Елена Курочкина
Игровые технологии в речевом развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Современные игровые технологии в развитии речи дошкольников.»
Воспитатель: Курочкина Е. В.
Прекрасна речь, когда она, как ручеек,
Бежит среди камней чиста,
нетороплива,
И ты готов внимать ее поток
И восклицать: «О, как же ты красива!»
Е. Щукин
Публикация «Игровые технологии в речевом развитии дошкольников» размещена в разделах
Современные дети живут в мощном потоке информации. Сейчас вместо живого общения, живой бабушкиной сказки пришли аудиосказка, видеофильмами телевизоры, компьютеры, планшеты,. Огромный речевой поток омывает пытливые головы детей: одни с этим справляются, у других непомерный груз информации тормозит не только речевое, но и общее развитие. Эта негативная тенденция, к сожалению, постоянно растет. Увеличивается количество детей с нарушениями речи, с задержкой речевого развития. А речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом.
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день особенно актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Дети испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико-грамматическими формами, имеют скудный словарный запас и не умеют строить связные высказывания. В речи детей нет образных выражений, мало прилагательных, слова однозначны, язык невыразителен
И вот для решения проблемы
В настоящее время в дошкольном образовании для развития речи детей широко применяются игровые технологии. Такой выбор не случаен, поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольников. Игра - ведущий наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами. В игре он развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Психологопедагогические исследования доказали положительную роль
игры в развитии и обучении детей. В работе по развитию речи дошкольников
использование игровых технологий делает процесс обучения более интересным и занимательным для детей, а следовательно, и более эффективным.
Между речью и игрой существует двусторонняя связь: с одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой стороны сама игра развивается под влиянием развития речи. В игре дети естественным образом учатся связно, последовательно и логично излагать свои мысли, преодолевая барьер стеснения из-за неправильной речи.
Дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для применения игровых технологий в обучении.
Рассмотрим лишь некоторые из них:
1. дидактическая игра.
2. Театрализованные игры
3. Пальчиковые игры
4. Игровые приёмы при заучивании стихотворений,
5. Игровые приёмы при развитии ЗКР,
6. Игры и упражнения на произношение шипящих звуков
1. Дидактическая игра является основным видом игр, используемых в работе по развитию речи,
Дидактическая игра представляет собой многословное,
сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения
детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной
игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.
Существуют следующие виды дидактических игр:
• игры с предметами (игрушками,
• настольнопечатные игры,
• словесные игры.
Таким образом, для развития речи детей дошкольного возраста
рекомендуется использовать дидактические игры.
Практически все задачи речевого развития детей-дошкольников можно реализовать на основе театрализованной игры.
2. Театрализованные игры можно разделить на две основные группы:
• - игры – драматизации;
• -режиссерские игры.
2.1 В играх – драматизациях – ребенок исполняя роль в качестве «артиста» самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются:
• -игры – имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
• ролевые диалоги на основе текста;
• инсценировки произведений;
• -постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
• игры – импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.
2.2 В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист» и «режиссер» управляет «артистами». Озвучивая «героев» и комментируя сюжет, он пользуется различными средствами выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием используемых театров: настольный, плоскостной, пальчиковый, бибабо, театр в коробке, кукольный, театр игрушек.
3. Пальчиковые игры –“Ум ребенка находится на кончиках его пальцев” Сухомлинский В. А. прекрасное средство переключить детей на другой вид деятельности. А проговаривание стихов одновременно с движениями, делает речь детей более ритмичной, громкой, четкой и эмоциональной. Например,
На поляне дом стоит,
На двери замок висит,
За дверями стоит стол,
Вокруг дома - частокол
Тук-тук - дверь открой
Заходите, я не злой
4. Игровые приёмы при заучивании стихотворений.
Декламируя стихотворение, дети имитируют сюжет при помощи слов, мимики и жестов. При разучивании потешек, прибауток, стихов учим детей не только правильно произносить звуки, но и изображать движения действующих лиц. Например, при расчесывании проговариваем и обыгрываем потешку:
«Расти коса до пояса»; при умывании – «Кран, откройся» или «Водичка, водичка». Дети с удовольствием читают потешку и выполняют движения, сопровождая жестами и мимикой.
Сочинительство.
Сочинение стихотворений. / По мотивам японской поэзии /
1. Название стихотворения.
2. Первая строка повторяет название стихотворения.
3. Вторая строчка-вопрос, какой, какая?
4. Третья строчка-действие, какие чувства вызывает.
5. Четвёртая строчка повторяет название стихотворения.
Сказкатерапия. (Сочинение детьми сказок)
«Салат из сказок» / смешивание разных сказок /
«Что будет, если?» / сюжет задаёт воспитатель /
«Изменение характера персонажей» / старая сказка на новый лад /
«Использование моделей» / картинки-геометрические фигуры /
«Введение в сказку новых атрибутов» / волшебные предметы, бытовые приборы и т. д. /
«Введение новых героев» / как сказочных, так и современных /
«Тематические сказки» / цветочные, ягодные и т. д. /
5. Игровые приёмы при развитии ЗКР
Четкое проговаривание чистоговорок и скороговорок развивает звуковую культуру речи. Дети произносят чистоговорки, меняя силу голоса, т. е. тихо, громче, громко; и меняя интонацию: удивленно, вопросительно, испуганно). Например, «Са-са-са – вот летит оса».
6. Игры и упражнения на произношение шипящих звуков.
Так, после рассматривания картинки «Еж и ежата» взрослый предлагает выполнить ряд заданий: четко произнести фразы со звуками «Ш» и «Ж» («Ша-ша-ша — мы купаем малыша; шу-шу-шу — дам грибочек малышу; ши-ши-ши — где гуляют малыши? или: жа-жа-жа — мы увидели ежа; жу-жу-жу — мы грибок дадим ежу; жи-жи-жи — где грибы берут ежи?»). Такие упражнения помогают детям освоить интонацию вопроса и развивают у них чувство ритма. Вычленяя звук при четком произнесении слова, фразы, ребенок подводится к пониманию терминов «звук», «слово».
Игровые технологии показали большую результативность. Но все это индивидуально, и порою для каждого ребенка в отдельности приходится подбирать такую игру, которая его заинтересует, в которую он будет играть с удовольствием. Поэтому очень важно применять индивидуальный подход к каждому ребенку.
Сделали краткий обзор некоторых игровых технологии. Есть такие
Игровые технологии можно представить несколькими разделами:
• Игры для развития фонематического восприятия • Игры для коррекции звукопроизношения • Игры для развития мелкой моторики • Игры для развития связной речи • Голосовые и логоритмические игры • Игры для профилактики и преодоления нарушений письма и чтения • Игры, направленные на развитие пространственного гнозиса
Таким образом, развитие речи в игровой форме деятельности дает большой результат: наблюдается желание абсолютно всех детей участвовать в этом процессе, который активизирует мыслительную деятельность, обогащает словарный запас детей, развивает умение наблюдать, выделять главное.