Татьяна Власова
Игровые технологии в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Острой проблемой для ДОУ, реализующих основные общеобразовательные программы, становится увеличение количества детей, имеющих различные речевые нарушения. В рамках введения ФГОС ДОУ приоритетной задачей становится решение этих проблем с помощью инновационных технологий.
Слово «технология» происходит от греческого слова: «techne» - искусство, мастерство, умение и «logos» - наука, закон. Дословно «технология» - наука о мастерстве.
Публикация «Игровые технологии в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Ключевым звеном любой технологии является детальное определение конечного результата и контроль его достижения. Процесс только тогда получает статус технологии, когда он заранее спрогнозирован, определены конечные свойства продукта и средства для его получения, сформированы условия для проведения процесса.
Наибольший интерес, в образовательном процессе для меня, как учителя - логопеда, представляют игровые технологии, так как они связаны с игровой формой взаимодействия педагога и детей.
Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития, обучаемого в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.
Понятие «игровая педагогическая технология» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс.
Использование игровых технологий в ДОУ позволяет создать наиболее оптимальные условия для коррекционно-образовательного процесса с детьми, имеющими нарушение речи. Визуализация основных компонентов устной речи активизирует работу моторного, слухового и зрительного анализатора.
Целью использования игровой технологии в логопедической практике является повышение результативности коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Данная цель привела меня к постановке и решению следующих задач:
- расширение и обогащение словарного запаса по лексическим темам;
- развитие и совершенствование грамматического строя речи;
- автоматизация звуков в речи;
- развитие фонематического слуха, анализа, синтеза;
- развитие навыков связной речи;
- развитие психических процессов (внимания, восприятия, памяти, логического мышления);
Основная работа учителя - логопеда заключается в формировании у детей всех сторон речи. Часто логопеды остро нуждаются в дидактических и игровых пособиях, так как многократные повторения одного и того же материала утомляют не только ребенка, но и взрослого. И тогда логопеду приходиться придумывать, как и чем разнообразить занятия, чтобы отрабатываемый материал не наскучил ребёнку, был для него интересен. Ведь только положительная мотивация будет способствовать эффективной работе, что приведет в последствие к желаемому результату.
Всё это привело меня к поиску новых приёмов работы, а именно изготовлению новых универсальных пособий и игр, дающих возможность работать над формированием всех сторон речи ребёнка.
Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по основным направлениям:
дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;
учебная деятельность подчиняется правилам игры;
в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
При организации и проведении всех видов игр я соблюдаю следующие условия:
выразительность проведения игр;
необходимость включения педагога в игру;
оптимальное сочетание занимательности и обучения;
простота, доступность, ёмкость и наглядность;
индивидуальный подход к каждому ребёнку, предоставление возможности показать свои знания.
Игры и пособия, используемые мною несут не только образовательную функ-цию, но и направлены на:
урегулирование психоэмоционального состояния детей;
формирование положительной мотивации к занятиям;
преодолению барьера в общении;
создание ситуации успеха для каждого ребёнка;
создание эмоционально-благоприятную атмосферу, способствующую возникновению радостных эмоций, душевного благополучия.
Изготовленные мною игры и пособия рассчитаны на детей 5-7 лет, используются на индивидуальных и подгрупповых занятиях.
Все игры я классифицировала по основным логопедическим направлениям:
Процесс постановки и автоматизации звуков – очень длительный и однооб-разный. Ребенку надо бесконечное количество раз повторить артикуляционные упражнения, слова, предложения с определенным звуком. Это трудно и неинтересно. Для данного направления были изготовлены авторские пособия: «Речецветик», «Рыбалка», «Бусы для гусеницы» (Приложение 1) Данные игры способствуют формированию правильного звукопроизношения и дифференциации звуков, развивают внимание, мелкую моторику.
Например: пособие «Рыбалка»
Материал: удочка с магнитом, озеро, два ведерка синего и зеленого цвета с кармашками для символов звуков, предметные картинки, в названии которых есть автоматизируемые и дифференцируемые звуки.
