Ольга Свиридова
Игровые технологии на музыкальных занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
"Игровые технологии на музыкальных занятиях"
«Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным –
первоначальная задача обучения.» К. Д. Ушинский
Игровые технологии – это фундамент всего дошкольного образования. Цель игровой технологии – не менять ребенка, не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. Таким образом, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Значение игры не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится:
Публикация «Игровые технологии на музыкальных занятиях» размещена в разделах
- способом обучения;
- деятельностью для реализации творчества;
- методом терапии;
- первым шагом социализации ребенка в обществе.
Музыкально-игровая деятельность – один из самых доступных видов приобщения детей дошкольного возраста к творчеству, музыкальному искусству и воспитанию личности посредством музыки.
В зависимости от способностей ребенка музыкальный руководитель подбирает обучающие игры, которые помогут максимально раскрыть и развить талант малыша. Здесь нет места авторитаризму, навязыванию мнения и обезличенному подходу к воспитаннику. На музыкальных занятиях, как правило, царит атмосфера любви, взаимоуважения и сотрудничества.
Музыка для ребенка – мир радостных переживаний. Музыкальный руководитель открывает перед ним дверь в этот мир.
Музыкально-игровой тренинг – форма организации совместной деятельности музыкального руководителя и детей, которая представляет собой комплекс музыкальных игровых упражнений, логически связанных и выстроенных в определенном порядке, направленных на решение широкого спектра задач. Структура, содержание и продолжительность тренинга варьируются в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями, возможностями и способностями детей.
Тренинговые игровые упражнения имеют комплексный характер и несут образовательно-развивающую нагрузку.
Музыкально-игровой тренинг, как любая форма организации педагогического процесса, имеет свои этапы:
1. Организационный этап включает коммуникативно-тактильные и музыкально-речевые упражнения.
2. Основной этап: моторно-двигательные и имитационно-моделирующие упражнения.
3. Заключительный этап - коммуникативно-релаксирующие упражнения.
Комплекс упражнений музыкально-игрового тренинга включает :
1. Коммуникативно-тактильные – способствуют развитию сенсорного восприятия, коммуникативных умений.
2. Музыкально-речевые – обеспечивают совершенствование речевых функций.
3. Моторно-двигательные – развивают моторику и координацию.
4. Имитационно-моделирующие способствуют воспроизведению реальных и условных ситуаций выразительными средствами.
5. Коммуникативно-релаксирующие способствуют снятию тревожности, умственного и эмоционального напряжения.
Чтобы достичь определенных результатов в проведении тренинга, необходимо провести предварительную диагностику детей и выявить их конкретные проблемы межличностного общения в возрастной группе, обусловленные неразвитостью эмоционально-волевой сферы.
На основании результатов диагностики формируется группа для занятий (не более 12 человек).
Далее педагог приступает к разработке непосредственно занятий игротренинга. Оптимально для достижения положительной динамики проводить тренинг не реже одного раза в неделю в течение 1-2 месяцев. Т. о., нужно разработать план-конспект проведения 4-8 тренингов.
В процессе конструирования педагог определяет, для какой возрастной группы предназначены упражнения, количество участников, оценивает степень сформированности того или иного умения, учитывает психологические и поведенческие характеристики воспитанников.
Так же необходимо определить цель музыкально-игрового тренинга, его содержание и структуру (последовательность и объем упражнений).
После проведения серии игротренингов снова проводится диагностика, позволяющая увидеть динамику показателей в сравнении со стартовой.
Музыкальные игры – залог того, что обучение будет происходить в увлекательной форме, понятной каждому ребенку. Прививая любовь к эмоционально обогащенным занятиям, мы делаем жизнь детей ярче, счастливее, интереснее!
Если мы будем использовать музыкальные игры на каждом занятии, дети станут более послушными – ведь желание поучаствовать в новой, увлекательной игре, будет лучшим стимулом, удерживающим их от чрезмерных шалостей.
Если дети пребывают в хорошем расположении духа и с нетерпением ждут, какое же музыкальное развлечение их сегодня ожидает, то нам останется совсем немного – выучить с малышами правила и подарить им и себе несколько минут веселья