и качество
Основное, на что стоит здесь обратить внимание:
• форма игрушки. Никаких острых краев, длинных шнурков, торчащих зазубрин, мелких магнитов и других деталей, которые можно проглотить;
• отсутствие резкого запаха любой этимологии,
• естественные цвета без «кислотного» оттенка;
• возрастная маркировка;
• срок годности. Особенно обращайте внимание на этот пункт при покупке резиновых и пластиковых игрушек. Некоторые из них изготовлены из эко-материала, который с течением времени разлагается / рассыпается;
• наличие инструкции и сертификата качества. Вы можете попросить посмотреть эти документы у продавца в магазине.
3. Развитие
В принципе, каждая игрушка для ребенка развивающая. Но, выбирая в магазине игрушку, лучше заранее знать, что именно вы хотите развивать на данном этапе взросления малыша – это поможет сузить круг поиска, сэкономить время и облегчит муки выбора.
Нужна мелкая моторика? Берем матрешки, пазлы, конструкторы, шнуровки, пластилин.
Нужно развивать речь? Обращаем внимание на духовые музыкальные инструменты, книги, логопедические пособия.
И здесь тоже нужно учитывать возраст. Потому что развивать мелкую моторику в 1 год и в 5 лет детки будут по-разному.
4. Соответствие интересам
Если ребенок увлекается лошадками (бегемотами, машинками, динозаврами, феями, нужно брать игрушки этой тематики, взять те, которые развивают разные навыки. Лошадок можно не только расставлять в рядок, но и собирать с ними пазлы, решать про них задачки, читать про них книги и запоминать породы, строить конюшни из конструкторов, лепить им еду из пластилина, вырезать из бумаги, учить про них стихи, учиться заплетать им косички и даже сделать самим мыло для лошадок. Подобно поступать и с другими игрушками.
5. Простота
У ребенка должны быть игрушки, которые оставляют пространство для творчества, чтобы можно было что-то снять-поменять-переставить (сменить одежду, чтобы пожарный стал доктором, а доктор - ковбоем, вообразить одно другим (кубик – это хлебушек, кирпичик, стульчик, тряпочка – это юбочка, седло, полотенце и фата, по-разному использовать свойства одного предмета и использовать его в разных играх.
6. Как вы ее подадите
Ребенка нужно учить играть: показать ему возможности игры, как ее использовать множеством разных способов, в разном темпе, в разных сюжетах, с разными смыслами, одному и в компании.
А главное – играя вместе с вами, ребенок получает положительные эмоции. И потом, когда ребенок сам увидит эту игру, он будет ассоциировать с тем интересом, азартом и радостью, которые были у него в прошлый раз, и захочет играть снова.
7. Выбирайте игрушки с удовольствием и в хорошем настроении!
И играйте в них вместе с детками от души, забывая про возраст и время! Ведь для этого мы их и покупаем.
С помощью игрушек решаются задачи духовного воспитания, социальной адаптации среди сверстников и взрослых, происходит включение в традиционную культуру общества с принятыми в нем ценностями, представлениями о правде, красоте, пользе, нравственных идеалах, и этических нормах.
В младенчестве ребенок получает погремушки, с которыми манипулирует. При этом происходит запечатление форм и цветов, возникает ориентировка на новое, появляется предпочтение.
В раннем возрасте ребенок получает так называемые автодидактические игрушки (матрешки, пирамидки и др., через которые ребенок учится соотносить и различать формы, размеры и цвета.
В том же возрасте он получает множество игрушек-заместителей реальных предметов человеческой культуры: орудий, предметов быта (игрушечная посуда, игрушечная мебель, машин и др. Через подобные игрушки ребенок осваивает функциональное назначение предметов, овладевает орудийными действиями.
Дети в игре воспроизводят почти все жизненные ситуации : играют в свадьбы, прием гостей, рождение младенца и т. д. Несомненно, это приобщает их к традиции, закладывает определенные моральные устои.
Ценность игрушки заключается в следующем:
• дети видят в ней такую же несомненную для себя действительность, какой для взрослых являются законы, машины, ежедневные заботы;
• создает «материальную основу» игры, обеспечивает развитие игры, как деятельности;
• она делает действия детей реальными, что связано с психологической особенностью игры: в ней много воображаемого, условного, но переживания играющих всегда искренние, настоящие и действия их реальны;
• дает возможность активно действовать, выражать свои мысли и чувства;
• помогает воспитанию у детей интереса к труду, дает представления о людях разных профессий;
• игрушка несет эмоциональную и смысловую нагрузку, знакомит с окружающим миром, облегчает понимание связей между разными явлениями жизни, служит опорой для творческого воображения, удовлетворяет потребность в активном общении;
• объединяет детей.
Помните, что все, кроме любимой игрушки, надо периодически менять и обновлять. Если вы заметили, что малыш долго не берёт в руки какую-то игрушку, значит, она ему сейчас просто не нужна. Спрячьте её подальше, а через некоторое время, её появление вызовет новый эмоциональный или познавательный интерес у ребёнка.
Не водите ребёнка слишком часто в игрушечный магазин с множеством соблазнительных, но очень дорогих игрушек. Эти переживания, когда ребёнок не может получить то, что очень хочется, ему совсем не нужны. Только, когда вы сами готовы подарить ребёнку радость, ведите его в магазин и делайте ему праздник.
Игра помогает детям развить способности и получить навыки, необходимые для жизни в сложном взрослом мире. Значение игрушки в жизни ребенка очень велико, но еще важнее для него внимание, забота и любовь близких. Только находясь рядом с малышом, направляя и обучая, вы сможете вырастить из маленького человечка всесторонне развитого человека с большой буквы.