Вариант 1: ребенок ловит удочкой рыбку с картинкой. Проговаривает слово, выделяя заданный звук. Если звук произнесен правильно рыбку с картинкой поме-щают в одно ведерко. Если звук произнесен неверно, рыбку помещают в другое ведерко.
Вариант 2: дети по очереди ловят удочкой рыбку с картинкой, определяют наличие того или иного звука и кладут рыбку в соответствующее ведерко.
Вариант 3: дети по очереди ловят удочкой рыбку с картинкой, определяют твердость и мягкость заданного звука и кладут рыбку в соответствующее ведерко.
Игровой подход к формированию навыков фонематических процессов осуществляется с помощью таких игр как: «Рассели по домикам», «Логокуб», «Подарок для куклы Кати». (Приложение 1). С помощью данных пособий мы закрепляем умение выделять заданный звук в чужой и собственной речи; развиваем навыки звукового анализа и синтеза, фонематический слух.
Одно из моих пособий «Логокуб» многофункциональное, что выражается в разнообразии дидактического материала, который можно использовать в соответствии с поставленными задачами.
Материал: четырехгранных куб, набор карточек.
Первая грань куба: «Определи первый звук в слове»
Ребенку предлагаются картинки на определенный звук, например, [п] панама, пушка и т. п. Вместе с ребенком мы определяем, что все названные слова начинаются на звук [п], что этот звук согласный. Затем картинки перемешиваются с другими, в названии которых этого звука нет. Задача ребенка выбрать из них те, которые были показаны и поместить их на прищепку под цветком синего цвета. Если слова будут начинаться на гласный звук, то карточки размещаем под цветок красного цвета.
Игра «Подарок». Ребенок из предложенных картинок выбирает для персонажей мультфильмов подарок. Волку и Красной шапочке, надо подарить картинку, в названии которой первый звук твердый. А героям мультфильма из Простоквашино, картинку, в названии которой, первый звук мягкий.
Вторая грань куба: игра «Найди пару» На грани расположены часы, которые поделены на две части. В верхней части размещены картинки. Одна стрелка указывает на картинку, а другая - на пустой кружок внизу. На этот кружок нужно поместить картинку, которая звучит сходно с названием предмета, на который указывает верхняя стрелка. Например: рак – лак, коза – коса и т. п.
Третья грань куба: игра «Поезд» Перед детьми раскладывается картинный материал. Детям предлагается разделить слова на слоги и распределить все картинки по вагончикам. В слове должно быть столько слогов, сколько окон в вагончике.
Четвертая грань: игра «Звукоград» Ребенку предлагается рассмотреть картинку, разобрать каждый звук в данном слове и с помощью цветных квадратов выложить звуковую схему.
Для развития связной речи используются такие игры как: «Конструктор предложений», «Куб с сюрпризом», «Узнай по описанию», «Сюжетный коврик», «Расскажи сказку», «Игровой коврик» (Приложение 2). С помощью данных игр у детей формируются представления об основных элементах, лежащих в основе построения текста: адекватность содержания, последовательность, отражение причинно-следственной связи событий. Дети овладевают навыками составления рассказа по наглядной опоре, рассказа по аналогии, т. е. тех видов монолога, которые составляют основу овладения знаниями в школе.
Одно из пособий данного направления «Конструктор предложений», включает в себя несколько комплектов карточек, и используется в зависимости от уровня сформированной речи, этапа обучения и возраста ребенка. На первых этапах я самостоятельно подбираю группу карточек, объясняя, почему карточки идут друг за другом в определенной последовательности, и прошу ребенка составить по ним предложение. Далее ребенок может подбирать карточки сначала на предложенную тему, затем самостоятельно выбирать и составлять любые предложения.
Материал: планшет, карточки: с предметными, схематичными и сюжетными картинками.
Вариант 1: используются карточки с предметными картинками.
«Кто? Что?» Здесь я предлагаю составить при помощи картинок предложения по разным моделям. Например, составь такое предложение, в котором будет говориться о том, Кто? Что делает? Что? (Бабушка поливает цветы) и т. д.
Вариант 2: используются карточки со схематичными картинками.
«Послушай, повтори». Я читаю ребенку рассказ и по ходу выставляю опорные картинки. Далее повторяю текст и прошу ребенка его повторить, опираясь на карточки.
«Выложи по порядку». Я читаю рассказ и прошу ребенка самостоятельно подобрать и расставить картинки. Далее повторяю текст и проверяю правильность выбранных картинок и их последовательность. Затем прошу ребенка самостоятельно повторить рассказ.
Вариант 3: используются карточки с серией сюжетных картинок.
«Расскажи, что нарисовано». Я выкладываю ребенку серию картинок в нужной последовательности, даю возможность их рассмотреть. Разбираю содержание каждой картинки, объясняю, почему они расположены в такой последовательности. А потом прошу ребенка рассказать, что нарисовано на данной серии картинок.
Так как мы живем в XXI веке — веке информации, нашу повседневную жизнь уже невозможно представить без информационных компьютерных технологий. Они прочно входят во все сферы нашей жизни. Поэтому, применение компьютерных игр, программ может стать ещё одним эффективным способом формирования правильной речи и коррекции её недостатков. Нужно сказать, что многими авторами отмечается положительное влияние компьютерных программ на мотивацию детей к логопедическим занятиям.
Так, с помощью программы «Конструктор картинок» с сайта Мерсибо, мы с ребятами подготовительной группы составляем свои дидактические игры. Работая в программе, мы используем, предложенные в Мерситеке: разнообразные фоны, животные, предметы, персонажи сказок, цифры, схемы для слов и многое другое. Дети самостоятельно подбирают картинки и создают интересные сюжеты по разным направлениям речевого развития, которые потом я распечатываю и ламинирую. Это такие игры как: «Веселые снеговики», «Поймай звук», «Собери в корзину» (Приложение 2). При изготовлении данных игр я учитываю индивидуальные особенности и интересы детей, что облегчает усвоение материала.
Работа ведется как индивидуально, так и с подгруппой детей. Созданные с по-мощью данной программы детские игры, мы размещаем в речевом центре в группе как для самостоятельного использования детьми в свободной деятельности, так и для занятий. Игра сама по себе оказывает благоприятное воздействие на общее психическое состояние ребенка, а если эта игра составлена совместно с детьми, то этот результат превосходит все ожидания.
Дополнительно распечатываются ещё несколько экземпляров игр, которые мы размещаем в приемной группы, где находиться копилка для родителей «Игры выходного дня». Дети с большим удовольствием берут игры домой, с гордостью показывают родителям свои достижения, рассказывают родителям, как играть, тем самым закрепляя материал.
Таким образом, накопленный опыт использования в коррекционной работе авторских пособий позволяет мне сделать вывод о том, что использование игровых технологий способствует формированию у детей положительной речевой мотивации, активизации самостоятельной связной речи, обогащению ее лексического содержания и совершенствованию грамматического оформления, а также развитию коммуникативных способностей. Взаимодействие с ребёнком становится действенным, партнёрским, позволяющим в непринуждённой игровой ситуации провести коррекционную работу. Подтверждением тому является положительная динамика уровня развития детей с речевыми нарушениями.
Список использованной литературы
1. Михайленко Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий / Т. М. Михайленко // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.) Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 140-146.
2. Громова. О. Е. Инновация – в логопедическую практику / Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений. – М. : ЛИНКА ПРЕСС, 2008. – 232 с.
3. Ихсанова С. В. Игротерапия в логопедии : звуковые превращения. Логопедические игры для закрепления звукопроизношения трудных звуков/Ростов н/ Дону: Феникс,2016. – 186(1) с: ил. – (Школа развития)